Библиографическое описание:

Сивякова И. А., Шипилов Н. Ю. Анализ продуктовой стратегии ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 54-59.



В работе проводится анализ продуктовой стратегии ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» на основе разработанного интернет-опроса.

Ключевые слова: продуктовая стратегия, конкурентный анализ.

Постановка проблемы. В современных условиях в Российской Федерации резко возрастает конкуренция между винодельческими предприятиями, поэтому для каждого предприятия возрастает практическая значимость аналитического инструментария, позволяющего скорректировать производственную и реализационную программу в зависимости от сложившейся конкурентной обстановки и спроса потребителей. Недостаточная проработка конкретных методик обоснования продуктовой стратегиина предприятиях виноделия в Крыму отражается на эффективности бизнеса. При формировании продуктовой стратегии менеджмент должен представлять ответы на вопросы: какие виды продукции производить, куда и кому сбывать, как добиться успеха в борьбе с конкурентами.

Анализ последних исследований и публикаций. Методологические подходы к аналитическому обоснованию ассортимента продукции рассмотрены в теории фирмы, теории стратегического управления, отраслевых рынков и т.д.

Прикладные теории и методы аналитического обоснования продуктовой стратегииразрабатывались такими классиками стратегического анализа, такими как: А. Стриклленд, А. Томсон, К. Фляйшер, Б. Бенсуссан и др. [1, с.176-183; 2, с. 214-219]. Российские авторы в последнее время уделяют внимание вопросам стратегии развития предприятий. В своей диссертации [3, с. 10-22] Заргарова М.В. рассматривает вопросы управления производством и сбытом продукции в виноградно-винодельческом подкомплексе АПК Ставропольского края. Макроэкономическому исследованию винного рынка России посвящена статья Иванова А.Н. [4, с.53-55]

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Включение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации изменило условия деятельности бизнеса как в правовом поле, так и в экономической среде. Для винодельческих предприятий Крыма открылись возможности работы на внутренний рынок России, но эффективность такой работы зависит от глубокой проработки стратегии. При проведении конкурентного анализа и обосновании продуктовой стратегии предприятия должны учитывать особенности региональных рынков и предпочтения потребителей. Для обоснования продуктовой стратегии на примере ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» предлагается использовать метод анкетирования на основе интернет-опроса потребителей.

Целью исследования является формирование продуктовой стратегии винодельческого предприятия на основе проведенного онлайн-анкетирования и SWOT-анализа результатов опроса.

Изложение основного материала. В работепредлагается следующий перечень вопросовинтернет-анкеты для проведения анализа конкурентных позиций ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод»:

а) Назовите Ваш возраст, место проживания (свободный ответ);

б) Назовите три производителя, игристые вина которых, вы предпочитаете (свободный ответ);

в) Выберите две товарные группы по своему предпочтению для каждого производителя, что вы указали ранее (можно воспользоваться официальными сайтами данных производителей);

г) Выберите Ваш любимый тип вина: белое сухое; белое полусухое; белое сладкое; белое полусладкое; белое брют; красное сухое; красное полусухое; красное сладкое; красное полусладкое; красное брют; розовое сухое; розовое полусухое; розовое сладкое; розовое полусладкое; розовое брют.

д) Выберите важные для вас свойства игристых вин: доступная цена; ассортимент; упаковка (дизайн); вкус.

е) Для выбранных вами производителей проведите оценку свойств (баллы расставлять от 0 до 5).

Припроведение данного опроса было получено 400 ответов жителей различных субъектов Российской Федерации. Ответы были систематизированы и представлены в виде таблиц.

Таблица 1

Количество «игроков», выбранных в ходе опроса

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Количество игроков

13

14

18

Количество товаров

91

123

176

В ходе опроса потребители выбрали 18 «игроков» на рынке игристого вина. Далее, будут анализировать лишь 8 из них, которые получили наибольшее количество ответов, а именно: ОАО «Московский комбинат шампанских вин», ЗАО «Игристые вина», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Завод «Северная Венеция», ООО «Агрофирма «Золотая балка», ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод», ООО «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Вина и воды Абхазии».

Таблица 2

Дистрибьюция винзаводов Российской Федерации

Конкуренты

Субъекты Российской Федерации

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ)

Пятигорск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Тамбов

ЗАО "Игристые вина"

все, кроме Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Еврейского Автономных округов, Забайкальского края

ЗАО "Абрау-Дюрсо"

все, кроме мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Еврейского Автономных округов, Смоленской и Брянской области, Забайкальского края

ООО "Завод "Северная Венеция"

Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Иваново, Екатеринбург, Владимир, Тверь, Тамбов

ООО "Агрофирма "Золотая балка"

Архангельск, Владимир, Волгоград, Вологда, Иваново, Йошкар-Ола, Калуга, Киров, Кострома, Красноярск, Нижний Новгород, Пенза, Саранск, Смоленск, Хабаровск, Ярославль, АР Крым, Севастополь

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод"

Приморский край, Ростовская область, Московская область, Ставропольский край, Тверь, Архангельск, АР Крым, Санкт-Петербург, Севастополь, Ульяновская область, Чукотский автономный округ

ООО "Инкерманский завод марочных вин"

Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, АР Крым, Владимир, Иваново, Кострома, Курск, Пенза, Рязань, Ярославль, Севастополь

ООО "Вина и воды Абхазии"

Сочи, Москва, Анапа, Ростов-на-Дону, Магадан

На основе таблицы 2 можно сделать вывод, что ЗАО «Игристые вина» и ЗАО «Абрау-Дюрсо» имеют самую широкую дистрибьюцию в Российской Федерации, а именно продажи первого охватывают 94,11% всех субъектов Российской Федерации и второй – 90,58%. Наименьшая география продаж у ООО «Вина и воды Абхазии». Севастопольский винзавод охватывает 12, 94% всех субъектов Российской Федерации.

По данным таблиц 3-7 можно сделать выводы о ключевых направлениях бизнеса:

- В Автономной Республике Крым и городе Севастополе предпочитают больше полусладкие и полусухие вина, В Московской области – сухие и полусладкие, В Санкт-Петербурге – сладкие и полусухие, В Краснодарском крае – как и в Севастополе, полусладкие и полусухие и в других регионах – сладкие и полусухие.

- В Крыму, Севастополе, Краснодаре и других регионах потребители предпочитают торговые группы низко и средне-ценового сегмента, а в Московской области и Санкт-Петербурге от средне-ценового до премиум класса.

Таким образом, можно увидеть, в какие регионы следует поставлять какой тип вин. Так, например, в Краснодарский край, Севастопольскому винзавода, можно поставлять полусладкие и полусухие игристыевина низко-ценового сегмента, в Москву сухие средней ценовой категории.

Таблица 3

Ключевые направления бизнеса (АР Крым и Севастополь)

Конкуренты

ТГ 1

ТГ 2

ТГ 3

ТГ 4

ТГ 5

ТГ 6

ТГ 7

ТГ 8

ТГ 9

ТГ 10

ТГ 11

ТГ 12

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А)

+

+

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б)

+

+

ЗАО "Игристые вина" (В)

+

+

ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г)

+

ООО "Завод "Северная Венеция" (Д)

+

ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е)

+

ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж)

+

ООО "Вина и воды Абхазии" (З)

+

Таблица 4

Ключевые направления бизнеса (Московская область)

Конкуренты

ТГ 1

ТГ 2

ТГ 3

ТГ 4

ТГ 5

ТГ 6

ТГ 7

ТГ 8

ТГ 9

ТГ 10

ТГ 11

ТГ 12

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А)

+

+

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б)

+

ЗАО "Игристые вина" (В)

+

ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г)

+

ООО "Завод "Северная Венеция" (Д)

+

ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е)

+

ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж)

+

ООО "Вина и воды Абхазии" (З)

+

Таблица 5

Ключевые направления бизнеса (Санкт-Петербург)

Конкуренты

ТГ 1

ТГ 2

ТГ 3

ТГ 4

ТГ 5

ТГ 6

ТГ 7

ТГ 8

ТГ 9

ТГ 10

ТГ 11

ТГ 12

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А)

+

+

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б)

+

+

ЗАО "Игристые вина" (В)

ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г)

+

ООО "Завод "Северная Венеция" (Д)

+

ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е)

+

ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж)

+

ООО "Вина и воды Абхазии" (З)

+

Таблица 6

Ключевые направления бизнеса (Краснодарский край)

Конкуренты

ТГ 1

ТГ 2

ТГ 3

ТГ 4

ТГ 5

ТГ 6

ТГ 7

ТГ 8

ТГ 9

ТГ 10

ТГ 11

ТГ 12

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А)

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б)

+

+

ЗАО "Игристые вина" (В)

+

+

ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г)

+

ООО "Завод "Северная Венеция" (Д)

+

ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е)

+

ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж)

+

ООО "Вина и воды Абхазии" (З)

+

Таблица 7

Ключевые направления бизнеса (Другие регионы)

Конкуренты

ТГ 1

ТГ 2

ТГ 3

ТГ 4

ТГ 5

ТГ 6

ТГ 7

ТГ 8

ТГ 9

ТГ 10

ТГ 11

ТГ 12

ГУП г. Севастополя "Агропромышленное объединение Севастопольский винодельческий завод" (А)

+

+

ОАО "Московский комбинат шампанских вин" (МКШВ) (Б)

+

+

ЗАО "Игристые вина" (В)

+

+

ЗАО "Абрау-Дюрсо" (Г)

+

+

ООО "Завод "Северная Венеция" (Д)

+

ООО "Агрофирма "Золотая балка" (Е)

+

ООО "Инкерманский завод марочных вин" (Ж)

+

ООО "Вина и воды Абхазии" (З)

+

В таблице 8 представлена оценка свойств каждого конкурента, а именно: доступная цена, ассортимент, упаковка (дизайн), вкус, рекламная активность, наличие интернет-магазина. Наибольшее количество баллов в сумме, а именно 29 баллов из 30 набрала ООО «Агрофирма «Золотая балка», а наименьшее – 17 баллов – Московский комбинат шампанских вин.

Таблица 8

Оценка свойств (по 5-ти бальной шкале)

Свойства

К. А

К. Б

К. В

К. Г

К. Д

К. Е

К. Ж

К. З

Доступная цена

5

4

4

3

5

5

5

5

Ассортимент

5

4

5

5

4

4

2

2

Упаковка (дизайн)

4

4

5

5

4

5

5

3

Вкус

5

3

4

5

4

5

5

5

Рекламная активность

2

2

2

5

3

5

4

2

Интернет-магазин

0

0

0

0

0

5

0

0

Также была выделена целевая аудитория каждого из заводов, которая представлена в таблице 9. Таким образом, можно увидеть в каком регионе Российской Федерации каждое из предприятий пользуется популярностью.

Таблица 9

Целевая аудитория

Параметр ЦА

К. А

К. Б

К. В

К. Г

К. Д

К. Е

К. Ж

К. З

Регион

АР Крым и Севастополь

Московская область

Санкт-Петербург

Московская область

Санкт-Петербург

АР Крым и Севастополь

АР Крым и Севастополь

Другие регионы

Возраст

21-68

32-56

32-41

21-68

32-41

21-54

21-41

41-54

Критерии выбора продукции

вкус, доступность, цена

вкус

вкус, доступность

вкус

вкус, доступность

вкус, цена, доступность

вкус, цена, доступность

вкус, цена

На основе проведенного опроса был разработан SWOT-анализ по каждому конкуренту. Таким образом, самую сильную конкурентную позицию, исходя из сильных сторон, имеет ЗАО «Абрау-Дюрсо», далее идет ГУП г. Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод». Самую слабую позицию занимает ООО «Завод «Северная Венеция».

Таблица 10

SWOT-анализ всех конкурентов

SWOT

К. А

К. Б

К. В

К. Г

Сильные стороны

узнаваемость бренда, сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение

устойчивое финансовое положение, выгодное географическое положение

устойчивое финансовое положение, узнаваемость бренда, дистрибьюция

устойчивое финансовое положение, узнаваемый бренд, выгодное географическое положение, дистрибьюция

Слабые стороны

неустойчивое финансовое положение

слабая собственная сырьевая база, узнаваемость бренда

географическое положение, слабая собственная сырьевая база

слабая собственная сырьевая база

Возможность

Расширение дистрибьюции, повышение устойчивости финансового положения, оптимизация ассортимента и реализации

покупка виноградников в России и за рубежом, расширение ассортимента и дистрибьюции

сохранение устойчивого положения на рынке, расширение премиального ассортимента

покупка виноградников в России и за рубежом, расширение премиального ассортимента, расширение дистрибьюции (экспорт)

Угрозы

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

Таблица 11

SWOT-анализ всех конкурентов

SWOT

К. Д

К. Е

К. Ж

К. З

Сильные стороны

устойчивое финансовое положение

узнаваемость бренда, дистрибьюция, выгодное географическое положение

узнаваемость бренда, сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение

сильная собственная сырьевая база, выгодное географическое положение, устойчивое финансовое положение

Слабые стороны

узнаваемость бренда, географическое положение, слабая собственная сырьевая база, дистрибьюция

неустойчивое финансовое положение,

дистрибьюция

дистрибьюция, узнаваемость бренда

Возможность

расширение дистрибьюции, увеличение сырьевой базы

повышение устойчивости финансового положения, расширение ассортимента

расширение дистрибьюции, повышение устойчивости финансового положения

расширение дистрибьюции и ассортимента

Угрозы

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

экономические потрясения, неурожаи винограда

Выводы. Каждому предприятию необходимо учитывать вкусы потребителей различных регионов Российской Федерации, т.к. в каждом регионе имеются свои вкусовые и ценовые предпочтения. Севастопольскому винодельческому заводу необходимо расширить географию своих поставок, для увеличения выручки, привлечения новых покупателей и укрепления своих конкурентных позиций.

Перспективы дальнейших исследований. Представленная в работе задача обоснования продуктовой стратегии Севастопольского винзавода при помощи проведенного опроса представляет собой начальный этап исследований. В дальнейшем, планируется анализ ценовой политики конкурентов в разрезе нескольких регионов Российской Федерации и товарных групп, чтобы дать рекомендации по корректировке продуктовой и сбытовой политики предприятия.

Литература:

  1. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 387 с.
  2. Фляйшер К., Б. Бенссусан Стратегический и конкурентный анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.
  3. Заргарова М.В. Управление производством и сбытом виноградно-винодельческой продукции региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством. - М.: МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. – 26с.
  4. Иванов А.Н. Расчетная оценка и прогнозирование емкости и степени насыщения винного рынка России.- Российский экономический журнал, №3,том 25, 2013.- с.53-56.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle