Библиографическое описание:

Кузьмина А. И. Фольклор Арзамасского края и историческая действительность // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 17-19.



Город Арзамас, по одной из версий, основан был в 1552 году Иваном Грозным. По мнению местных краеведов, закладка города была осуществлена царем во время его Казанского похода, о чем свидетельствуют многие рассказы и предания, бытующие на территории Арзамасского края. Некоторые из них были записаны в сборнике «Предания» из проекта «Народная поэзия Арзамасского края» [1]. В первой части сборника мы можем найти записанный текст об основании города. В нем говорится что царь, проезжавший по территории нашего края летом 1552 года, «идя с воинством на Казань» повстречал здесь двух братьев Арзая и Масая, которые «встретили царя с дарами и просили, чтобы занятая ими местность оставлена была им и их потомкам, чтобы среди них было поселено несколько русских торговых людей и чтобы татары … были прогнаны». На следующий день царь объявил свою волю. Построить в этой местности крепость, а мордве принять христианство. Название города предание объясняет так, Иван Васильевич сказал, «что, кто первый окрестится, именем того и будет назван город», Арзай и Масай вызвались первыми принять православную веру и город назвали их языческими именами [1, С.37].

До основания города на этой территории проживали многочисленные финно-угорские племена, после которых, также остался фольклорный материал. В результате исторического развития города формировался местный фольклор, который является для историка своего рода сокровищница, ведь все эти песни, сказания, мемораты — есть ничто иное, как великолепные исторические источники, работа с которыми может принести позитивные результаты [2]. Принято считать, что чем старше найденный краеведом материал, тем меньше шанс на его правдоподобность. Сохраняясь в памяти народа, проходя из уст в уста, возрастает вероятность искажения реальных исторических фактов, создается своего рода «глухой телефон», в котором у каждого своя правда, своя история. Но у исторической науки правда одна. И задача историка, вычленять крупицы истины из того огромного количества фольклорного материала накопленного и записанного веками. Поэтому, говоря о исторических событиях которые нашли свое отражение в народном творчестве арзамасцев, мы берем уже хорошо отобранный материал, который был систематизирован Курдиным Ю. А.

Так, в сборнике «Исторические песни. Народная поэзия Арзамасского края» приведены ярчайшие и правдивые источники по истории города за несколько столетий [3]. В книге собраны исторические песни разных вех развития нашей страны, начиная с древнейших времен заканчивая песнями начала XX века. Сюжеты песен совершенно различны, некоторые повествуют нам о широко известных событиях, таких как Первая мировая война или поход на Азов, другие показывают нам быт людей или отношение солдата к смерти Кутузова. Но все они несомненно являются историческими памятниками нашего края.

Говоря о исторических песнях, собранных в этой книге, хочется более подробно остановится на тех записях которые повествуют нам о Первой мировой войне. Анализирую исторические источники, мы можем сказать, что эта война для русской истории малоизвестная. О ней не так много написано, не так много сказано. Она является незаслуженно «забытой». Возможно, это связано с тем, что воспоминания об этой «потаенной» войне были оттеснены на периферию народной памяти событиями Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны [5, С. 126]. Но для народа эта война была далеко не простой. Она была кровопролитной, трудной и такой же жестокой, как и все войны. Свое отражение переживания народа нашли в песнях и частушках, их за период 1914–1922 гг. было написано множество. Начиналась война как великая идейная, за русский народ, за царя. Заканчивалась же она совершенно иначе, в армии царили идеи о том, что русские и германские цари заодно, что они хотят погубить как можно больше народу, говорилось, что война была начала, чтобы отвлечь народ от революций. Солдаты не хотели воевать под предводительством такого царя, начались дезертирства. [5 С. 128] Такое поведение отразились в песнях, которые были записаны уже во второй половине XX века, некоторые из них приведены в данном сборнике.

Чтобы понять реальную историческую действительность мы воспользуемся двумя фольклорными отрывками из сборника «Исторические песни. Народная поэзия Арзамасского края» [3]. Первый из них был сочинен на момент начала войны, второй после длительных военных действий. Оба этих отрывка отражают действительную картину мира на тот момент.

Начало войны характеризует отрывок из исторической песни, в которой описывается ситуация на момент 1914 года:

Пишет, пишет царь германский, пишет русскому царю:

«Да заберу я всю Россию, во Россию жить пойду!»

Не журись-ка, царь наш белый, мы Россию не дадим,

Соберем мы войска много, пойдем с немцем воевать.

Царь заехал с права фланга, поздоровался, сказал:

«Стройся, армия, в колонны, кавалерия — вперед,

Ну, стройся, армия, в колонны, кавалерия — вперед.

Я приехал к вам простится, на войну вас проводить,

Да я приехал к вам проститься, на войну вас проводить.

Я желал вам воротиться д еще сколь-нибудь пожить» [3, С.150].

Здесь, очевидно прослеживается отношение и народа, и царя к завязавшейся войне. В словах «Не журись-ка, царь наш белый, мы Россию не дадим» мы можем заметить доброжелательное отношение солдат к царю, и отсутствие негативного настроя к предстоящим им столкновения с «немцем». Привлекая статистические данные, в начале войны в армии, хоть и присутствовал некий процент дезертирства, но он был крайне мал, ведь уходя на войну солдат знал, что идет защищать свое Отечество. В этом отрывке так же можно увидеть и каково настроение Николая II по отношению к надвигающимся столкновениям. Для него было очевидно, что техническое отставание от стран Европы велико, и рассчитывать приходится, в основном, на героизм солдат, которых на войну царь отправлял самолично. Во фразе «Я желал вам воротиться д еще сколь-нибудь пожить» можно прочувствовать отношение солдат ко власти на тот момент. К началу 1914 года, большая часть страны воспринимала царскую власть как что-то традиционное, непоколебимое. Среди народа бытовала «вера в доброго царя», который, несмотря на все проводимые реформы и прочие изменения, был для них родным «батюшкой». И все тяготы, на которые власть обличала население, было не чем иным как «неправильной трактовкой» царских указов чиновниками. Поэтому, с первыми неудачами, солдаты в своих поражениях начали обвинять сначала руководствующих генералов, и лишь потом царя. Это видно по солдатским песням, так в одном из первых произведений, написанных после начавшихся поражений на войне, «изменщиком» кличат военного министра, генерала от кавалерии Владимира Александровича Сухомлинова.

Мы дралися до поледку,

Много войска было ведь у нас,

Не представил нам снарядов,

Сухомлинов генерал.

Иль у нас в сенате дано,

Все от роскоши узнал.

Он изменщик был России,

Вновь Карпаты немцам сдал. [5, С. 270–271]

Уже после сдачи Карпат, подает вера в выше поставленное руководство, а вместе с тем и падает авторитет царской власти. Постепенно, масштабы набирает такое явление как дезертирство. Так, зимой 1914–1915 гг. власти уже были озабочены дезертирством с фронта. Например, варшавским жандармско-полицейским управлением было задержано за декабрь 1914 года 1904 человек, за январь 1915 года-1659, за февраль-1070. Виленским жандармско-полицейским управлением было задержано за это же время 3563 человек [6]. Дальше настроение в действующей армии и в народе ухудшались. Солдаты отказывались идти на фронт, крестьяне служить такому царю.

Недовольство крестьянства политикой самодержавия проявлялось в укрывательстве дезертиров. Об этом свидетельствуют данные хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области. Так, в сводках губернатора в МВД постоянно шла информация об уклонении призывников от воинской обязанности. В апреле 1915 г. в селах Нижегородской области началось движение против мобилизации и укрывательство отпускников от новых призывов на фронт. Со всей территории области на протяжении двух лет (1916–1917 гг.) поступали сигналы о стихийных митингах и выступлениях населения, не желавшего отдавать на воинскую службу отпускников поранению и новобранцев [7].

Именно в этот период появляются наиболее яркие и мобильные народные произведения — частушки. Они стали отражением души народа, простым для понимания каждому.

Хоть сдадут, служить не стану

Николашке-дураку:

Сапоги, шинель закину

Через быстрою реку.

***

Эх, яблочко,

Укатилось в воду!

Надоело воевать

Нашему народу! [5, С. 277–299]

Из этих отрывков, нам четко видно постепенное изменение отношения народа к войне и царствующему Николаю II. В начале военных действий, солдаты относились к царю как к «батюшке», и верили в «славную» войну. С течением времени, армия стала все хуже воспринимать этот конфликт. Все сильнее росло возмущение народа, все больше накалялась обстановка накануне Великой Революции.

Многие исторические события, нашли отклик в народном поэтическом творчестве Арзамасского края. Не пропала из памяти народа и эта тяжелая, опустошающая Первая мировая война. Много песен написано на эту тему, много стихов сложено. Все эти песни и частушки нужны для более подробного осознания исторической действительности, для глубокого и душевного восприятия настроений той эпохи, для понимания быта наших предков. Основные факты об истории нам дают многие другие источники, но объективную картину исторических реалий нам дает именно фольклор.

Литература:

  1. Курдин Ю. А. Предания. Народная поэзия Арзамасского края. В двух книгах: /Сост., авторы вступительных статей и комментариев: Л. А. Климкова, Ю. А. Курдин; АГПИ им. А. П. Гайдара. — Арзамас: АГПИ, 2005–373 с.
  2. Курдин Ю. А. Рассказы-воспоминания Арзамасского края как исторический источник// Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Сборник материалов XI Региональной научно-практической конференции. Выпуск X/ под. общ. ред. В. И. Грубова: Арзамасский филиал ННГУ, ГАНО. г. Арзамас.- АФ ННГУ,2014.- С. 13- 18.
  3. Курдин Ю. А., Пряников А. В. Рассказы-воспоминания в устной эпической традиции Арзамасского края// Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 10 (14). С. 51.
  4. Курдин Ю. А. Исторические песни, Народная поэзия Арзамасского края/ Авт. проекта ЮА. Курдин: сост. Ю. А. Курдин, Т. В. Михайлова, Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, А. В. Харлов, М. П. Шустров: науч. ред. Ю. А. Курдин; АГПИ им. А. П. Гайдара. — Арзамас: АГПИ,2006. — 247 с.
  5. Курдин Ю. А. Первая мировая война в фольклоре Нижегородского края//Историческое образование, 3/2014. С. 125–132.
  6. Асташов, А. Б. Русский фронт в 1914 — начале 1917 г.: военный опыт и современность — Москва.: Новый хронограф, 2014. — 740 с.
  7. Ефимов О. В. Антивоенные настроения Нижегородского крестьянства в период Первой Мировой войны// Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Сборник материалов XII Региональной научно-практической конференции. Выпуск XI/ под. общ. ред. В. И. Грубова: Арзамасский филиал ННГУ, ГАНО. г. Арзамас.- АФ ННГУ,2015. С. 21- 26.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle