Библиографическое описание:

Ольшевский В. А., Ольшевский Н. А., Козак О. И. О технико-правовом моделировании производственной среды в области охраны труда // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 883-886.



В статье развивается концепция технико-правового моделирования производственной среды в области охраны труда. Установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации осуществляется Работодателем путем технико-правового моделирования локальной производственной среды в порядке и на условиях ст.ст. 22, 212 ТК РФ, методом локального нормотворчества в области охраны труда.

Ключевые слова:примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда, локальный правовой режим производственной среды.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ [1] Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте и т. д. Законодатель предоставляет Работодателю возможность исполнить указанные обязанности двумя способами: в порядке статьи 22 ТК РФ способом локального нормотворчества в области охраны труда, либо путем непосредственного исполнения Трудового кодекса РФ, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда без разработки локальных нормативных актов по охране труда,

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты по охране труда на предприятии и в организации. Локальное нормотворчество в области охраны труда является правовым мероприятием, входящим в систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. По замыслу законодателя результатом локального нормотворчества Работодателя в области охраны труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации. Для организации локального нормотворчества необходимо на основании Трудового кодекса РФ разработать перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. С целью оказания помощи работодателям в организации локального нормотворчества в области охраны труда на основании Трудового кодекса РФ разработан примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях, состоящий из двадцати четырех позиций.

  1. Положение о системе управления охраной труда.
  2. Положение об управление профессиональными рисками.
  3. Порядок предоставления сведений о государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.
  4. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами.
  5. Перечень правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  6. Порядок обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
  7. Положение о режиме труда и отдыха работников (Правила внутреннего трудового распорядка).
  8. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
  9. Порядок организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
  10. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
  11. Порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
  12. Порядок предоставления федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
  13. Порядок принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
  14. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  15. Порядок санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
  16. Порядок обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  17. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
  18. Порядок разработки, утверждения и формирования комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.
  19. Порядок подтверждения соответствия машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, государственным нормативным требованиям охраны труда.
  20. Положение о комитете (комиссии) по охране труда.
  21. Порядок выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  22. Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты.
  23. Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  24. Порядок разработки и утверждения перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (на текущий год).

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях определяет основных субъектов локального нормотворчества в области охраны труда: работодатель, работник (работники), выборный орган первичной профсоюзной организации или иной уполномоченный работниками орган, комитет (комиссия) по охране труда. Локальное нормотворчество в области охраны труда осуществляется на условиях сотрудничества работодателей и работников.

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях устанавливает предмет локального нормотворчества в области охраны труда: установление локальных прав и обязанностей работников и работодателя, установление локального правового режима рабочих мест (пространства рабочей зоны), установление локального правового режима производственной среды.

Локальный правовой режим рабочих мест (пространства рабочей зоны), локальный правовой режим производственной среды предопределяет локальные права и обязанности работников и работодателя, локальный правовой режим производственной среды первичен, локальные права и обязанности работников и работодателя вторичны, производны от локального правового режима производственной среды. При осуществлении локального нормотворчества в области охраны труда следует применять принцип объективности [3].

Основное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. Под моделированием понимается метод исследования объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) для определения либо улучшения их характеристик; рациональных способов их построения, управления ими и т. п. [4, с.373]. Как следует из содержания приведенного выше примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда, перечень является алгоритмом моделирования локальной производственной среды, установления фактсостава локальной производственной среды. Работодатель, определяя порядок подтверждения соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов, материалов и химических веществ, утверждая перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утверждая положение об управлении профессиональными рисками, вырабатывая иные локальные технико-правовые акты по перечню, осуществляет технико-правовое моделирование локальной производственной среды в порядке и на условиях ст.ст. 22, 212 ТК РФ. В результате разработки двадцати четырех локальных нормативных актов по охране труда (промежуточные алгоритмические результаты) Работодатель устанавливает фактсостав локальной производственной среды и соответствующий фактсоставу локальной производственной среды локальный правовой режим производственной среды.. Изложенная интерпретация ст.ст. 22, 212 ТК РФ согласуется с положениями Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» [2]. В соответствии со статьей 11 Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», компетентный орган или органы члена Организации, ратифицировавший Конвенцию, обеспечивают постепенное выполнение следующих функций: — определение, если характер и степень опасностей требуют этого, условий, регулирующих проектирование, строительство и планировку предприятий, ввод их в эксплуатацию, значительное их переоборудование и изменение назначения, а также безопасность используемого в ходе работы технического оборудования, и применение процедур, установленных компетентными органами; — определение производственных процессов, веществ и агентов, контакт с которыми необходимо запретить, ограничить или поставить в зависимость от разрешения или контроля компетентного органа или органов; принимаются во внимание опасности для здоровья, возникающие в результате одновременного контакта с несколькими веществами или агентами; — применение и расширение, с учетом национальных условий и возможностей, систем изучения химических, физических или биологических агентов с точки зрения опасности для здоровья трудящихся. В статье 11 Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» изложен алгоритм технико-правового моделирования производственной среды на национальном уровне члена Организации, ратифицировавшего Конвенцию.

Для Работодателя непосредственное установление локального правового режима производственной среды является сложной задачей. Не существует единой теории производственных сред, различные теории включают или не включают в состав производственной среды рабочую силу, оборудование и т. п. Нормы международного права и трудового законодательства РФ не содержат норм-дефиниций о производственной среде. Законодатель предоставляет право Работодателю установить локальный правовой режим производственной среды в порядке и на условиях ст.ст. 22,212 ТК РФ, то есть по указанному законодателем алгоритму определять фактсостав локальной производственной среды и издавать локальные нормативные акты в области охраны труда. Суммарным результатом издания локальных нормативных актов в области охраны труда по двадцати четырем позициям является установление локального правового режима производственной среды на предприятии (в организации).

Задача установления национального и локального правового режима производственной среды представляется алгоритмически разрешимой.

Понятие «локальный правовой режим производственной среды» позволяет оценить уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности:

ААА — высший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется полный комплект локальных нормативных актов по охране труда (из 24 позиций) и исполнительная документация, подтверждающая исполнение локальных нормативных актов по охране труда, то есть на предприятии законно установлен и поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВВ — инвестиционный уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется неполный комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, то есть на предприятии неполно установлен и неполно поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВ — низший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, отсутствует комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, на предприятии не установлен и не поддерживается локальный правовой режим производственной среды (прогноз неблагоприятный, административная приостановка деятельности, штрафы, дисквалификация).

Выводы:

1. Установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации осуществляется Работодателем путем технико-правового моделирования локальной производственной среды в порядке и на условиях ст.ст. 22, 212 ТК РФ, посредством локального нормотворчества в области охраны труда.

2. Работодатель вправе непосредственно исполнять Трудовой кодекс РФ, нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда без разработки локальных нормативных актов по охране труда. В случае разработки и исполнения локальных нормативных актов по охране труда Работодатель подтверждает законность установления локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
  2. Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 года — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
  3. Шулевский Н. Б. Принцип объективности познания: предметное содержание и логические функции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.- 201 с.
  4. Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С. С. Аверинцев и др.- 2-е изд.-М:Сов.энциклопедия,1989–815 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle