Библиографическое описание:

Чернов И. В. Унификация понятия «педагогическая запущенность» // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1577-1580.



Проблематика явления «педагогическая запущенность» постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и уровнем развития общества.

В 20-е годы сложились три основных направления в понимании отрицательных проявлений в личности человека: трудновоспитуемость, которая обусловливалась недостатками социализации; внешние воздействия негативного характера, искажающее психическое развитие; взаимовлияние внешних условий и внутренних предпосылок, усугубляющие запущенность личности. В данный временной период в институтах социализации была популярна теория «моральной дефективности», где отрицательные качества человека приписывались врожденным факторам. Многие педагоги и психологи отвергали данную теорию своими исследованиями.

В 60-е годы изменяется подход к причинам отрицательных явлений в поведении человека. Если в 20-е годы негативные явления во внутреннем мире личности обусловливались низким уровнем жизни, то в 60-е годы — нездоровым образом жизни и материальными излишествами. В 20-е годы доминирующими качествами являлись воровство, грубость жестокость. В 60–70-е годы отмечаются такие особенности личности как равнодушие, лживость, зависть, чувство безнаказанности, эгоизм, социальная пассивность и т. д.

В 80–90-е годы в результате экономических изменений, обострения межнациональных отношений и появления социальной напряженности начинают проявляться такие особенности поведения и негативные качества личности как дискомфорт, душевная черствость, тревожность, инфантильность, черствость,

На современном этапе отклонения в поведении личности возникают в результате политической и социально-экономической нестабильности общества, вестернизации, псевдокультуры, транслируемой средствами массовой информации, отсутствие контроля за детьми из-за чрезмерной занятости родителей и т. д. Недочеты семейного воспитания, дополняющиеся просчетами школьного обучения, воздействуют на личность учащегося. Все эти причины приводят к последствиям, сказывающимся как в школьном обучении, так и в общественной жизни, в целом.

Современное состояние педагогической и психологической наук в сфере проблем, связанных с педагогической запущенностью детей и подростков, характеризуется стремлением ученых рассмотреть глубинные процессы и механизмы запущенности, понять их социальную природу, рассмотреть в единстве компоненты, влияющие на развитие этого явления [4]. Однако в научно-педагогической литературе до сих пор не существует общепринятого понятия педагогической запущенности.

Прежде, чем анализировать данное явление с точки зрения разных авторов, необходимо развести определения «социальная запущенность», «трудновоспитуемость», «трудные дети», «отклоняющееся поведение» с определением «педагогическая запущенность».

Понятие «социальная запущенность» определяется как несформированность у индивида интересов, социальных чувств, навыков и умений, которая проявляется в неспособности к социальной рефлексии, в трудностях в усвоении социальных ролей, в общей неразвитости коммуникативных качеств [12].

Как мы видим, отличие понятия «социальная запущенность» от «педагогическая запущенность» в том, что в первом определении нужно рассматривать в рамках отклонений от социальных норм, а во втором анализируются ошибки в воспитании и обучении. Однако в работах некоторых исследователей данные явления являются синонимичными [11]. Поэтому необходимо подчеркнуть, что педагогические и социальные аспекты запущенности межу собой взаимосвязаны.

Следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети являются педагогически запущенными, но не все педагогические запущенные дети являются трудными. В понятии «трудные дети» выделяются три существенные характеристики: во-первых, наличие у индивида поведения, отклоняющегося от нормы; во-вторых, такие нарушения корректируется с большим трудом; в-третьих, такие дети нуждаются в особом подходе со стороны взрослых, педагогов и внимании со стороны сверстников [13]. В связи с этим, можно сделать вывод, что трудный ребенок отличается от запущенного более сильными девиациями.

Трудновоспитуемость у учащегося означает его сопротивляемость педагогическому воздействию [5]. Так, исследователи Р. П. Гуров и А. И. Кочетков считают, что в процессе искаженного развития личности трудновоспитуемость предшествует педагогической запущенности. Б. Н. Алмазов и С. А. Беличева, наоборот, утверждают, что запущенность предшествует трудновоспитуемости. С точки зрения С. А. Беличевой педагогическая запущенность и трудновоспитуемость представляют явления, которые имеют разные источники возникновения, но могут быть связаны между собой причинно-следственной зависимостью [2].

Анализ понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность», «трудные дети», «трудновоспитуемость» позволяет сделать вывод, что они отражают с разных сторон особенности похожих явлений.

Можно отметить, что некоторые специалисты относят педагогическую запущенность к одному из видов задержки психического развития, но большая часть исследователей разделяют эти определения [1]. Вследствие этого, их необходимо дифференцировать. У любого вида задержки развития имеются свои особенности, которые отсутствуют у педагогически запущенных детей. Во-первых, задержка развития является всегда пограничной ситуацией с отставанием в умственном развитии, проявляющейся в недостаточности интеллекта и психических процессов; во-вторых, расстройства, характерные при данном явлении, обладают устойчивым характером; в-третьих, такая личность нуждается не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

Педагогическая запущенность — распространенная проблема, связанная, в основном, с особенностями социальной ситуации. В настоящее время данная ситуация чаще всего характеризуется авторитаризмом в образовательном пространстве, противоречивостью, нестабильностью, слабой активностью ребенка при взаимодействии с окружающим миром, его «объектностью». Все это тормозит развитие субъектных свойств личности и формирует такие образования как пассивность, инертность, безответственность [9].

И. А. Киров рассматривает педагогическую запущенность как отклонение от нормы в поведении личности, которое возникает в результате неправильного воспитания. По его мнению. Педагогическая запущенность может возникнуть в результате отрицательного влияния улицы, частой смены школы и преподавателей, отсутствия правильного воспитания в семье [8].

Как считает Г. П. Медведев, педагогически запущенными являются физически здоровые дети, которые стали «трудными» по причине неправильного воспитания или его полного отсутствия. Основой педагогической запущенности можно считать те отклонения от нормы в поведении и сознании личности, которые обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер [6].

Необходимо отметить, что педагогическая запущенность является интегративным понятием. С одной стороны, оно включает в себя физически здоровую личность, не обладающую необходимыми знаниями, умениями и навыками; с другой стороны, оно включает в себя отклонения и ошибки, которые характерны для профессиональной деятельности психологов, педагогов, родителей [10].

Рассмотрение определений, представленных выше, позволяет сделать вывод о том, что данное явление является устойчивым состоянием личности, в котором формируются особенности, негативно влияющие на продуктивность деятельности и на развитие познавательных, эмоциональных и волевых процессов.

В результате анализа психолого-педагогической литературы можно выделить три подхода относительно явления педагогической запущенности:

Первый подход ориентирован на то, что причины педагогической запущенности кроются в личности ребенка (Р. В. Овчарова, И. А. Невский). В этом случае, педагогическая запущенность обусловливает особенности личности ребенка, которые возникли в результате противоречивого воспитания.

Во втором подходе рассматривается социальная сторона педагогической запущенности (С. Ю. Головин, А. Пьерон, и др.).

Третий подход в явлении педагогической запущенности вводит фактор негативного влияния взрослых, прежде всего, родителей, воспитателей, учителей в совокупности с трудностями у ребенка. Эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга [1,3,7].

Педагогическая запущенность как явление является отражением социально-экономической ситуации уровня развития общества. Ошибки в работе общественных институтов, в особенности учебных заведений, неправильное воспитание или его отсутствие, отрицательное влияние окружающей среды — все может тем или иным образом влиять на развитие у ребенка или подростка социальной запущенности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей/под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.— 128с.
  2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. — 221с.
  3. Иванова Т. В. Социальная и педагогическая запущенность подростка как проблема современного общества // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 4. С. 142–148.
  4. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов /Под общ. ред. М. А. Помоляевой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 352с.
  5. Кочетов А. И. Личность воспитывает себя. — М., Политиздат, 1983. — 375 с.
  6. Медведев, Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления. — М.: Просвещение, 1964. — 243с.
  7. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога/Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 480 с.
  8. Педагогический словарь / под общ. ред. И. А. Кирова, Н. К. Гончарова. — М.: Педагогика, 1997. — 650 с.
  9. Попов В. А., Миусская Я. И. Предупреждение педагогической запущенности у девушек-подростков в образовательном пространстве школы // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 411–414.)
  10. Пурин В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 192с.
  11. Словарь по социальной педагогике/Мардахаев Л. В. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 304с.
  12. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/под ред. А. С. Воронина — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135с.
  13. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 320с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle