Библиографическое описание:

Дуброва А. Н. Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1280-1283.



Правовое регулирование системы общего и дополнительного образования имеет разветвлённую структуру. Основные нормативно-правовые акты регулирующие данные уровни образования детей позволяют оптимизировать учебный процесс. Если Законодательство регулирует структуру образования, то федеральные целевые государственные программы, а так же концепции направлены на улучшение качества и решению актуальных проблем, касающихся непосредственно общего и дополнительного образования детей. На сегодняшний день федеральные государственные целевые программы в области образования являются неким инструментом правового регулирования. Программы проводятся с использованием поддержки из федерального бюджета, в соответствии с этапами и задачами.

Государственная политика ставит своей задачей переход на доступность качественного образования. Одним из ключевых факторов выступает ориентированность на индивидуализацию в массовой школе, которая обеспечит развитие способностей и личностного самоопределения учащихся. Поэтому связующим звеном здесь выступает дополнительное образование, основной целью которого является творческое развитие личности ребенка во всех сферах. Следовательно, для оптимизации процесса обучения и воспитания в современных школах и достижения политических целей в сфере образования становится значимым организация дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования является одним из приоритетных направлений образовательной политики утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

Значительные изменения произошли в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования активно разрабатывают авторские дополнительные программы, формируя условия для творческой активности детей, ориентируясь на личностные особенности и интересы детей. Тем не менее необходимо учитывать то, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

На базе общеобразовательного учреждения дополнительное образование приносит учащемуся возможность выбора пути личностного развития. Освоение учеником таких знаний значит изучение занятий по интересам, а так же организацию условий для достижения успехов в соответствии с личными способностями. Дополнительное образование подразумевает, что дети сами выбирают содержание и форму занятий и могут не бояться неудач.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование не отрицает общего образования, а формирует опыт в сферах, не затронутых образовательными стандартам.

Воспитательная доминанта — одна из определяющих ролей дополнительного образования, так как как раз в сфере свободного выбора видов деятельности можно надеяться на «незаметное», а значит и более успешное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. [1, с. 57]

С вышесказанным тезисом тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей — компенсаторная (или психотерапевтическая), т.к данная сфера способствует заполнению пробелов жизненного опыта и развитию его индивидуальности. Так же следует выделить и одаренных детей, которые не всегда получают поддержку в со стороны педагогов общего образования. Выявление талантов и поддержка одаренных детей является одной из приоритетных задач государственной политики РФ. Ведь главная задача учителя помочь раскрыться ребенку и правильно научиться ориентироваться по жизни. Однако, школьного образование на практике направлено на «уравнивание».

Эмоциональная насыщенность — одна из особенностей развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников на примере ярких личностей, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, беспокоящие ребенка. [2, с. 37]

Немало важную роль дополнительное образование играет в расширении культурного пространства школ. Культурологический подход к образованию помогает школьнику от перенасыщения информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций.

Так же дополнительное образование учащихся школы помогает в решении проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения детей. Основной ролью дополнительного образования является помощь детям в подростковом возрасте сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам все чаше встречаются различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле — и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно в старшей школе, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Для социальной адаптации школьников приобретает значение включение в деятельность различных творческих организаций по интересам, они оказываются в среде разновозрастного общения, которое в современных условиях приобретает особую ценность: здесь дети могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы главные особенности дополнительного образования детей, основывающегося в условиях общеобразовательного учреждения. По всей вероятности, во многом они пересекаются с теми положениями, характеризующими деятельность учреждения дополнительного образования воспитанников, однако есть все основания говорить об особенностях развития и формирования дополнительного образования детей в школе. Однако, сфера дополнительного образования по прежнему нуждается в нормативной регламентации, которая бы повысила эффективность развития данной области.

В настоящее время практика показывает существенное число муниципальных учреждений которые не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. [3, ст. 10]

Проблемы модернизации и дальнейшего развития системы образования связаны, прежде, с вопросами образования и развития культурно-образовательной среды. В решении этой проблемы мощным инструментом является дополнительное образование детей, потому что необходимым становится выстраивание сетевой инфраструктуры для дополнительного образования школьников. Повышается необходимость в выстраивании и обустройстве дистанционных технологий предоставления услуг дополнительного образования подростков, увеличивающих доступность данных услуг и расширяющих охват детей услугами дополнительного образования.

Повышается потребность в легализации деятельность (вид деятельности) в качестве организационно-финансовой основы в дополнительном образования, а не только программу. Для этого, вопреки расхожему мнению, на самом деле есть адекватные формы финансирования образовательных организаций в рамках 83-ФЗ — финансирование не услуг, а работ. В этом случае нормативно-подушевое финансирование останется возможным, но создаст абсолютно иные эффекты в системе дополнительного образования детей. Муниципальное (государственное) финансирование позволяет легализовать подход к регламентации основной деятельности организаций, как внеурочная деятельность дополнительного образования детей.

Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями ДОД. Примером деятельности отдельных руководителей послужили: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ. [4, с. 13]

Таким образом очевидным становится необходимость внесения изменений в действующий порядок ДОД: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей — это «образование», основой которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.

Неопределенность его статуса в школе связано с отсутствием нормативно-правового закрепления, что поднимает проблему, разночтения в правах и обязанностях педагогических работников, занятых в этой сфере. Так же трудности возникают в вопросах сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей. Поэтому в уставе школы должна быть специальная статья о дополнительном образовании детей, лицензия, ведение этой деятельности, самостоятельный локальный акт «Положение об организации дополнительного образования детей в школе», комплект дополнительных образовательных программ, пакет должностных инструкций на работников данной сферы, договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Так же мы хотели бы внести предложения по улучшению законодательства: внести в число направлений деятельности учреждений ДОД пункт о доступности для всех категорий детей. Необходимо внести поправку к пункту 3 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. А также необходимо увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения туда на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи, т. е. внести соответственно поправку к пункту20 приложения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. [5, с. 13]

Современное образование направлено на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности ребенка, его способностью включаться в социально-экономические процессы общества. Таким образом, в первую очередь дополнительное образование детей направленно на организацию и развитие единой системы воспитания в общеобразовательном учреждении. Дополнительное образование преподносит учащимся знания, посредством занятий во внеурочное время, что в свою очередь благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков учащегося, развитие его духовного мира. Поэтому наиболее эффективный метод модернизации по улучшению качества российского образования и его правового регулирования — это реализация соответствующих программ, а именно направленных на развитие образования как целостного процесса воспитания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. 2010. № 8. С.57–62;
  2. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколлегия: М. Б. Коваль и др. М., 2009. 107 с.;
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.10, п.6. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».;
  4. Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. М.: Наука, 1995. 68 с.$
  5. Семенов Г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С.13–16;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle