Библиографическое описание:

Домахин А. А. Мемораты как источник по истории Арзамасского края // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 39-41.



Современный мир стал поистине временем расцвета отечественной историографии и источниковедения. Оцифровываются и публикуются архивы, которые до сегодняшних дней были недоступными для многих историков. Это приводит к тому, что в научный оборот вводятся новые источники. Но, пожалуй, наиболее интересным является изучение рассказов очевидцев событий или записей бесед с их участниками. Фольклор, несомненно, самая древняя форма передачи информации между людьми и поколениями. Именно устные источники стали первыми историческими источниками, на основе которых были созданы исследовательские работы. Сравнительно недавно даже появился термин «устная история», в XX веке определение термину дал Сигурд Шмидт. Советский историк определил его, как «практику научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами». Именно с этого устная история превратилась в новое направление научной деятельности в рамках современных исторических знаний. Но с изучением устной истории возникает и ряд проблем, прежде всего это затруднения в оценке достоверности устных источников.

Также часто поднимается вопрос о самостоятельности устной истории как научной дисциплины: кто-то воспринимает «устную историю» как устную информацию в разных формах — от слухов и воспоминаний до былин, кто-то признает ее новым методом исторических исследований, другие видят в ней новационное направление исторических исследований или новую историческую дисциплину. Одним из фундаментальных понятий устной истории является термин «меморат». Меморат — это устный рассказ — воспоминания человека о личной судьбе, или воспоминание о людях, с которыми его связала жизнь, воспоминания о конкретных фактах, событиях, очевидцем которых он являлся. Исследователь, записывающий рассказ на пленку или бумагу, также является его создателем, ведь он выстраивает план, задает вопросы. Очень важно создать такой документ, которым впоследствии было бы удобно пользоваться.

История страны складывается из историй её больших и малых населённых пунктов, районов, областей. Одним из таких районов как раз является Арзамасский. На арзамасской земле собрано огромное количество источников так называемой «устной истории», во многом благодаря студентам и преподавателям историко-филологического факультета АФ ННГУ (бывш. АГПИ им. А. П. Гайдара), которые собирают и обрабатывают фольклор края на протяжении многих лет. Университет периодически публикует свои наработки, которые могут служить хорошим источником для изучения истории Арзамасского района местными краеведами.

Одним из таких изданий является книга Ю. А. Курдина и А. В. Пряникова «Народная поэзия Арзамасского края», в которой собрано огромное количество меморатов. В книге представлены рассказы-воспоминания старожилов, записанные в ходе фольклорных практик и экспедиций в южных районах Нижегородской области. Расположенные в хронологическом порядке мемораты отражают устную историю региона, сохранившуюся в народной памяти [1].

Мемораты в данной книге разбиты на 8 разделов (по хронологическому принципу):

  1. Ярём барщины старинной…
  2. Что старина, то и деянье
  3. Трудные двадцатые
  4. Военное лихолетье
  5. По жизни с мудростью и шуткой
  6. Были и байки села Кирилловки (собрал и пересказал В. А. Панков)
  7. «Кобылинские рассказы» Н. И. Гирина
  8. Случаи из жизни села Пуза (по рассказам С. С. Аникина)

Необходимо отметить, что в комментариях к текстам приводятся краткие сведения об исполнителях, место и время записи, а также фамилии и инициалы собирателей. Также в публикуемых текстах редакция коснулась лишь фонетической стороны диалектных записей, лексика историческая и диалектная сохранена, что является большим плюсом для краеведа-исследователя.

Наибольший массив информации собран по истории советского периода, в частности революции 1917, НЭПу, Великой Отечественной войне и т. д. Рассмотрим несколько меморатов, характеризующих жизнь простого населения Арзамасского края в XX веке.

Меморат 84 (Долой мещанство): «Я, помню, училась в техникуме. Тогда появился клич «Долой мещанство!» А девушки все ходили в серьгах да в бусах. Я любила наряжаться. А комсомольцы снимали всё «мещанское». Так мне Василий Васильевич Темпалов, учитель наш, и говорит: «Катенька, снимай бусы да серьги, ведь они у тебя дорогие, смотри, снимут». Дутые серьги у меня были и бусы дорогие, они мне от мамы достались, как память. Так вот сняла, а то б в комсомол не приняли. Я была ещё молода. Отец был председателем комбеда. Так меня в комсомол приняли, и раньше даже» [1, С. 90].

В комментариях к данному меморату записано, что он записан от Хроминой Екатерины Степановны 1920 года рождения, проживающей в селе Пильна. Даже из такого маленького рассказа-воспоминания можно извлечь довольно-таки большой объём информации. Исследователь, который занимается историей с. Пильна может выделить из данного рассказа несколько тезисов:

  1. Не только больших городах, но даже в маленьких деревнях и сёлах появился лозунг: «Долой мещанство!»
  2. Учителем в школе работал Василий Васильевич Темпалов
  3. В Пильне находился комитет бедноты, который возглавлял отец автора мемората, следовательно Степан Хромин
  4. Вёлся приём детей в комсомол.

Сопоставляя эти данные с другими источниками по истории села, краевед может наиболее полно восстановить историческую картину населения Пильны в 20–30 годы XX века.

Меморат 92 (Арзинка в годы войны): «Во время Великой отечественной войны в Арзинке было очень мало лошадей, так как их практически всех угнали на фронт. А дрова для топки завода не на чем было возить, поэтому один из руководителей села, Бабкин, предложил закупить быков и на них возить дрова. Быков купили 300 голов. После покупки быков дрова для топки завода возили постоянно, тем самым не давая заводу встать. Дрова, как правило, привозили метровые. Это были специальные дрова. Рубили, в основном, дуб. Вырубали более двух кубометров леса.

Быки в годы Великой Отечественной войны стали неотъемлемой частью жизни посёлка Арзинка. Быков использовали не только для обеспечения спиртзавода дровами, но и для распашки земли.

Быков в Арзинке начали использовать в начале Великой Отечественной войны, то есть примерно в конце 1941 года. А использовали в хозяйственных нуждах в Арзинке до пятидесятых годов» [1, С. 100].

Даже простой читатель, не говоря уже об исследователе-историке, может выделить из данного мемората огромный массив информации:

  1. Из посёлка Арзинка в начале Великой Отечественной войны практически все лошади были отосланы на фронт.
  2. Во время войны в посёлке работал спиртзавод.
  3. Из-за нехватки лошадей было решено закупить быков, которые должны были возить дрова для завода.
  4. Было закуплено 300 быков.
  5. Одним из руководителей села в то время был Бабкин.
  6. Быков использовали для вспашки земли и доставки дров с 1941 по 50-е гг.

Но только историк, основываясь на основные принципы исторического исследования (принцип историзма, объективности, социального подхода, всесторонности), а также сопоставляя с другими источниками по данной теме, может наиболее точно воссоздать события того времени, проследить точные причинно-следственные связи, расписать всё до мельчайших деталей.

Рассмотрим ещё один рассказ-воспоминание, посвящённый новой экономической политике СССР. Меморат 171 – НЭП:

  1. «После гражданской войны скорняжные работы разладились. Крестьяне жили только землёй и, разумеется, так бедно, что больше некуда.
  2. Стали искать, чем бы заняться, чтобы не умереть с голода.
  3. Сергей Иванович Рачков сам приобретает товар: кошку, зайчатину и другие шкурки, выделывает со своими домочадцами и продаёт в Москву и другие города, и тем самым встал на ноги, завёл круг знакомств с состоятельными хозяевами, и у него дело пошло.
  4. Афанасий Иванович Суханов имел дело с арзамасскими воротилами Павлом Ароновичем Энштейном, мастерская которого была в доме по улице Ленина, где теперь дом колхозника, и на Кооперативной. Филатовы торговали аккуратненько.
  5. Куликовы бурную торговлю развели и имели достаточный капитал, они же первыми в 1925 году, когда стали прижимать богачей, уехали в неизвестном направлении. Их примеру последовали некоторые Филатовы, Сухановы и другие, у которых появился капитал.
  6. В селе в это время появляются сапожная и скорняжная мастерские, а также артели. Жизнь хоть и с трудом, но потихоньку налаживалась» [1, С. 255].

Из данного мемората также можно выделить несколько умозаключений, которые помогут краеведу проследить распространение новой экономической политики на селе, определить зажиточных крестьян и род их деятельности, воссоздать жизни на селе в 25–30 гг.

Рассматривая только несколько примеров, сразу становится понятным, что устные источники, а именно мемораты, собранные в книге «Были и байки. Народная поэзия Арзамасского края» являются ценнейшим источников по изучению населённых пунктов Арзамасского района. Около 250 меморатов, опубликованных в книге, служат источниками «устной истории» [3]. Субъективные интерпретации прошлого в рассказах-воспоминаниях старожилов и очевидцев отражают объективную историческую реальность, которая маркируется в их речи разнообразными лингвистическими формами. Именно поэтому от исследователя-историка требуются адекватные приемы анализа устных источников, в частности лингвистические методы анализа текста для получения историко-культурной информации. Также следует отметить, что краевед изучающий историю Арзамасского района должен учитывать фрагментарность и неполноту устных источников (в частности меморатов), что не позволяет воссоздать полную картину прошлого, поэтому для полноты кроме устных источников необходимо использовать и другие виды: изобразительные, вещественные, конвенционные, звуковые и т. д.

Литература:

  1. Были и байки. Народная поэзия Арзамасского края/ Сост., вступ. ст., коммент. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников; науч. ред. С. Н. Пяткин; Арзамасский филиал ННГУ — Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 462 с.
  2. Курдин Ю. А., Пряников А. В. Рассказы-воспоминания в устной эпической традиции Арзамасского края // Культура и образование. — Октябрь 2014. — № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2388
  3. Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014.№ 11–1 (41). С. 125–128.
  4. [Электронный ресурс].URL: http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/zonalnaja_konferentsija__biblioteki_k_65-letiju_po/kopaneva_g_v/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle