Библиографическое описание:

Пшеничников И. В., Полина О. С. Совершенствование инновационного потенциала медицинских учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 928-930.



Под инновационным потенциалом хозяйствующего субъекта следует понимать — совокупность организационных, управленческих способностей хозяйствующего субъекта, позволяющих трансформировать знания и навыки структурных подразделений организаций в инновационные технологии управления бизнес-процессами.

Развитие инновационного потенциала хозяйствующего субъекта будет напрямую связано с совершенствованием навыков, знаний структурных подразделений организации, которое обеспечивается динамическими способностями ключевых компетенций.

В настоящее время в сфере здравоохранения активно формируется конкурентно-способная среда, что приводит к совершенствованию структуры управления медицинскими учреждениями и, как следствие, к повышению качества оказания медицинских услуг.

В г. Волгограде располагается более 80 лечебных учреждений, каждая из них имеет свою лабораторию. Процесс проведения лабораторных исследований является дублирующим, что существенно увеличивает себестоимость исследования, за счет неполной загрузки имеющегося оборудования и высоких затрат на содержание лабораторий.

Решением проблемы может стать централизация лабораторной службы региона. Создание централизованной клинико-диагностической лаборатории — это организация выполнения лабораторных исследований для большого количества лечебных учреждений с целью обеспечения одинаковой доступности высокотехнологичных методов лабораторной диагностики для населения вне зависимости от места проживания.

Немаловажной задачей является повышение конкурентоспособности государственных лабораторий на рынке медицинских услуг по лабораторной диагностике. Соответственно необходимо модернизировать материально-техническую базу.

Инновационный потенциал учреждений здравоохранения это система возможностей и ресурсов по достижению целей при помощи реализации инновационных проектов. При постоянном совершенствовании инновационного потенциала учреждения здравоохранения могут обеспечить дальнейшее развитие и сохранить конкурентоспособность. Очень важно не только обладать этим фактором, но и грамотно им распоряжаться.

Главная инновация в сфере лабораторной диагностики — это высокоэффективные, уникальные анализаторы с высоким уровнем конкурентоспособности, роботизация, которая призвана исключить человеческий фактор, случайную погрешность в процессе работы. В данной области достигнуты значительные успехи. Автоматические биохимические анализаторы с высокой скоростью и точностью позволяют выполнять более двух тысяч исследований в час. Интеграция автоматических анализаторов в единую лабораторную информационную систему (ЛИС), позволяет создавать поточные лабораторные линии и электронные журналы, более рационально использовать реагенты, расходные материалы и биологический материал.

К сожалению не каждое учреждение может позволить закупить для своей лаборатории современное высокопроизводительное оборудование. К тому же, в большинстве учреждений не все анализаторы будут использоваться на полную мощность, так как объем выполняемых исследований на одно учреждение здравоохранения незначителен и позволит загрузить оборудование лишь на 5–9 %, что экономически неэффективно.

Так как не представляется возможным оснастить все клинико-диагностические лаборатории города и области современным, высокопроизводительным и автоматизированным оборудованием, вполне целесообразно организовать несколько крупных клинико-диагностических централизованных лабораторий.

Создание централизованной клинико-диагностической лаборатории — это организация выполнения лабораторных исследований для нескольких лечебных учреждений с целью обеспечения одинаковой доступности высокотехнологичных методов лабораторной диагностики для населения вне зависимости от места проживания.

Централизованная клинико-диагностическая лаборатория позволит обеспечить:

− повышение скорости и качества исследований благодаря использованию современного оборудования;

− расширение перечня лабораторных исследований;

− безопасность работников лаборатории.

Необходимость реорганизации учреждений, осуществляющих оказание медицинских услуг по лабораторной диагностике, связано с несколькими аспектами. Первый — это современные требования к выполнению высокоточных исследований по лабораторной диагностике и получению максимально достоверного результата. Второй — оптимизация расходов на оказание медицинских услуг по лабораторной диагностике. И третий — повышение доступности данных услуг для населения.

Централизация лабораторной службы поможет решить ряд серьезных проблем, таких как:

− крайняя степень износа лабораторной техники;

− нерациональное использование имеющегося оборудования: острый дефицит современного лабораторного оборудования сочетается с неравномерным распределением закупаемых приборов между КДЛ, их непродуманной комплектацией и низкой эффективностью использования;

− недостаточное финансирование КДЛ для закупок реагентов, контрольных и калибровочных материалов.

Так же существуют проблемы, создающие препятствия развитию и внедрению инноваций в учреждениях здравоохранения. К основным факторам относятся: недостаток финансовых ресурсов при высоких затратах на развитие инноваций, незначительность финансовой поддержки со стороны государства или ее отсутствие, очень большие сроки окупаемости нововведений.

Необходимость в структурных преобразованиях возникает при изменениях рыночной ситуации, пересмотре целей и задач организации, при переходе к реализации новой стратегии и при воздействии других факторов. В настоящее время на деятельность лечебно-профилактических учреждений влияет множество внутренних и внешних факторов.

К основным внутренним факторам относятся:

− усложнение структуры системы здравоохранения;

− появление рыночных отношений между субъектами хозяйственной деятельности в системе здравоохранения;

− активное развитие рынка платных медицинских услуг;

− увеличение форм отчетности;

− прогрессирующий кадровый дисбаланс.

К основным внешним факторам относятся:

− появление конкуренции;

− резкий рост требований к качеству оказываемых услуг;

− дефицит научного управленческого подхода к решению проблем в медицине;

− развитие и внедрение современных технологий.

Стремительное развитие в области медицинских технологий позволило увеличить количество и качество лабораторных исследований. Регулярно совершенствуются старые методы диагностики и появляются новые, соответственно предъявляются новые требования к квалификации сотрудников лаборатории. В структуре лабораторной службы необходимо произвести реформирование — перейти от старой, экономически неэффективной модели к новой, более эффективной (Рис.1).

Рис. 1. Реформирование лабораторной службы

Рассмотренный выше процесс называется централизация лабораторной службы. По сути — централизация лабораторной службы — это ликвидация «кустарных мастерских» и переход к конвейерной индустрии. Централизация стала возможной благодаря инновациям в сфере лабораторной диагностики — автоматизации большинства лабораторных процессов, внедрению единых лабораторных информационных систем (ЛИС), совершенствованию систем контроля качества.

Централизация лабораторий позволит значительно увеличить возможности клинико-диагностических лабораторий, развить материально-техническую базу, увеличить количество исследований и повысить их качество, упростить и улучшить обслуживание высокотехнологичной техники, сократить текучесть кадров, устранить проблему снабжения клинико-диагностических лабораторий расходными материалами.

Результат реализации проекта — создание производительной, высокотехнологичной, масштабируемой и легко управляемой клинико-диагностической лаборатории.

Литература:

  1. Аминев Р. А., Валеев Р. Ф. Централизация лабораторных исследований как один из методов совершенствования лабораторной службы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5.
  2. Габуева Л. А., Шипова В. М., Александрова О. Ю. Экономические основы российского здравоохранения. Институциональная модель. Л. А. Габуева, общ. ред. Москва, ИД «Дело» РАНХиГС, 2012, 326 с.
  3. Галкина О. В. Оптимизация лабораторного обеспечения многопрофильного лечебного учреждения. Пути объединения лабораторий // Материалы конференции «Организация лабораторной службы в многопрофильных лечебных учреждениях», Москва, 2015.
  4. Голухов Г. Модернизация и реорганизация столичного здравоохранения // Медицина целевые проекты, — 2013. — № 14.
  5. Долгих Т. И. Централизация лабораторных исследований: обсуждение проблемы / Лабораторная диагностика. — 2014. — № 4. — с. 4–5.
  6. Дорошенко Г. В. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие / Г. В. Дорошенко, Н. И. Литвинова, Н. А. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. — 160 с.
  7. Зенина Л. А., Шешунов И. В., Чертухина О. Б. Экономика и управление в здравоохранении. Москва, Академия, 2006
  8. Кишкун А. А., Арсенин С. Л. Основные направления реформирования лабораторной службы России // Современная лаборатория — 2011. – № 1. — С. 4­9.
  9. Трушкина Л. Ю. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
  10. Централизация клинических лабораторных исследований. Методические рекомендации. Кишкун А. А; Годков М. А; М.: 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle