Библиографическое описание:

Шувалова Е. С. Лестница духовного благоденствия в лирике Курдина Ю. А. // Молодой ученый. — 2016. — №11.2. — С. 81-83.



Лестница духовного благоденствия в лирике Курдина Ю. А.

Шувалова Екатерина Сергеевна, с

Лестница — один из символических образов, закрепившихся в культуре с древнейших времён, благодаря которому происходит определение места человека в существующем мироздании, его положения между небесным и земным, духовным и материальным.

Лестница связывает различные миры, становясь путём восхождения или нисхождения от одного к другому. Она являет собой движение по вертикали, где подъём приобретает символическое значение преодоления земного притяжения и вместе с тем победы, превознесения духа над плотью и, следовательно, приобретения блага, а спуск приравнивается к несчастьям и грехопадению.

Известно, что в христианской теологии образ небесной лестницы используется для пояснения уровней духовного восхождения, каждый из которых очищает душу человека и приближает его к Богу. Китайская мифология предполагает, что человек должен преодолеть двадцать восемь небес-ступеней, чтобы вырваться из круговорота жизни и смерти и обрести вечность. В символическом сознании восхождение вверх связывается с желанием познания вершины, с высоты которой перед человеком открываются новые перспективы; ею объясняется стремление к идеалам и покорению ранее недосягаемого. Образ лестницы связан с постоянным поиском самого себя, с открытием собственной иномерности. Человек- «иномер» живет по принципам диалектической триады, которая также составляет и ядро православного догмата об Отце, Сыне и Духе. Во-первых, в этой триаде нет отрицания, а лишь повторение пройденного и единение с ним на новом уровне, во-вторых (и это главное). Здесь возникает третье состояние — Духа (святости, образования, времени и т. д.), берущего на себя не только открытие истины, но и тяжесть ответственности» [5, С. 77–80]. Образ лестницы становится в литературе интегрирующим образом, выявляющим пространство иномерности человека, то есть пространство его духовного богатства.

Лестница приобретают значения человеческих благ. Её вершина и движение вверх символизируется с добродетелью, духовным богатством, знанием, совершенством, стремлением, святостью, счастливою судьбой. Подножие и спуск представляется как деградация, болезнь, опасность, лишения и несчастья. Стремление к самосовершенствованию и восхождению вверх по лестнице нравственного и духовного развития заложено у некоторых людей с самого рождения [6, С. 23–26].

Ступени лестницы наполняются аллегорическим смыслом, олицетворяя человеческое сознание, преодолевающее путь бытия и оттого овладевающее прибавляющейся силой. Ступени приобретают смысл жизненных этапов, духовного подъёма, нравственных уровней, которые должен превозмочь человек.

Образ лестницы многозначен в истории культуры и литературы. В лирике Юрия Александровича Курдина он приобретает смысл пути к жизненному счастью и духовному богатству, душевному спокойствию и благоденствию. Наш поэт-земляк в своём творчестве, близком каждому, проникнутом любовью к родине, наполненном философскими размышлениями, поднимает темы, затрагивающие читателей своей искренностью и естественностью. В его стихотворениях ощущается знание жизни и знание того, из чего состоит его собственное человеческое счастье. Лирический герой в произведениях Курдина Ю. А. повествует о том, что его волнует и радует, что превозносит его на вершину символической лестницы. Её ступени — те составляющие, благодаря которым лирическим героем достигается душевное благополучие. Рассмотрим некоторые из них:

Ступень первая — дом.

В жизни каждого человека дом — это обитель, защищающая и хранящая. Это твердыня, дающая человеку безопасность и ощущение надёжности, уверенности. Это семейный очаг, символ уюта, света и тепла. Дом, центр упорядоченной и надёжной жизни, являет собой одну из главных составляющих человеческого благополучия.

Так считает и лирический герой Курдина Ю. А., ласково, любовно называя дом «домиком», наделяя его образ эпитетом «заветный», то есть особо ценный и дорогой сердцу, желанный и связанный с важными, нежными воспоминаниями. Герой обращается к дому, как к своему знакомому, своему старому другу, привлекая притяжательное местоимение «мой» и тем самым стирая нематериальную границу, облекая дом в значение «родной». Лирический герой обращён лицом к дому, как к свету, к теплу.

Где ты, домик мой заветный –

Три оконца налицо.

Там берёзка в час рассветный

Наклонилась над крыльцом [3, С..4].

Вторая ступень — семья.

Семья — одна из самых важных ценностей в жизни человека. Это оплот любви, поддержки и надёжности в неспокойном и равнодушном мире. Семья вносит в мир человека душевное спокойствие, чувство целостности и единения с близкими людьми. Она — естественная и значимая часть этой жизни, дарующая тепло и уют, осознание собственной важности и ощущение крепкой опоры.

У лирического героя Курдина Ю. А. эта ступень определяется любовью к матери, которая является самым родным и близким человеком, создающим, рождающим семейный очаг и уберегающим его от невзгод. Мать у поэта — маяк, её уроки, наставления, её любовь светят герою на всём жизненном пути, ведут его к благополучию и счастью:

Не надо, мама, грустных слов,

Ты как маяк в моей судьбе [3, С. 13].

Образ матери ограждает лирического героя от негативных эмоций, он является тем, к чему герой мысленно обращается в трудные моменты и у которого ищет защиты, тёплых чувств и мудрого совета:

В минуту грусти и тоски

Припомнил я в который раз

Благословение руки

И нежный взгляд печальных глаз [3, С.13].

Третья ступень — любовь.

Чувство любви — самое главное и самое сильное человеческое чувство. Любовь вдохновляет человека, ведёт его вверх по духовной лестнице. Сила любви заключается в её преображающем эффекте, способном вылечить душу, подтолкнуть её на великие подвиги, открыть для понимания красоты, добра, истины. Она является чем, без чего невозможно полное, цельное ощущение счастья.

Это подтверждает и Курдин Ю. А. в своих стихотворениях:

Не бывает счастье одинокое,

А бывает счастье для двоих [3, С. 32].

Для лирического героя любовь является путеводной звездой на трудном и тернистом пути жизни. Он обращается к высшим силам, прибегает к мольбе, то есть в стремлении к светлому чувству возвышается духовно:

Молю, чтобы вела по жизни нас

Любви взаимной светлая дорога [3, С. 37].

Четвёртая ступень — единение с Богом.

Для православного человека любовь к Богу и единение с ним является частью душевного спокойствия. Эта целостность уравновешивает душу. Быть в единстве с Богом, значит быть в гармонии со своей жизнью, созерцать истину.

Курдин Ю. А., несомненно, православный человек. Влияние религии и её проникновение в сферы жизни поэта, а вместе с тем и в его внутренний мир, отражаются в его поэзии. Вера, живущая в людях, ведёт их к просветлению, обретению чистоты и к достижению вершин духовной лестницы:

Встанет крест над селом моим –

Явит в душах людских просветленье [3, С. 22].

Пятая ступень — единение с природой.

Творческие люди, в том числе прозаики и поэты, тонко чувствуют связь с природой. Она оказывает очищающее воздействие, дарит жизненные силы и вдохновляет на творческую деятельность. Находясь в гармонии с природой, человек находится в гармонии с самим собой, облагораживается его духовное начало. Русский человек как никто другой понимает и чувствует эту связь.

В стихотворениях Курдин Ю. А. подчёркивает эту зависимость. В его лирике в богатой гамме присутствуют элементы пейзажа, соотнесённые с внутренним состоянием лирического героя, для которого природа — это храм, место излечивающее душу и помогающее обрести благодать:

Я прихожу сюда, как в тихий храм,

Унять печаль, согнать с души тревогу [3, С. 7].

Шестая ступень — благополучие родины.

Курдин Ю. А. не единожды затрагивает в своих стихотворениях тему любви к родине. Как для русского человека ему небезразлична судьба России, взрастившей его как поэта и как личность, наградившей творческим вдохновением, рождённым в красоте и богатстве русской культуры и просторов. Поэт величественно называет родину «Матерь Святая Россия!» [3, С. 24]. Для него она является олицетворением материнской защиты и любви, праведности и незыблемости, а её процветание — составляющей его счастья.

И бьётся сердце поневоле –

Как хороша моя страна! [3, С. 12]

Седьмая ступень — поэтическое слово.

Поэзия для поэта — это его собственный мир идей, эмоций, протестов, а слово — орудие создания этого мира. Возможность выразить свои чувства и мысли, творчески воссоздать на бумаге внутренний мир и отразить на ней проблемы мира реальности для писателя является не только способом самовыражения, но и путём к его душевному благополучию.

В своих произведениях Курдин Ю. А. говорит о Слове, «тысячелетьями гранённом», и о его роли в его собственной жизни и в жизни каждого поэта:

Не зря его святые тайности,

Впадая в прелести и крайности

Постичь пытаются поэты! [3, С. 21]

И:

В плену сомнений и тревог

От тяжких дум изнемогаю,

Стихи печальные слагаю [3, С. 33].

Таким образом, в лирике Курдина Ю. А. образ лестницы выражается через те аллегорические ступени, подъём по которым приводит человека к духовной вершине, а, следовательно, и к душевному благоденствию. Семь ступеней: дом, семья, любовь, единение с природой, единение с богом, родина и поэтическое слово составляют внутреннюю целостность и благополучие лирического героя Курдина Ю. А. Человек может преодолеть путь вверх, обретая эти блага и, соответственно, вознестись к вершине, а может, потеряв или не овладев ими, совершить спуск и лишиться ощущения счастья. Юрий Александрович Курдин показал в своих стихотворениях оба направления движения по символической лестнице, доказывая этим, что именно из перечисленных выше благ-ступеней и создаётся душевное благополучие.

Литература:

  1. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России. Личность. Культура. Общество. 2007. № 2. С.410.
  2. Курдин Ю. А., Пяткин С. Н. Стихи разных лет. — Арзамас: АГПИ, 2001. — 78с.
  3. Морозов И. В. Основы культурологии. Архетипы культуры /Минск: ТетраСистемс, 2001. — 607с.
  4. Фандо Р. А. Биоэтика и евгеника: аксиологический диалог // Биоэтика. 2014. № 1. С. 23–26
  5. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Иномирность и иномерность как метафоры социального и культурного развития современника// Обсерватория культуры. 2015. № 6. С. 74–80
  6. Энциклопедия символики и геральдики.

URL: http://www.symbolarium.ru(Дата обращения: 01.04.2016)

  1. Fando R. A., Valeeva E. V. Conflict harmonization between natural-science and art education // Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th — 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643–646.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle