Библиографическое описание:

Ермак М. С. Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1283-1285.



В данной статье рассмотрены нарушения гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании, которые могут повлечь отказ в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности. Предлагается, в целях разрешения существующих научных противоречий и упорядочения правоприменительной практики законодательно закрепить понятия конституционно-правового нарушения в избирательной сфере, мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса и отказа в регистрации кандидата как одной из этих мер.

В действующем законодательстве предусмотрен ряд гарантий деятельности кандидатов в избирательной кампании, к которым, в частности, относятся следующие:

‒ со дня регистрации кандидата по день официального опубликования результатов выборов, по заявлению кандидата, он освобождается от работы и несения служебных обязанностей, учебных занятий в любое время в течение данного срока;

‒ в течение избирательной кампании зарегистрированного кандидата запрещено увольнять с работы и со службы по инициативе работодателя или без его согласия переводить на другую работу (должность), направлять в командировку, а также кандидат не может быть отчислен из образовательного учреждения, призван на военную службу и на военные сборы;

‒ время участия в избирательной кампании зарегистрированного кандидата входит в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата [4, с. 90].

К нарушениям гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании относится большое количество использования отказов в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности.

Характеристика оснований и юридических последствий отказа в регистрации кандидата в избирательной кампании предполагает причислять его как к мерам ответственности, так и к признакам право-восстановительных мер. Основное отличие между данными группами мер состоит в наличии или отсутствии необходимости определения состава конституционного правонарушения в избирательной кампании.

Разнохарактерность многолетней правовой и судебной практики предполагает необходимость объединения на законодательном уровне мер правовой ответственности и мер правовой охраны избирательной системы в вопросах отказа в регистрации кандидата, что невозможно без досконального изучения его правовой сущности.

Отказ в регистрации кандидата в избирательной кампании можно назвать одной из наиболее противоречивых мер конституционно-правовой ответственности в сфере избирательного права.

Противоречивые формулировки законов избирательного права, вместо применения гарантий и механизмов осуществления гражданами своих политических прав, зачастую являются основанием для необоснованного отказа в регистрации кандидата, пользования недобросовестными избирательными технологиями, в том числе административного ресурса, для устранения «неугодных политических конкурентов».

При использовании меры восстановления по отношению к кандидату, значение придается лишь формальному наличию условий для применения указанной меры: вина кандидата не подлежит выяснению.

По-другому обстоят дела при отказе в регистрации кандидата в качестве меры конституционно-правовой ответственности в избирательной кампании. Здесь определению подлежит присутствие всех признаков состава конституционного правонарушения, в том числе и вина кандидата.

В целях конкретизации необходимо не только законодательное разделение существующих оснований для отказа в регистрации кандидата, но и закрепление на законодательном уровне различных понятий указанных мер.

Так, например, отказ в регистрации кандидата как мера конституционно-правовой ответственности будет иметь прежнее наименование, в то время, как отказ в регистрации кандидата как право-восстановительная мера необходимо определить как аннулирование выдвижения кандидата.

Именно такой выбор обоснован тем фактом, что право-восстановительная мера как отказ в регистрации кандидата в основном имеет место быть в случае несоблюдения законодательных требований уже на стадии выдвижения, что в дальнейшем приводит к тому, что кандидат лишается возможности быть зарегистрированным.

Законодательно право на выдвижение кандидатов на выборные должности принадлежит только партиям и «самовыдвиженцам». Соответственно, за «бортом» остаются имеющие немалую численность общественные объединения, коллективы работников. Действующий закон о политических партиях предусматривает регистрацию партии и разрешает ей принимать участие в выборах, при условии, что ее численность на территории Российской Федерации составляет всего 500 человек [5, с. 37].

Не разрешается «блокирование» списков партий, что приводит к разобщенности общества, чрезмерному увеличению кандидатов и партий, принимающих участие в выборах, сложностям объективного выбора избирателей, появление «фиктивных двойников» подлинных партий.

Регистрация основного количества кандидатов и партий на основании сбора значительного числа подписей, на территории огромного государства, анализ достоверности подписных листов, делающих этот процесс очень трудоемким, требующим финансовых и временных затрат.

Помимо этого, проверка списков кандидатов позволяет использовать «административной ресурс», исключать нежелательных кандидатов на формальных основаниях.

Какими же должны быть правовые основы выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности в нашем государстве?

Думается, их основанием должны быть следующие конституционные принципы права:

‒ во-первых — возможность реализации конституционного пассивного права на участие в выборах.

‒ во-вторых, необходимо ограничить участия в выборах тех лиц, которые не изъявляют интересы народа и не соответствуют высокому статусу народного избранника.

Кроме того, процесс выдвижения и регистрации кандидата в избирательной кампании должен быть простым и не допускать возможности субъективизма при регистрации кандидатов, а также необременительным в финансовом и материальном плане.

На основании чего, необходимо изменить закон «О политических партиях» [2]. А именно, правом на выдвижение и регистрацию кандидатов при федеральных выборах наделить партии, имеющие в своем составе не менее100 000 членов партии, в том числе не менее чем в половине субъектов — не менее 3 000 членов. Этим же партиям позволить выдвижение кандидатов в региональных выборах, а также разрешить выдвижение единого списка кандидатов политическими партиями, имеющими незначительные разногласия в предвыборных программах.

В заключении хотелось бы заметить, что в целях разрешения существующих научных противоречий и упорядочения правоприменительной практики следует законодательно закрепить понятия конституционно-правового нарушения в избирательной сфере, мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса и отказа в регистрации кандидата как одной из этих мер, внеся в текст закона соответствующие изменения; разграничить установленные п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях...» [3] основания на конституционно-правовые нарушения и основания аннулирования выдвижения кандидата.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398.
  2. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 июня 2001 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 июня 2001 г.;в ред. Федер. закона от 23 мая 2015г. № 133-ФЗ // Рос. Газ. — 2001. — № 133; Рос.Газ. — 2015. — № 111. — 26 мая.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 мая 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 мая 2002 г.; в ред. Федер. закона от 3 ноября 2015 г. № 302-ФЗ //Рос. Газ. — 2002. — № 106; Рос. Газ. — 2015. — № 251. — 6 ноября.
  4. Верижникова, Н. М. Проблемы правового регулирования процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах / Н. М. Верижникова // Образование и общество. 2012. № 4. С. 90–96.
  5. Овчинников, Н. И. Регулирование порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований / Н. И. Овчинников // Аграрное и земельное право. — 2013. — № 7 (103). — С. 35–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle