Библиографическое описание:

Мамадаюпова В. Ш. Об эффективности раннего обучения английскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1477-1478.



The paper deals with the problem of foreign language teaching at an early age.

Всем известно, что современное общество невозможно представить без международных отношений. Следовательно, знание иностранного языка является не только признаком культурного развития человека, но и одним из важных условий благополучной его жизнедеятельности.

Данные, которыми располагает психология, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков (далее ИЯ) иногда, видимо, вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии. Многие ученые полагают поэтому, что “Обучение детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в своем родном языке, т. е. примерно в возрасте 5–6 лет. В более позднем (школьном) возрасте овладение иностранном языком не только не может причинить ребенку никакого существенного вреда, а, наоборот, будет только способствовать его умственному развитию” [2.с.22]

Некоторые современные учёные полагают, что «выбор момента для начала обучения определяется не хронологическим возрастом, а тем, в какой мере развит ребенок» [3.с.75]. Целесообразно делать это тогда, когда он умственно, психологический и физически готов к обучению — это время может наступить у одного в возрасте четырех-пяти лет, а у другого — только в семь лет.

Обучение иностранному языку на раннем этапе преследует как минимум три цели:

– усвоение ребенком определенной суммы знаний по иностранному языку;

– общее интеллектуальное развитие, обретение ребенком способности к логическому мышлению и к усвоению новых знаний;

– формирование нравственной и психологически полноценной личности.

Язык, являясь основным средством общения, используется во всех видах деятельности субъекта. Такие виды деятельности, как художественная, музыкальная, трудовая, игровая и т. п., при интегрировании их в процесс обучения ИЯ становятся одним из средств решения учебных задач. Цель интеграции — обеспечить благоприятные условия для овладения ИЯ, поэтому система интегрирования видов деятельности должна строиться с учетом условий овладения данным предметом.

При интеграции чисто учебные мотивы отходят на второй план. Дети сосредоточиваются на игровых, художественных и музыкальных действиях, в процессе выполнения которых они овладевают иноязычными средствами. Для малышей иноязычная деятельность выступает как одно из средств игры, пения и т. д.; для учителя, который организует эту деятельность, она является целью, а интегрируемые с ней действия — средством обучения.

При интегрированном обучении формирование новых знаний, умение и навыков осуществляется с опорой на имеющийся опыт в другой деятельности. Благодаря интеграции разных видов деятельности расширяются содержание, средства и способы обучения, варьируются ситуации, появляется возможность индивидуализации обучения. Включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждый из них по-своему активизирует обучаемого, побуждает его к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, углубляет интерес к знаниям, учению в целом [1.с.44–45].

Обучение иностранному языку в дошкольный период обеспечивает легкое его усвоение в дальнейшем. Существуют некоторые особенности. Во-первых, обучение иностранному языку ребенка в этот период оказывает влияние на развитие его психических функций: память, внимание, мышление, сознание, представление, а также речевых способностей. Во-вторых, на данном этапе обучения расширяется спектр гуманитарных дисциплин и обеспечивает успешное обучение языку.

Основной задачей обучения иностранному языку в детском саду является использование наиболее эффективных методов и действий, создание для детей благоприятных условий обучения. Учебная программа в основном может быть направлена на:

1. Обеспечение мотивационного процесса. У большинства детей существует интерес к изучению языка на основе познания окружающего мира. Но такой интерес требует осторожного развития. Чтобы заинтересовать ребенка, следует показывать на иностранном языке мультфильмы, сказки, фильмы с участием знакомых и любимых их героев, проводить различные представления, игры, детские песни, стихотворения и т. п.

2. Обучение детей исключительно в пределах их мировоззрения.

Дети самостоятельно связываются с окружающим миром. Процесс изучения языка должен осуществляться с опорой на знания на родном языке.

3. Обучение детей иностранному языку в систематизированном порядке. Учебная программа должна составляться по принципу “от простого, к сложному”. Учебный материал должен подбираться с учетом желаний и предпочтений.

4. Подготовка детей к овладению навыками иностранной речи. Известно, что при обучении языку существует четыре вида речевых навыков: аудирование, говорение, чтение, письмо. В дошкольный период используется аудирование и говорение.

5. Развитие у детей способности восприятия существующей информации. Изучение языка является важным в особенности для детей. Такая способность дает возможность использовать необходимые речевые навыки на дальнейших этапах (например, слушание песни).

6. Обеспечение повторения и закрепления изученного учебного материала. У детей существует такая способность: они быстро усваивают учебный материал, также быстро его забывают. Если ребенок не будет использовать выученные слова, и ему не будет обеспечена взаимосвязь иностранных слов с родным языком, то он забудет их. Именно поэтому уже в начале изучения следует регулярно обогащать его словарный запас, постоянно повторять их.

Учитывая все вышесказанные факторы, рекомендуется составление учебной программы.

В процессе изучения языка важную роль играет правильное распределение тем. Их следует планировать, исходя из правил языкознания, а также с учетом желаний и предпочтений детей. В обучении иностранному языку одним из важных условий является требование к учителю. В детском саду учебный материал может казаться очень простым, но донести его до детей является достаточно сложной работой. Во-первых, учитель иностранного языка должен обладать терпением, волей, знанием, умеющим находить в себе те чувства, которыми владеет ребенок; понимающим психологию каждого ребенка и может оказать положительное влияние на него, умеющий использовать в учебном процессе новые педагогические технологии, а также быть культурной личностью.

Ребенок обладает высокими творческими способностями, а умение их развить является основной задачей учителя иностранного языка. Для того чтобы не потерять внимание ребенка в процессе обучения языку, учителю необходимо менять вид деятельности. Так как длительное уделение внимания чему-либо, в частности детей, быстро может рассеяться, что в свою очередь, усложнит контроль над ними. Следовательно, каждые 3–5 минут вид деятельности следует менять.

К числу требований, предъявляемых к учителю языка, хотим предложить в дальнейшем осуществлять процесс обучения языку самому воспитателю. Поскольку именно воспитатель в течение всего дня бывает в постоянном контакте с ребенком. Ребенок приспособлен к личности воспитателя, т. е. к его речи, каждому движению, к восприятию информации, данной им. Обучение воспитателем иностранному языку не представляет никакой трудности. Всем известно, что адаптация человека к человеку занимает определенное время. Обучение языку именно воспитателем дает возможность сэкономить время. В результате чего процесс обучения языку осуществляется эффективно. Если ребенку уделять больше внимания и проявлять заботу в обучении языку, будущее страны будет крепким и прочным. Главным исполнителем такой ответственной работы являемся, мы, педагоги. Добросовестное выполнение своих обязанностей — долг каждого из нас.

Литература:

  1. Merle M.Ohlson Modern Methods in Elementary Education. — New York, 1961. — P.277–282.
  2. Бахталина Е. У. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. –№ 6. — С.44–45.
  3. Беляев Б. В. Очерки по психологии иностранным языкам.– М.: Просвещение, 1965. С.22.
  4. Васильевич А. П. Учим детей английскому языку // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 4. — С.75.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle