Библиографическое описание:

Валеева З. Л. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 622-625.



В современном мире в условиях финансовой глобализации, когда бизнес приобретает все более интернациональный характер, менеджменту компании следует учитывать возможность экономии финансовых затрат во взаимосвязи с особенностями налоговой политики отдельных стран и их сотрудничеством в налоговой сфере.

Внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2015 г. составил 617,3 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2014 г. в стоимостном выражении на 0,6 % (в январе-сентябре 2014 г. против января-сентября 2013 г. — прирост на 3,1 %), в том числе со странами дальнего зарубежья — прирост на 2,0 % до 534,2 млрд. долларов, странами СНГ — спад на 7,7 % до 83,1 млрд. долларов. [6]

Замедление темпов роста стоимостных объемов внешней торговли России в январе-сентябре 2015 г. против января-сентября 2014 г. обусловлено существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижением объемов торговли со странами СНГ по стоимости, физическому объему и средних контрактных цен.

Таблица 1

Внешняя торговля России вянваре сентябре 2015г. [7]

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Всего

617,3

385,6

231,7

153,9

Темпы прироста в %

0,6

-0,1

1,7

Дальнее зарубежье

534,1

333,0

201,2

131,7

Темпы прироста в %

2,0

1,8

2,5

Страны СНГ

83,1

52,6

30,5

22,2

Темпы прироста в %

-7,7

-10,2

-2,9

Под влиянием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической и товарной конъюнктуре в различных регионах мира в условиях мирового экономического кризиса, экспортная и импортная деятельность носила крайне неравномерный характер.

Объемы внешней торговли США товарами и услугами в 2015 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 1,2 % (по сравнению с 2011 годом — на 43,9 %) до 5,016 трлн. долл. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 45 % (2,272 трлн. долл.), импорта — 55 % (2,743 трлн. долл.). Совокупный дефицит США в торговле товарами и услугами в 2015 году сократился до 471 млрд. долл., что на 63 млрд. долл. меньше аналогичного показателя 2014 года, но на 91 млрд. долл. больше аналогичного показателя 2011 года (за счет общего увеличения товарооборота).По итогам 2015 года объем внешней торговли товарами составил 3,884 трлн. долл. (рост на 0,5 % по сравнению с 2014 годом и на 48,9 % по сравнению с 2011 годом). Экспорт США по сравнению с 2014 годом увеличился на 1,9 % (по сравнению с 2011 годом — на 52 %) до 1,590 трлн. долл., а импорт — снизился на 0,4 % (по сравнению с 2011 годом — на 46,8 %) до 2,294 трлн. долл. Торговый дефицит сократился до 703 млрд. долл. (741 млрд. долл. в 2014 году и 517 млрд. долл. в 2011 году).

В 2011–2015 гг. совокупный внешнеторговый оборот Германии вырос на 613 млрд. евро и достиг 2,4 трлн. евро, в т. ч. товарооборот увеличился на 522 млрд. евро, а оборот услуг — на 91 млрд. евро. Товарооборот наращивался в рассматриваемый период быстрее, чем оборот услуг (+35,6 и +25,7 % соответственно); в отчетном 2015 году, напротив, товарооборот упал на 0,6 %, а оборот услуг поднялся на 3,7 %. В целом доля товаров в совокупном внешнеторговом обороте в 2011–2015 гг. немного повысилась (на 1,1 п.п., до 82 %), а доля услуг чуть понизилась (до 18 %).

Объем обычной торговли в январе-апреле 2014 г. составил 729,64 млрд. долл. (+9,2 % к 2013 г.), или 55,09 % всего товарооборота. Экспорт увеличился на 7,7 % и составил 347,02 млрд. долл. Импорт вырос на 10,6 %, до 382,62 млрд. долл. Пассивное сальдо торгового баланса в этой форме торговли составило 35,60 млрд. долл.

Внешнеторговый оборот в рамках толлинговой торговли составил 417,54 млрд. (-3,4 %), или 31,52 % всего товарооборота. Экспорт сократился на 3,6 % до 263,60 млрд. долл. Импорт сократился на 4,5 % и составил 153,94 млрд. долл. В рамках этой торговой формы сложилось положительное сальдо в сумме 109,66 млрд. долл.

Налогообложение внешнеэкономической деятельности отличается от налогообложения операций внутри страны:

  1. порядком исчисления и взимания налогов;
  2. порядком получения вычетов и комплектом документов, необходимых для подтверждения данного права;
  3. порядком расчета налоговой базы, для которой актуальным является таможенная стоимость;
  4. особенности осуществления операций с товарами, находящимися на определенном таможенном режиме. [4]

Основными налогами, которые уплачиваются при обложении объектов внешнеэкономической деятельности, являются налог на добавленную стоимость (далее НДС), акциз, налог на прибыль в части налогообложения данной сферы.

Государство заинтересовано в развитии внешнеэкономической деятельности, так как в результате осуществления таких операций происходит интенсивное развитие национальной экономики, что обеспечивает условия для эффективной интеграции ее в мировую экономику. Кроме того, осуществляется приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать организации, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы налогоплательщикам было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт.

Используются два принципа выявления страны налогообложения по НДС при экспорте продукции — принцип происхождения и принцип назначения. В соответствии с 1 принципом налогообложение реализуется в государстве, в котором продавец реализует собственную деятельность (принцип происхождения), а согласно второму — налогообложение реализуется в государстве, где находится покупатель (принцип назначения). [5]

Налог на добавленную стоимость является универсальным налогом, входящим в систему налогообложения большинства стран. Представляет собой налог с оборота или потребления, т. е. фактически уплачивается потребителем товара (работы, услуги).В странах ЕС взимается в стране предназначения товара и является унифицированным по размеру, исключаемым при экспорте и включаемым при импорте. В странах СНГ взимается, главным образом, в стране предназначения.

Вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в последние годы приобретают все большую актуальность. Это связано с тем, что экспортный НДС нередко используется недобросовестными лицами для получения дохода за счет государства (лжеэкспорт и т. д.). Соответственно, государство устанавливает различные барьеры, что приводит к значительным издержкам для добросовестных экспортеров. Практически все они сталкиваются с огромным количеством проблем, возникающих в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. В том числе эти проблемы связаны с применением режима налогообложения экспортных операций. Действующее налоговое законодательство в этой части не слишком понятно для рядового налогоплательщика, что, подчас, ставит его в тупик.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается.

Экспортеры не только не уплачивают НДС в бюджет, но, более того, имеют право на возмещение (зачет) входного налога после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.

В отношениях со странами СНГ применяется принцип взимания НДС по “стране происхождения” товаров, то есть налог взимается в стране-экспортере со “своих” предприятий так же, как и по внутренним оборотам, с соответствующим возмещением (зачетом) входного НДС.

Существующие правила взимания НДС в странах СНГ приводятся в таблице 2.

Таблица 2

Взимание НДС встранах СНГ при международной торговле

Страна

Стандартная ставка НДС

Порядок обложения экспорта

Порядок обложения импорта

В СНГ

В остальные страны

В СНГ

В остальные страны

Армения

20

облагается

Нулевая ставка

Зачет НДС страны-экспортера

Облагается

Азербайджан

20

облагается

Нулевая ставка

Зачет по стандартной ставке

Облагается

Беларусь

20

облагается

освобождается

Облагается за исключением импорта из России

Облагается

Грузия

20

облагается

Нулевая ставка

Зачет НДС страны-экспортера

Облагается

Казахстан

20

облагается

Нулевая ставка

Облагается за исключением импорта из России

Облагается

Кыргызстан

20

облагается

освобождается

Зачет по стандартной ставке

Облагается

Молдова

20

облагается

освобождается

Нет налога на импорт и нет зачетов

Облагается

Россия

20

облагается

Нулевая ставка

Зачет по стандартной ставке

Облагается

Таджикистан

20

облагается

освобождается

Нет налога на импорт и нет зачетов

Облагается

Туркменистан

20

облагается

облагается

Нет налога на импорт и нет зачетов

Нет налога на импорт и нет зачетов

Украина

20

Нулевая ставка

Нулевая ставка

Облагается кроме импорта с\х продукции из России

облагается

Узбекистан

17

облагается

освобождается

Зачет НДС страны-экспортера

Облагается

Налогоплательщиками налога на прибыль являются: иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства; иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. [2]

Налог на прибыль внешнеэкономической деятельности формируется в следующих случаях:

1) если осуществляет деятельность через представительство, то налогоплательщиком является иностранная организация, а сумма налога на прибыль удерживается и уплачивается в бюджет у источника выплаты доходов налоговым агентом. Объект — Доход уменьшенный на расход, понесенный этим представительством

2) если иностранная организация, не осуществляет деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получает доходы от источников в Российской Федерации, тогда объект-данные доходы.

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль признается прибыль организации, рассчитанная как сумма полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов. Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения. Налоговая база по прибыли, облагаемой по разным ставкам, рассчитывается отдельно.

Налоговые ставки:

1) на доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, составляют 20 %.

При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджет субъектов РФ;

2) на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через иностранное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

20 % — с любых доходов, кроме доходов, облагаемых по ставке 10 %;

3) в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, установлена следующая ставка: 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российской организации иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций

4) налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного уполномоченного держателя [2]

Развитие внешнеэкономических связей приводит к тому, что многие организации осуществляют свою деятельность территории двух или более государств. Поэтому для многих стран мира актуальным является совершенствование налогового законодательства с точки зрения устранения таких ситуаций, когда один и тот же объект, например прибыль, облагается идентичными налогами в разных странах. Так, прибыль организации, полученная на территориях нескольких государств, может облагаться налогом в этих государствах одновременно. В результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение.

На сегодняшний день вопрос двойного налогообложения частично решен благодаря созданию Модельной налоговой конвенции (далее МНК), разработанной на основе МНК ОЭСР и в настоящий момент. Правительство США применяет её как основу при подписании договоров с другими государствами. В отличие от МНК ОЭСР, МНК США выступает в более жёстком стиле, регламентирует серьёзные ограничения на применение предоставляемыми ею скидками, ставя целью предотвращение налогового мошенничества и появления компания с одной целью уклонения от налогов.

Согласно МНК, для предотвращения двойного налогообложения был разработан механизм налогового кредита. [1]

Если говорить о международных соглашениях, которые заключены между европейскими странами и РФ, то в них часто используется метод налогового кредита, при этом условия его использования регламентируются для того либо иного дохода. Исключением выступают договоренности с Австрией, Бельгией, Германией и Люксембургом, где в странах резидентства имеется полное освобождение от налогообложения, а в РФ уплачивается налог «у источника» с определённого типа дохода. При этом исключением из доходов, которые не подлежат полному освобождению, являются: дивиденды с Австрией, Германией (немецкий резидент имеет менее 10 % акций отечественной организации) и Люксембургом; дивиденды, проценты и роялти с Бельгией.

В чистом виде (в соответствии с положениями ОЭСР) метод налогового кредита реализуется только в трёх международных соглашениях (между Россией и странами Европейского союза): с Грецией, Португалией, Данией. Такие же правила налогообложения дивидендов регламентированы США. [2]

В ООН ставок налога в государстве — источнике выплаты дивидендов не регламентируется, а рекомендуется контрагентам разрешить указанный вопрос с помощью переговоров. В случае более чем 10 %-го участия акционера в уставном капитале предприятия в соглашениях ООН предлагается использовать сниженную ставку налога на дивиденды.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: НОРМА, 2007. — 1088 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая — от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 23.07.2013), часть вторая — от 05.08.2000 № 117- ФЗ (в ред. от 23.07.2013))
  3. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»Закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
  4. Зрелов А. Нулевая ставка НДС при международных перевозках/ А.Зрелов //Налоговый вестник — 2013. — № 7,с.61–82
  5. Кравченко Р. Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулированиях отношений./Р. Ю. Кравченко// Международный бухгалтерский учет. — 2010. — № 7, с.26–33
  6. Севастьянова К. Д. Основные торгово-экономические партнеры России / К. Д. Севастьянова // Молодой ученый. — 2013. — № 5, с. 374–378
  7. http://www.ved.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle