Библиографическое описание:

Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1469-1472.



Становление личности человека — это сложный и многогранный процесс, который вне всякого сомнения начинается с самого детства, и любые преграды негативно сказываются на восприятии ребенком самого себя и мира, в целом.

У детей, имеющих проблемы речи, могут быть проблемы и трудности, как во время учебы, так и во взаимоотношениях со сверстниками.

Одной из серьезных проблем является несформированное фонематическое восприятие, поэтому нужно учитывать важность овладением фонематическим слухом и восприятием как можно раньше.

Под фонематическим слухом понимается врожденная способность человека воспринимать различные звуки, слова.

В отличие от фонематического слуха, фонематическое восприятие самостоятельно не формируется, а развивается в процессе обучения и общения.

На развитие фонематическое восприятия влияет фонематический слух, а также одним фактором развития может служить и собственная артикуляция ребенка. Недоразвитие органов артикуляции может оказывать замедляющее влияние на развитие слухового восприятия. Например, ребенок может различать сначала те звуки, которые может артикулировать.

Задержка психического развития (далее ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению. У детей с задержкой психического развития нарушаются все психические функции, в том числе и речь, что замедляет ее усвоение на более высоком уровне, сюда же относится и задержка в развитии фонетической стороны речи.

В ней наблюдаются следующие нарушения: нечеткость произнесения звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков, замены звуков более простыми по артикуляции, отсутствие звука, искажение звука, смешение звуков. Также наблюдается вялость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуляционных мышц [1].

По данным Е. В. Мальцевой в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, также она отмечает, что в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39.2 % детей с дефектами речи [2].

Факт преобладания смешений звуков над стойкими заменами и искажениями оценивается как недостаточная сформированность фонематического восприятия.

У большинства детей с ЗПР отмечаются нарушения импрессивной и экспрессивной речи, устной и письменной речи, бедность спонтанной и отраженной речи.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи [3].

Для детей с задержкой психического развития характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень фонематического анализа. У них возникают трудности в различении нарушенных в произношении и правильно произносимых звуков: твердых и мягких, звонких и глухих. Это проявляется в том, что дети часто ошибаются при повторении слогов с акустически близкими звуками.

Большие затруднения вызывают у детей с ЗПР усложнения речевого материала. Например, даже простые формы звукового анализа (выделение первого звука) многосложных слов, слов со стечением согласных сопровождаются ошибками.

Очень важно своевременно диагностировать проблемы с фонематическим восприятием, чтобы создать комплекс упражнений или использовать уникальные методики, для преодоления трудностей, а с детьми с ЗПР, необходимо это делать более тщательно.

В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольная и экспериментальная группа. В контрольную группу входили 10 человек с нормальным интеллектуальным и речевым развитием из 2 класса, в экспериментальную группу входили 10 детей с задержкой психического развития из 2 класса школы города Смоленска.

Хочется отметить, что фонематическое восприятие формируется уже в дошкольном возрасте у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе выполнения заданий, показал, что для учащихся общеобразовательной школы с нормальным интеллектуальным развитием характерно отсутствие отказов, в отличие от детей с задержкой психического развития — один младший школьник отказался отвечать в 3 задании, в котором просилось дать определение предмета или явления, что составило 10 % от всех ответов детей. Причина отказа заключалась в том, что у данного ребенка бедные знания об окружающем мире, а также ограниченный словарный запас.

Качественный анализ ответов позволил установить, что 100 % школьников с нормальным речевым развитием выполняет задания в полном объеме.

Анализируя выполнения всех заданий можно отметить, что не все дети сразу понимали инструкцию, не запоминали ее, иногда отвлекались, но в большинстве случаев сразу выполняли задание; они внимательно слушали, старались отвечать правильно, если заметили, что совершили ошибку, то, по возможности, самостоятельно исправляли ее; либо было видно, что ошибку замечают, но исправить затрудняются, ко всем заданиям отнеслись положительно и с интересом. На протяжении каждого задания большинство учеников держали ладоши «готовыми» к хлопку, при виде картинок некоторые ребята отмечали, что какое-то животное им нравится или, что оно красивое. Время, которое каждый ребенок затрачивал на выполнение того или иного задание было разное. Так, например, в задании, где детям предлагалось дать определение цепочке слов, многие долго думали, пытались подобрать слова, в связи с чем выполнение задания затянулось. Также, некоторое замедление было в задании с нахождением нужной картинки на заданный звук, ребенок мог пропустить нужную картинку(не заметить), а затем все-таки найти ее.

Итоговые данные были сведены в сравнительную таблицу. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Уровни развития фонематического восприятия удетей сЗПР инормальным интеллектуальным развитием

Высокий

Средний

Низкий

Дети с ЗПР

-

7

3

Дети с интеллекту­альной нормой

9

1

-

Младших школьников с задержкой психического развития, которые имели бы высокий уровень сформированности фонематического восприятия не выявлено, но среди учеников с нормальным интеллектуальным развитием 90 % учеников имеют высокий уровень сформированности фонематического восприятия.

Средний уровень характерен для 70 % испытуемых с ЗПР, а для детей с нормальным интеллектуальным развитием — для 10 %.

Низкий уровень сформированности фонематического восприятия характерен для 30 % учащихся с ЗПР.

Наличие идентичных ошибок в ответах учащихся, устойчивый характер отдельных видов ошибок явились основанием для их типизации.

К основным группам ошибок мы отнесли следующие:

  1. Выделение звука на фоне других звуков.
  2. Выделение слога с заданным звуком на фоне других слогов.
  3. Выделение слова с заданным звуком на фоне других слов.
  4. Запоминание и повторение слоговых цепочек.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в целом фонематическое восприятие младших школьников с ЗПР отличается от детей с нормальным интеллектуальным развитием. По результатам констатирующего эксперимента мы видим, что количество детей с ЗПР, у которых фонематическое восприятие недостаточно сформировано, находится на высоком уровне: 70 % имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 30 % имеют низкий уровень развития фонематического восприятия. В то время как уровень фонематического восприятия детей с нормальным интеллектуальным развитием имел следующие показатели: 90 % детей имели высокий уровень развития фонематического восприятия, и лишь 10 % — низкий.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что к детям с ЗПР нужно подходить особенно внимательно и понимать необходимость определения уровня развития фонематического слуха и восприятия вовремя, чтобы в дальнейшем начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности.

Чтобы развитие фонематического восприятия было максимально результативным, нужно использовать принцип постепенности, чтобы материал усваивался правильно и своевременно, помогая детям с задержкой психического развития лучше осваивать школьную программу, ведь развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом.

Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв. В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, что пагубно влияет на дальнейший процесс обучения и развития в общем. У детей с недоразвитым фонетическим слухом, бывают проблемы и с пониманием слов, многие схожие слова, но разные по значению (паронимы), для них звучат одинаково.

Очень важно чтобы упражнения, проводимые логопедом на формирование фонематического восприятия, проводились в игровой форме, чтобы они не были трудные к пониманию, в данных упражнениях у детей должны участвовать слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Также важно, чтобы, задания были содержательные, чтобы дети получали во время занятий знания.

Уже долгое время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и необходимость поиска новых путей преодоления ее недостатков, применение специальных методик по развитию фонематических процессов позволяет справиться с проблемами фонематического восприятия, даже у детей, которым поставлен диагноз задержка психического развития и полноценно вернуть их в курс обучения.

Литература:

  1. Белова И. К., Былич Р. В., Волкова И. Н., Кузнецова И. А., Максимова Г. Н., Шевченко С. Г. Готовимся к школе — Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998. — 80 с.
  2. Лубовский В.И, Розанова Т.В, Солнцева Л. И. и др. Специальная психология / В. И. Лубовский — М.: Академия, 2005. — 289–294 с.
  3. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. — 1990 № 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle