Библиографическое описание:

Хабекиров М. А. Экономическое содержание категории «услуги» в национальной экономике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1046-1050.



В статье рассматриваются понятие и основные особенности категории «услуги»; приводится их общая характеристика; а также анализируются экономические основы их содержания, характерные для национальной экономики.

Ключевые слова: услуги, экономика, рынок услуг.

In this article the term and the main features of the category «services» are considered; their general characteristic is given; and also the economic bases of their contents in national economy are analyzed.

Keywords: services, economy, market of services.

Категория «услуг» в последнее время набирает всё большую популярность.

Учитывая последние тенденции современного развития, сфера услуг становится наиболее востребованной и, в первую очередь, это происходит, вследствие повышенного внимания к данной сфере со стороны потребителей.

Международная сфера оказания услуг развивается под влиянием общих закономерностей, протекающих в мировой экономике. Мировая экономика на современном этапе развития — это комплекс соподчиненных и взаимозависимых национальных экономик, в котором сильно влияние глобализации и факторов с ней связанных.

В XXI веке по всему миру распространились консьюмеристские настроения, которые характеризуются постоянным и часто неконтролируемым потреблением. Данное утверждение в полной мере относится и к сфере услуг.

Повышение объемов торговли услугами на мировом рынке стало отдельной важной тенденцией. Согласно статистике ЮНКТАД, в 2014 году объем торговли услугами вырос в 11 раз по сравнению с 1980 гг. Наиболее высокие темпы роста имеет торговля финансовыми, страховыми, телекоммуникационными и другими услугами [3].

Тем более, что большинство исследователей отмечают, что преобладание в структуре экономики сектора услуг рассматривается в литературе в качестве одного из основных признаков постиндустриального общества [4].

Категория «услуг» с точки зрения её экономической составляющей имеет два значения, а именно:

  1. Во-первых, услуги представляют собой определенный вид экономической деятельности. Соответственно, к услугам относятся все виды экономической деятельности, за исключением промышленного производства и сельского хозяйства.
  2. Во-вторых, услуги представляют собой экономическое благо. С этой точки зрения под услугами одни экономисты понимают саму деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальной потребности, другие — результат, удовлетворяющий индивидуальную потребность, а третьи — диалектическое единство деятельности и результата, достигаемого в ходе этой деятельности [7, c. 41].

В советской экономической науке понятие услуг базировалось на определении К. Маркса: «Особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [7, c. 39]. При этом сформировались две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под услугами понимали результат труда, полезный эффект деятельности [8, c. 42].

В настоящее время спектр услуг обусловлен особенностями бурного развития всех сфер общественной жизни и высоким уровнем технологического прогресса.

Перечислим те услуги, которые в настоящее время имеют наиболее широкое распространение:

– туристические,

– финансовые,

– образовательные,

– потребительско-гастрономические (рестораны, кафе, кейтеринг, доставка еды),

– рекреационные,

– развлекательные,

– транспортные,

– финансовые, и др.

Как справедливо отмечают большинство современных исследователей, в настоящее время в России осуществляется поэтапный переход от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов, необходимый для успешной интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство. Соответственно, меняется и подход к определению границ сферы услуг в сторону их расширен [7, c. 38].

Итак, категория услуг имеет свое многостороннее содержание и многоаспектную сущность.

В рамках данной статьи рассмотрим экономическую составляющую категории «услуги». Важность и актуальность рассмотрения именно экономической составляющей анализируемой категории заключается в том, что в настоящее время в эпоху глобализации, развития интеграционных процессов и стирания политических, географических и экономических границ, на первый план выдвигается именно экономическое содержание категории «услуги». Данный факт можно подтвердить на примере Всемирной торговой организации (ВТО).

Дело в том, что ВТО и созданный в ее рамках правопорядок построены по американской модели интеграции. В отличие от европейской модели, которая получила наиболее полное воплощение в рамках Европейского союза, ВТО не стремится к достижению подлинной солидарности своих Членов на основе выработки между ними общей политики, введения единой валюты, создания общих фондов для оказания поддержки более бедным странам и т. п.

Интеграционные процессы в рамках ВТО сводятся почти исключительно к негативной интеграции, т. е. к либерализации трансграничных экономических связей между хозяйствующими субъектами разных государств (напомним, что категория интеграционного права «либерализация», широко используемая в документах ВТО, является официальным эквивалентом научно-теоретического понятия «негативная интеграция»). Поэтому центральное место в содержании права ВТО занимают нормы, направленные на сокращение межгосударственных барьеров в торговле товарами и услугами, т. е. на взаимное открытие национальных рынков государств и приравниваемого к ним единого внутреннего рынка Европейского союза, стирание экономических границ между Членами ВТО [1, c. 81].

Более того, важность экономического содержания категории «услуги» подчеркивается и в программных документах другого интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в качестве одной из важнейших целей которого установлено следующее: стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики» [2, c. 60].

Современный этап развития мировой экономики характеризуется активизацией процессов унификации правил оказания услуг и увеличением их объемов и масштабов, что является объективным следствием развития процесса глобализации. Расширение и интенсификация различных форм международного сотрудничества стран мира, в том числе, в международной сфере услуг, стало закономерным итогом развития глобализации как высшей стадии интернационализации.

Экономическое содержание категории «услуги» раскрывается через возмездный характер их оказания на рыночных условиях, а также необязательность получения выгоды / прибыли / дохода как единственной цели оказания услуг.

Итак, большинство услуг носит возмездный характер, но вместе с тем особенностью их экономического содержания является то, что при возмездном характере их оказания, они не всегда диктуются только соображениями получения прибыли.

В качестве наглядной иллюстрации данного утверждения можно привести достаточно распространенный в последнее время пример оказания услуг по подбору персонала, причем данная услуга может носить международный характер.

Итак, современный мировой порядок характеризуется процессами глобализации, которые относятся ко всем без исключения сферам взаимодействия. Не стал исключением и рынок рабочей силы. Различные факторы экономического развития предопределили необходимость привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к работе во всех компаниях мира. В недавнем прошлом в США была реализована широкомасштабная программа по привлечению высококвалифицированных специалистов в области развития инноваций, в результате которой они получили около 38 млн. специалистов данного профиля. Страны ЕС тоже не отстают и в августе 2012 года внедрили так называемые «синие (голубые) карты», предоставляемые высококвалифицированным специалистам на особых (как правило, упрощенных и привилегированных) условиях (Директива Совета ЕС 2009/50/ЕС от 25 мая 2009 года).

Вот и в российской практике всё чаще возникают ситуации, когда приходится привлекать к выполнению тех или иных работ (оказанию услуг) иностранных высококвалифицированных специалистов. Не столько важны причины подобного аутсорсинга, сколько правовые нюансы его оформления, сама процедура принятия на работу такого специалиста.

Представляется, что в вышеописанных примерах целью оказания услуг по подбору высококвалифицированного персонала было не только и не столько извлечение прибыли, сколько повышение уровня развития технологий или престижа своей страны или уровня экономического развития (а, соответственно, и политического влияния собственного государства). Причин может быть много и многие из них носят характер не экономической выгоды. К примеру, то же чувство патриотизма, или проверка собственных сил и возможностей, повышение самооценки, и др.

Проецируя экономическое содержание категории «услуги» на национальную экономику Российской Федерации, следует отметить, что развитие данной сферы обусловлено некоторыми специфическими внешними обстоятельствами и, в первую очередь, экономическими санкциями.

Процесс глобализации привел к сокращению экономических барьеров, диффузии знаний, информации и технологий, что дало возможность для свободного выхода национальных экспортеров услуг на внешние рынки. Процесс либерализации российской внешне-экономической политики был остановлен экстраординарными событиями (применение экономических санкций наряду с резким падением цен на сырьевые продукты российского экспорта). В таких условиях возросла необходимость реформирования внешнеэкономической политики с целью диверсификации и укрепления национальной экономики.

В настоящее время в России сложилась сырьевая модель экономики, при которой более 60 % ВВП формируют добывающие отрасли. Падение цен на энергоносители существенно уменьшило доходную часть бюджета, что уже второй год приводит к его дефициту. В результате антироссийских санкций, а также антисанкций экономика России в 2014 году потеряла около 23 млрд. евро или 1,5 % ВВП, а в 2015 году почти 5 % ВВП [5].

На этом фоне недостаточно эффективное развитие сферы услуг выглядит более чем невыгодным и безответственным.

Главная задача российской внешнеэкономической политики в условиях реализации политики импортозамещения и наличия объективных сложностей должна заключаться в поддержке конкурентоспособных на международном уровне отечественных производителей и экспортеров в различных секторах оказания услуг. Необходимо подчеркнуть, что ключевые Соглашения ВТО по субсидиям, сельскому хозяйству и торговле услугами предусматривают для этих сфер различные формы разрешенной поддержки. Важным моментом здесь является эффективность подобного содействия (в том числе субсидирования), и чтобы она доходила до конечных адресатов.

Вместе с тем, в январе 2015 года Правительством РФ был принят антикризисный план [6], который предусматривает широкий перечень мер по поддержке национальной экономики в новых неблагоприятных условиях. Правительством РФ поставлена долгосрочная цель — добиться роста несырьевого экспорта и осуществления перехода на стратегию импортозамещения. В современных условиях достичь поставленных целей практически невозможно без серьезного реформирования внешнеэкономической политики и активной роли государства в ней. В условиях быстрого изменения внешней конъюнктуры рынков и внутренней экономической ситуации в России возрастает актуальность комплексного анализа влияния новой внешнеэкономической политики России на разные аспекты экономической деятельности, в частности, на развитие реального сектора и сектора оказания услуг.

Так, например, в настоящее время экономическое содержание категории «услуг» в национальной экономике Российской Федерации в достаточно полной мере реализуется посредством оказания финансовых услуг. Являясь своеобразным механизмом свободного перемещения капитала между государствами, сферами деятельности, организациями и корпорациями, и даже между отдельными индивидуумами, финансовый рынок становится незаменимым экономическим инструментом, даже несмотря на тот факт, что недавний мировой экономический кризис затронул и финансовые рынки.

В настоящее время финансовые услуги распространены в абсолютном большинстве государств мира.Финансовые рынки, на которых преимущественно и оказываются финансовые услуги, в настоящее время представляют собой определенную совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами. Они чрезвычайно широко распространены по всему миру. Положительным фактом можно считать тенденцию более активного развития финансовых рынков в Российской Федерации, что неизбежно приводит к возникновению объективной необходимости подстраиваться под изменения окружающей правовой действительности, что выражается в совершенствовании законодательного регулирования самых различных аспектов финансового рынка.

Таким образом, выделяются три группы современных тенденций, согласно которым развивается процесс оказания услуг на международном уровне:

– базисные (связаны с объективными силами, присущими развитию международной сферы оказания услуг),

– новые, проявившиеся в ХХ веке,

– новейшие (результат развития мировой экономики в последние десятилетия).

В заключение следует сделать вывод, что экономическое содержание категории «услуги» состоит, прежде всего, в их возмездном характере; оказании услуг на рыночных условиях; оказание услуг не только и не столько в целях получения выгоды / прибыли.

Подводя итог, можно предположить, что категория «услуг» с высокой степенью вероятности будет расширяться, развиваться, диверсифицироваться, что, несомненно, свидетельствует о необходимости их тщательного изучения и анализа. Также следует отметить, что в настоящее время развитие рынка услуг в России получает все большее распространение, а Москва постепенно превращается в настоящий международный туристический, финансовый, развлекательный, рекреационный, образовательный, и т. д. центр.

Литература:

  1. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В. А. Жбанков, П. А. Калиниченко, С. Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С. Ю. Кашкин. Москва: Проспект, 2015. 416 с.
  2. Капустин А. Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 59–69.
  3. Кокушкина И. В., Подоба З. С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2014. N 3. С. 33–36.
  4. Мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М., 2003. 604 с.
  5. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. № 6 (Апрель) 2015 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015–6-apr.pdf (дата обращения: 26.05.2016 года).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р (ред. от 16.07.2015) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // Собрание законодательства РФ», 02.02.2015, N 5, ст. 866.
  7. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. 160 с.
  8. Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформации в рыночной экономике. СПб., 1999. 129 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle