Библиографическое описание:

Патрахина Т. Н. К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 893-895.



В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов представителей различных научных школ и направлений в сфере стратегического управления.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование.

Понятие «стратегия» прочно вошло в состав управленческих терминов, а особенно оно стало актуальным, когда проблема реагирования организации на турбулентность внешней среды в условиях неопределенности приобрела большое значение.

В настоящее время действия управленцев не могут сводиться к реагированию на происходящие изменения, экономическую эффективность современной организации определяет умение руководства выбирать стратегию и осуществлять комплексное планирование на долгосрочный период.

Стратегия является основным инструментом долгосрочного управления развитием современной организации, на основе которого обеспечивается её стабильная конкурентоспособность в условиях турбулентной внешней среды.

Тема стратегического управления привлекала внимание с древнейших времен. Первые упоминания понятия «стратегия» относятся к эпохе античности. В большей степени использование данного определения было свойственно области военного искусства. Стратегией называли искусство разворачивания войск в бою.

По мнению зарубежных исследователей Ф. Котлера, Р. Бергера, Н. Бикхоффа, основная часть базовых военных стратегий не потеряли своей актуальности в современном менеджменте: концентрация ресурсов, внезапность, инновации, организация и коммуникация, координация задач и ресурсов, учет своих сил и возможностей — все это ключевые понятия для тех, кто ежедневно принимает управленческие решения в современных условиях [6, с. 15].

Несмотря на то, что тема стратегического управления имеет длительную историю формирования и развития, в настоящее время в научной литературе не сформировалось единого мнения в отношении сути и содержания понятия «стратегия». Как считает профессор Б. Г. Литвак «общепризнанного определения нет и, когда обсуждается стратегия развития организации, нередко каждый из обсуждающих понимает этот термин по-своему [8, с. 229]».

Так «Большой экономический словарь» дает следующую трактовку «стратегия — искусство руководства; общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития [1, с. 396]. Данное определение подчеркивает, что стратегия — это общий план работы, т. е. авторы указывают на взаимосвязанность понятий «стратегия — план».

Классики зарубежного менеджмента так же под стратегией понимают «общий, всесторонний план достижения целей [9, с. 696]».

Гарвардская школа бизнеса стратегию трактовала как метод определения конкурентных целей организации.

По У. Брэддику, стратегия — это «продуманные долговременные задачи, поставленная перед собой цель и составление плана, чтобы ее достичь [2, с. 24]».

В отличие от У. Брэддика, профессор Высшей школы менеджмента Р. Л. Дафт обозначил стратегию, не как процесс, а как итог планирования: стратегия (strategy) — план, описывающий направленное на достижение целей организации распределение ресурсов и ее порядок действий во внешней среде.

М. Портер определял стратегию как способ реакции на факторы внешней и внутренней среды, при этом основная задача стратегии — это достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ [14, p. 226].

Авторы учебника по стратегическому менеджменту А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд к стратегии относили комбинацию методов конкуренции и организации бизнеса, направленную на удовлетворение клиентов и достижение целей организации [12, с. 14].

Определяя сущность и содержание понятия «стратегия», российские исследователи, обращают внимание, что это система, которая требует сбалансированности процессов и их составляющих, как важное условие достижения долгосрочных целей «стратегия представляет собой сбалансированную систему долгосрочных целей и программ, проектов, мероприятий, необходимых для их достижения [3, с. 101].

В свою очередь А. П. Егоршин стратегией называет «обобщающую модель действий, необходимых для определения перспективных целей развития социально-экономической системы [4, с. 315]». Также рассматривают стратегию в качестве модели М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских: «стратегия — качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий организации, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей посредством распределения и координации ресурсов [11, с. 252]».

Э. М. Коротков следующим образом определил стратегию «направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью, совокупность ориентиров и ограничений, которые указывают направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью [5, с. 65]».

Р. А. Фатхутдинов к стратегии относил программу, план и генеральный курс субъекта управления, которые необходимы для достижения стратегических целей [13, с. 41].

Особый интерес представляет подход к определению понятия «стратегия», предложенный профессором И. К. Ларионовым, в его интерпретации «стратегия — сложное, интегрированное понятие, образованное на основе взаимодействия ряда элементов фундаментального порядка [7, с. 16]». Автор предлагает формулу структуры интегрированного понятия:

СИП =

где СИП — структура интегрированного понятия;

— сумма основополагающих элементов, образующих понятие;

ИН — интегрирующее начало, объединяющее в единую систему механическую сумму элементов, а также лежащие в их основе элементы ее функционирования.

Стратегия управления в экономике, с позиции И. К. Ларионова, это систематизированная совокупность мер стратегического управления как социально-экономическими процессами и структурами всех уровней, так и социально-экономическими аспектами всех видов человеческой деятельности на всех уровня [7, с. 16].

Современные справочные издания включают термин «стратегия экономическая», понимая под ней «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты [10, с. 409].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что термин «стратегия» — это широко используемое понятие в экономике. Как показывает анализ научной литературы, четкая дефиниция данного термина до настоящего времени не сформировалась. Основная причина разногласий среди исследователей состоит в том, что стратегия — это динамичный процесс, который подвержен влиянию факторов внешней и внутренней среды.

В настоящее время среди российских и зарубежных исследователей термин «стратегия» нашел отражение в следующих синонимичных понятиях: «план», «система», «модель», «направление развития», «систематизированная совокупность мер». Общим для данных терминов является понимание стратегии как процесса, основой которого является деятельность организации, направленная на достижение долгосрочных целей в условиях конкуренции.

Литература:

  1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна — М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  2. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  3. Гусева И., Синицына С. Прогнозирование как этап стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. — № 11–12. — 2012. — С. 97–102.
  4. Егоршин А. П. Основы менеджмента: учебник для вузов. — 3-е изд. доп. и перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2012. — 320 с.
  5. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. — М.: ДеКА, 2004. — 896 с.
  6. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф.; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 143 с.
  7. Стратегическое управление: учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 235 с.
  8. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 507 с.
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1995. — 704 с.
  10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 512 с.
  11. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 256 с.
  12. Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Юнити, 1998. — 577 с.
  13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. 7-е изд. испр. и доп. — М.: Интел-Синтез, 2005. — 448 с.
  14. Porter V. Competitive strategy. — New York: Free Press. — 342 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle