Библиографическое описание:

Калищук М. Л., Булгакова О. М., Рожкова М. Г. Совершенствование структуры дебиторской задолженности с помощью АВС-метода анализа по материалам ООО «Кандагар-Крым» // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 27-28.



Ключевые слова: дебиторская задолженность, АВС-метод, управление.

В основе исследования дебиторской задолженности положено распреде­ление дебиторской задолженности по целевым группам должников. Как правило, при этом используются маркетинговые подходы, основанные на исследовании поведения покупателей [2].

В группе таких методов выделяется метод АВС-анализа. Метод АВС - это способ выявления и учета расходов по видам деятельности предприятия, способ опре­деления и учета расходов по каждой операции отдельно. АВС-анализ связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето.

В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом Парето, который говорит, что за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин, в данный момент этот закон больше известен как «правило 20 на 80». При изучении проблем дебиторской задолженности, этот метод можно сформулировать следующим образом: 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% должников [1].

Рассмотрим применение этого анализа. Последовательность проведения анализа включает расчет всех сумм за­долженностей всех клиентов предприятия. Затем - вычисление80% от этой суммы. Далее следует определить задолженность по списку, начиная с его части, где самые большие задолженности, ту часть потребителей, которые задолжали 80% общей суммы. Их число значительно меньше количества должников. Выделенная группа должников - первая и главная целевая аудитория, учитывая ее относительную немногочисленность и основную долю долга (80%).

Вот именно эта группа требует самого пристального внимания. Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы сумма­ми долгов, которые будут возвращены.

Подобным же образом выделяются еще две груп­пы: самой небольшой будет первая, самой многочисленной - третья.

В основе классификаций дебиторских задолженностей лежат такие категории, как сумма долга и просрочка платежа.

Характеристика типов дебиторской задолженности, ранжированных по мере убывания суммы долга (согласно методу АВС), следующая: категория А – это самые весомые должники, работа с которыми требует постоянного и тщательного учета и контроля; категория В – чуть менее важные для предприятия должники, которые взвешиваются и проверяются регулярно, однако не столь часто, как предыдущие; категория С –Это самая широкая масса дебиторов с незначительными суммами долгов.

Часто, в зависимости от состояния структуры дебиторской задолженности может выделяться и категория самых «скромных» должников Д, носящих, обычно, для изучаемого предприятии незначительный «разовый» характер.

Сформулируем общие правила управления категориями дебиторов А, В, С.

Для работы с должникам категории А необходимы: регулярная оценка достоверности прогноза платежей;возможное введение льготных условий взаимодействия; ежедневное обновление данных в базе данных;постоянное отслеживание объемов заказываемых партий и регулярности взаимодействия.

Для должника категории, применяются те же меры, что и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

Для управления дебиторами категории С выделим отдельные рекомендации:

- необходима оценка клиента на предмет продолжения отношений;

- фиксация информации о клиенте должна быть простой, контроль за состоянием долгов можно производить периодически (касается клиентов с мелкими суммами долгов);

- ужесточение условий платежей (для клиентов, ранжированных по срокам).

При совмещении градаций дебиторов по суммам и срокам получаем матрицу управления дебиторской задолженностью, включающую в себя 9 типов дебиторов.

Рекомендации матрицы «Группировка должников»:

1 – это, как правило, благонадежные постоянные дебиторы, которые могут рассчитывать на льготные условия.

2 – постоянные дебиторы с небольшой задержкой платежа. Тактика работы с ними, как правило, заключается в «мягких» напоминаниях об оплате по телефону о необходимости платежа.

3 – дебитор постоянно срывает срок оплаты. В качестве дальнейших действий может быть введение этому клиенту более низкого лимита по объему.

4 – благонадежные дебиторы, обеспечивающие предприятию стабильные доходы.

5 – дебиторы, обеспечивающие стабильный объем продаж с длительными сроками оборачиваемости платежей. Можно увеличить лимит по объему продаж, но при этом необходим тщательный контроль за движением возникающей задолженности.

6 – стабильные продажи, но срывающиеся сроки оплаты. Необходимо подписание акта сверки и графика предстоящих платежей.

7 – благонадежные дебиторы, но для ускорения оборачиваемости и максимизации дохода можно предложить таким контрагентам больший процент комиссии.

8 – как правильно, мелкие начинающие дебиторы. Можно попробовать наладить отношения, стимулируя продажи.

9 – дебиторы с низкими продажами и оборачиваемостью. Целесообразно или отказаться от взаимодействия, либо работать только по предоплате [2].

По предприятию ООО «Кандагар-Крым» была исследована группировка должников, представленнаяв таблице 1. Из нее мы видим, что большинство контрагентов – благонадежные и постоянные. Критических, с которыми стоило бы отказаться от взаимодействия, нет.

Таблица 1

Группировка должников предприятия ООО "Кандагар-Крым"

→ среднее время просрочки, дни

0 - 30 (С)

30 - 90 (В)

более 90 (А)

↓ объем, руб

Высокие (А)

3

1

0

Средние (В)

3

2

0

Небольшие (С)

1

2

0

Данный метод дает возможность сформировать целевые аудитории должников, к которым методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выби­рать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания [3]. Кроме то­го, к преимуществу можно отнести и выбор группы дебиторов, которые аккумулируют наибольшую сумму и которым необходимо уделить внимание в первую очередь.

Литература:

  1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
  2. Мальцева И.В. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии // Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
  3. Матушевская Е. А. Оценка экономической устойчивости судоремонтных предприятий Севастополя в современных условиях хозяйствования // Бизнес Информ. – 2014. – №6. – C. 253–256.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle