Библиографическое описание:

Яцухина И. М., Кузнецова Л. Э. Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1799-1802.



В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию психологической беспомощности, выделению диагностических критериев данного состояния, а также разработке эффективных методов психокоррекционной работы, направленной на его преодоление.

Ключевые слова: психологическая беспомощность, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, исследование психологии детей-инвалидов.

In article the theoretical analysis of a problem of formation of a phenomenon of psychological helplessness at children with limited opportunities of health is carried out. The review of the research works devoted to studying of the factors promoting development of psychological helplessness, allocation of diagnostic criteria of this state, and also development of effective methods of the psychocorrectional work directed to his overcoming is carried out.

Keywords: psychological helplessness, children with limited opportunities of health, disability, research of psychology of disabled children.

В настоящее время исследователями во многих научных областях, таких как психология, социология, философия, медицина, ведётся активное изучение феномена психологической беспомощности.

Понятие психологической беспомощности было введено американским психологом-исследователем М. Селигманом в середине 60-х годов ХХ века. Первоначально речь шла о феномене выученной беспомощности, который был открыт в Университете Пенсильвании, при проведении опытов над собаками. Было показано, что «выученная беспомощность» формируется по аналогии классического условного рефлекса у животных, разработанного академиком П. И. Павловым. Основоположники теории выученной беспомощности — Л. Абрамсон, С. Майер, В. Миллер, М. Селигман, Р. Соломон, Д. Тисдейл характеризовали это понятие, как состояние личности, возникающее в качестве реакции на неконтролируемые, преимущественно негативные события [15].

В современный век высоких технологий обычному человеку бывает сложно адаптироваться к неконтролируемым и непредсказуемым внешним событиям и ситуациям. Человек, склонный к страху перед трудностями, поддающийся сомнениям, не способный предпринимать активные действия для устранения последствий негативной жизненной ситуации, не уверенный в себе и в собственных силах плохо адаптируется к современным жизненным условиям. По сути, он становится беспомощным. Так называемое состояние выученной беспомощности крайне отрицательно влияет на творческие способности, жизнерадостность, активность, продуктивность в деятельности, а также на состояние здоровья человека [4].

Состоянию психологической беспомощности подвержены как взрослые люди, так и дети. В частности, этому состоянию подвержены дети особой категории — с ограниченными возможностями здоровья. Физический недуг для ребёнка является дополнительным фактором, негативно влияющим на его общий психоэмоциональный фон.

Состояние беспомощности у детей-инвалидов формируется под влиянием многих факторов: плохое состояние здоровья, нарушение взаимоотношений в семье, гиперопека со стороны родителей, низкий адаптационный потенциал, эмоционально-личностные особенности ребенка: чувствительность, обидчивость, зависимость, пассивность, низкая эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость.

Изучением формирования психологической беспомощности занимались многие зарубежные и отечественные авторы: А. Адлер, Н. А. Батурин, Л. Ф. Бурлачук, Д. Н. Исаев, В. А. Ковалевский, В. А. Лабунская, З. Фрейд и многие другие. В частности, следует отметить, что этот феномен исследовался в контексте различных подходов. Например, в рамках ситуационных, лабораторных исследований можно выделить работы Дж. Гиргуса, Д. Хирото, П. Шульмана. Согласно исследованиям данных авторов выученная беспомощность позиционируется как состояние, основанное на когнитивном дефиците испытуемых [5].

Батурин Н. А. характеризовал выученную беспомощность в рамках психологии успеха и неудачи [1].

Проявление беспомощности в контексте жизненных кризисов, а также сложной жизненной ситуации (безработица, болезнь, инвалидность, эмиграция, жестокое обращение в семье), изучалось в исследованиях таких авторов как Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, А. Н. Дёмин, Б. Д. Карвасарский, Л. Э. Кузнецова, В. А. Лабунская, Н. Б. Михайлова, А. О. Прохорова, Л. М. Шипицина, В. В. Шиповская, А. Адлер, З. Фрейд и др.

В рамках концепции поисковой активности и адаптации В. С. Ротенберг и В. В. Аршавский исследовали факторы устойчивости к беспомощности, которые были связаны с прошлым опытом [10].

Д. А. Циринг и С. А. Сальева рассматривали выученную беспомощность, опираясь на атрибутивные концепции, изучали причины формирования выученной беспомощности у детей в процессе влияния негативных факторов и событий семейного воспитания, с помощью системного подхода [14].

Отдельные аспекты беспомощности изучались М. М. Решетниковым, А. А. Бодалевым, Г. Ю. Фоменко в контексте физической или эмоциональной травмы в результате воздействия на личность экстремальных ситуаций [2, 9, 12].

Состояние беспомощности, возникшее в результате утраты или искажения смысла жизни, отмечали В. Э. Чудновский и Т. А. Вайзер [2].

В настоящее время исследование феномена психологической беспомощности продолжается довольно активно, ввиду отсутствия целостного подхода к данной проблеме.

В исследованиях Л. Э. Кузнецовой, посвященных изучению формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов, показывается, что психологическая беспомощность у детей проявляется в психоэмоциональном состоянии и стратегиях поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Согласно результатам данного исследования около 74 % детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет переживают состояние психологической беспомощности. Это состояние сопряжено с низкой самооценкой, боязнью неудач, фрустрационной напряжённостью, тревожностью, сниженным настроением и даже агрессивностью. В сложных ситуациях такие дети используют непродуктивные стратегии поведения, выражающиеся в уходе от трудностей и их избегании, в поиске эмоциональной, материальной и информационной помощи, в попытках забыть о проблеме, в агрессивных, гневных проявлениях по отношению к источнику проблемы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, переживающих состояние психологической беспомощности, характерно недоверие к окружающим, неуверенность в себе, пассивность и зависимость. Лишь у 26 % детей-инвалидов наблюдался благоприятный психоэмоциональный фон, а в преодоление трудных жизненных ситуаций они используют продуктивные копинг-стратегии, заключающиеся в планировании и регулировании своих чувств и действий, в позитивной переоценке обстоятельств. У таких детей выявлен средний уровень адаптивности, они уверены в себе, в своих силах, способны доверять окружающим и нести личную ответственность за достижение жизненных целей. Они надеются на выздоровление и строят планы на будущее [6, 7, 8].

Исследования Л. Э. Кузнецовой показывают необходимость психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями с целью преодоления состояния психологической беспомощности. В своих работах автор приводит рекомендации для устранения состояния психологической беспомощности у детей-инвалидов, путём выработки у них таких личностных особенностей как: оптимистичность, уверенность в себе, самостоятельность, способность к доверию другим людям, настойчивость в достижении поставленных целей, ответственность, понимание того, что все достижения в жизни зависят от себя самого [6, 7, 8].

С точки зрения внутрисемейных отношений выученная беспомощность рассматривается А. А. Бодалевым в работе «Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования». В этом исследовании автор утверждает, что возникновению чувства психологической беспомощности способствует дефицит родительской отзывчивости. То есть предпосылки возникновения этого состояния у детей основываются на определённых стилях воспитания в семье, например: отвержение и игнорирование потребностей ребёнка, подавляющий контроль либо излишняя опека, в частности со стороны матери [11].

В результате эмпирического исследования Д. А. Циринг делает выводы о том, что стили воспитания детей в семье напрямую влияют на формирование у них состояния беспомощности. Приводятся примеры семей, в которых преобладает неустойчивый стиль воспитания и дети склонны проявлять признаки психологической беспомощности. В таких семьях прослеживается нарушение взаимоотношений как на уровне ребёнка с родителями, так и между самими родителями [14].

Изучение феномена психологической беспомощности проводится и в свете психосоматического и онтогенетического подходов. Исследование О. В. Волковой подтверждает наличие взаимосвязи между состоянием здоровья человека и его психологическим состоянием: «…очевидно, что выученная беспомощность, как форма организации жизнедеятельности, является катализатором и детерминирует снижение сопротивляемости организма вредоносным воздействиям внешней среды, способствует развитию и обострению соматических заболеваний различной этиологии» [3, с. 46].

Итак, современные исследователи феномена психологической беспомощности особое внимание уделяют изучению психологических факторов, влияющих на его возникновение; выделению диагностических критериев данного состояния и подбору методов его исследования; направлений и методов эффективной психокоррекционной работы, направленной на преодоление психологической беспомощности.

Безусловно, феномен психологической беспомощности заслуживает дальнейшего углублённого изучения для разработки и развития практически действенных методов оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Литература:

  1. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.
  2. Бодалев А. А. О человеке в экстремальной ситуации (эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения) // Мир психологии. 2002. — № 4/32.
  3. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. — 1998. — № 5.
  4. Волкова О. В. Теоретико-методологический анализ исследований выученной беспомощности: актуальность психосоматического подхода // Сибирское медицинское обозрение. — 2013. — № 4. — С. 43–47.
  5. Зелигман М. Э. Как научиться оптимизму. — М.: Вече, 1997.
  6. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 873–877.
  7. Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 25–28.
  8. Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей — инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург.— СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.
  9. Решетников М. М. Психическая травма / М. М. Решетников. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006.
  10. Ротенберг В.С, Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.
  11. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  12. Фоменко Г. Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия / Г. Ю. Фоменко. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.
  13. Циринг Д.А, Пономарёва И. В., Овчинников М. В., Евстафьева Е. А., Чкстюнина Ю. В. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и особенностей взаимоотношений с родителями в семьях детей с личностной беспомощностью // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–4. — С. 929–933.
  14. Циринг Д. А., Сальева С. А. Влияние детско-родительских отношений на формирование беспомощности у детей (системный подход) // Психологические проблемы современной семьи: Материалы третьей Международной конференции: в 2ч./под общ. Ред. А. Г. Лидерса. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007. — Ч. 2 (2).
  15. Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development and death. — San Francisco: Freeman, 1975.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle