Библиографическое описание:

Фурса С. М., Дацко О. В. Психологические проблемы детей из семей мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1795-1797.



Полиэтническое российское общество переживает период глубинной трансформации, находящийся под влиянием различных факторов. Одним из факторов является рост миграции миллионов людей. Причиной послужили произошедшие в последние годы культурные, экономические и политические изменения в стране, различные негативные социальные явления.

Ситуация вынужденной миграции в большинстве случаев превращается для человека в проблему выживания, требующую мобилизацию всех его ресурсов. Часто экстремальные ситуации следуют одна за другой, не давая человеку восстановить свои силы. Успешность адаптации во многом определяется психологическим состоянием и настроением человека. Поэтому на первый план выходит проблема психологического здоровья вынужденных мигрантов [3].

Среди основных критериев психического здоровья обычно рассматриваются: состояния душевного благополучия, отсутствие болезненных психических проявлений, адекватность отражения и реагирования, соответствующий возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности, адаптивность в микросоциальных отношениях, способность управлять поведением и ставить жизненные цели, а также поддерживать надлежащий уровень активности в их достижении [1].

В ситуации вынужденной миграции граница между нормой и патологией становится менее определенной и размытой. Нарушения психического здоровья у вынужденных мигрантов разнообразны и затрагивают практически все сферы личности. Эмоциональные нарушения — одна из центральных проблем мигрантов. Если своевременно не предпринять мер по стабилизации и коррекции эмоциональной сферы, то могут возникнуть различные формы социально-психологической дезадаптации. В наиболее сложной ситуации оказываются дети из семей мигрантов [2].

В жизни детей-мигрантов присутствуют страхи, тревожность, подавленность. Длительное переживание этих состояний часто приводит к негативным поведенческим реакциям, которые являются реакцией на стресс и индикатором эмоционального неблагополучия. Ребенок может проявлять агрессивность, вспыльчивость, пассивность, боязливость, что свидетельствует о нарушениях в когнитивно-аффективной сфере личности. В результате наблюдается следующее:

– трудности в определении (идентифицикации) и описании собственных чувств;

– сложности в различении душевных переживаний и телесных ощущений;

– фокусирование внимания в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях;

– нарушение коммуникативных навыков;

– снижение способности к символизации, о чем свидетельствует недостаточное развитие фантазии и воображения [1].

Жалобы родителей-мигрантов, обращающихся к психологу по поводу психологических проблем детей, в основном связаны со страхами. Каждый человек в тот или иной момент испытывает тревогу и страхи. В норме они преодолеваются рационально и исчезают благодаря решению проблем и конфликтов. Если этого не происходит, возникают устойчивые расстройства, которые характеризуются беспокойством и дезадаптивным поведением, направленным на снижение уровня тревоги и страха.

Тревога и страх способствуют развитию психосоматических заболеваний, депрессии и невротизации.

Нами было проведено исследование в школах Брюховецкого района Краснодарского края с целью изучения влияния страхов на развитие младших школьников из семей мигрантов. В эксперименте участвовало 112 детей в возрасте 7–11 лет.

В нашем исследовании мы предположили, что депрессивные состояния, в частности страхи, влияют на неблагоприятное эмоциональное развитие младших школьников из семей мигрантов.

Для диагностики психологического состояния детей-мигрантов нами использовались следующие методики: анкета «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет...», методика «Рисунок несуществующего животного» тест школьной тревожности Филипса.

Составив список страхов каждого ребенка, мы выявили те, которым дети наиболее чаще подвергаются. По полученным данным страхи условно были разделены на группы: связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, пожара, стихии, войны); страхи смерти себя и родителей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания, одиночества).

Среднее число страхов составило у мальчиков 28,8 %, у девочек 34,6 %. Проведенная методика показала, что девочки более подвержены страхам, чем мальчики, страхам подвержены дети-мигранты всех возрастов и наша задача состоит в том, чтобы помочь снизить их количество или ускорить их преодоление.

Данная методика была проведена с родителями мигрантами. Анализ данных показал, что им наиболее характерны страхи войны и пожара (38,8 %), нападения, болезней и смерти близких (49 %), остаться в одиночестве (12,2 %). У 63,7 % родителей уровень страхов значительно превышает средний, что, несомненно, может отразиться и на их ребенке. Значительное увеличение количества страхов в семье происходит под влиянием изменения социокультурной среды и социально — экономических преобразований, которые, безусловно, влияют на повышение тревожности, нестабильности, неуверенности в себе.

Важно отметить тот факт, что при сопоставлении страхов родителей и детей количество совпадений составило 86 %. Сравнивая показатели полученных данных можно с уверенностью сказать, что родители влияют на уровень повышения страхов своих детей. Родители, у которых повышенная тревожность и неуверенность в себе, как следствие, сами повышают уровень тревожности и неуверенности своих детей. Немаловажным является и то, что в группу с высоким уровнем наличия страхов входят именно те дети, у которых родители имеют уровень страхов выше среднего. Это еще раз подтверждает то, что родители часто сами внушают свом детям многие страхи.

В результате проведения методики «Несуществующее животное» было установлено, что 32 % детей имеют очень высокий уровень самооценки, что является показателем защитной реакции в тревожной ситуации, 14 % средний и 54 % заниженный.

Необходимо отметить также и то, что наиболее подвержены страхам именно дети с заниженной самооценкой. В нашем случае, дети, которые вошли в группу с повышенным уровнем наличия страхов имели в основном заниженный уровень самооценки. Дети тревожные и неуверенные в себе не способны на достижение значимой цели, они обычно мало общительны, замкнуты, довольствуются самым малым. Заниженная самооценка может негативно отражаться как на взаимоотношениях с другими людьми, так и на самом человеке, что в дальнейшем может привести к возникновению более серьезных проблем, если с этим не бороться.

Анализ теста тревожности Филипса показал, что 56,25 % детей имеют высокий уровень тревожности, 32, 25 % средний и только 12,5 % низкий. Дети, которые входят в группу с высоким уровнем тревожности имеют большее количество страхов по сравнению с детьми, имеющими более низкий уровень тревожности. Такие дети часто переживают страх самовыражения, несоответствия, имеют низкую сопротивляемость стрессу, а также проблемы в отношениях с учителями.

В результате выявления группы наиболее тревожных детей среди них было выявлено, что у 56,25 % детей страх несоответствию ожиданиям окружающих, а у 50 % детей низкая сопротивляемость стрессу. Страх несоответствия ожиданиям может привести к постоянной ориентации на других и оценке своих результатов, поступков, мыслей, повышенной тревоге по поводу оценок, даваемых окружающими, постоянному ожиданию критики со стороны, негативных оценок. Все это способно убить всякую инициативу в ребенке к творчеству, креативности, способности к самостоятельным решительным поступкам. Низкая сопротивляемость стрессу говорит о неспособности ребенка противостоять различным неблагоприятным факторам, снижает приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, что повышает вероятность неадекватного реагирования на тревожные факторы среды.

Детям свойственно жить в настоящем. Для взрослых же актуальна взаимосвязь времен: благополучная личность находит опору в прошлом, живет в настоящем и планирует будущее. Нарушение связи времен делает личность неустойчивой, человеку не на что опереться, не на что надеяться, он «застревает» в прошлом или будущем. Во взаимодействии с таким родителем растущий человек не получает конструктивного эталона отношения ко времени. Таким образом, в близком окружении ребенка отсутствуют условия, способствующие развитию умения в трудную минуту восстанавливать эмоциональное равновесие, т. е. находить опору в прошлом и ставить цели, которые помогут пережить тяжелый жизненный период. Необходимо оказание психологической помощи детям, испытывающим различные трудности, связанные с нарушениями эмоциональной сферы. Коррекцию эмоциональных нарушения у детей из семей мигрантов необходимо проводить с использованием техник НЛП, психодрамы, сказкотерапии, аутотренинга и проективных методик.

Литература:

  1. Зиновьева М. В. психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. — М.: ООО «АЛВИАН», 2007.
  2. Ковалева Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования М.: Общероссийская общественная организация «Федерации психологов образования России», 2007.
  3. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle