Библиографическое описание:

Шарипова Ш. С. Основные направления модернизации образования с решением проблемы преемственности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1580-1582.



Законы «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан являются основополагающими документами в областях обучения и воспитания всего населения страны и призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, определить стратегию его развития. В национальной программе определяются цели, задачи, принципы, содержание и структура образования. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, фактором национальной безопасности.

Содержание профессионального образования, согласно национальной программе, строится в соответствии с достижениями культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства. Фундаментом образования и его важнейшим элементом является процесс обучения, специально созданный для достижения заданных целей. От его качества, в конечном счете, зависит качество образования в целом.

Это качество, т. е. педагогическая эффективность и результативность процесса обучения, зависит от целостности его как системы, преемственности его компонентов. Применительно к процессу обучения целостность — это его научно-педагогическая обоснованность и способность посредством междисциплинарной интеграции обеспечивать целостное фундаментальное образование по всем дисциплинам.

Осуществление междисциплинарной интеграции, т. е. построение целостных моделей изучаемых явлений, позволило бы:

‒ создать условия для осознанного понимания обучаемыми этих явлений и облегчить решение познавательных и профессиональных задач;

‒ на основе предыдущего способствовать обеспечению преемственности образования;

‒ способствовать гармоничному развитию личности.

Таким образом, решение обозначенных задач тесно связано с проблемой преемственности. Существуют различные подходы к его определению. Проанализируем наиболее значимые из них. Самое общее понятие преемственности определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития.

Иначе говоря, преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно:

1) включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитии;

2) включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.

Преемственность является объективной закономерностью развития природы и общества. Без преемственности невозможно продвижение вперед во всех областях человеческой деятельности, ибо «новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего».

Таким образом, преемственность в философии рассматривается как закономерность развития. Более того преемственность является проявлением таких основных законов диалектики, как закон отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.

Роль преемственности в профессиональном обучении, обеспечение целостности педагогического процесса.

Одним из условий решения этой проблемы является переход от предметоцентризма к образовательным областям. Чаще всего в профессиональном образование под этим понимается лишь согласование содержания изучаемого материала в рамках одного предметного блока.

Одного согласования недостаточно, нужно учитывать перспективные цели по каждой дисциплине в профессиональном колледже. Под целями в данном случае понимается умения студентов применять аппарат дисциплины в качестве методологического, теоретического и технологического средства решения познавательных и профессиональных проблем.

Таким образом, создание образовательных областей можно трактовать как процесс объединения (интеграции) учебных дисциплин относительно исследования и решения различного рода задач. Принцип перехода монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным и новым информационным технологиям (НИТ) позволяет реализовать социальный заказ, обусловленный потребностью информатизации общества, интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на всех уровнях.

Профессиональное образование как составная часть общего основного и средне-специального образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности колледжа, обеспечивая усвоение учащимся основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение.

Концепция профессионального образования колледжа определяет цели образования как:

‒ формирование всесторонне развитой личности;

‒ изучение основных составляющих профессиональной картины мира;

‒ усвоение основных представлений о научном методе исследования и его месте в системе познания мира;

‒ формирование и развитие познавательных способностей.

Отметим некоторые аспекты современной концепции профессионального образования. Она предполагает уровневую и профильную дифференциацию как наиболее соответствующую идеям личностно-ориентированного обучения, современным идеям мировой педагогики и психологии, требующим гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества.

Усиление прикладной направленности курсов специальных дисциплин на всех стадиях обучения должно обеспечить формирование навыков применения выпускниками достижений науки в их практической деятельности.

Для успешного реформирования профессиональных колледжей необходим комплекс мер, в основе которых лежат научно-педагогические методы. С их помощью можно добиться, чтобы каждая специальная дисциплина, изучаемая студентами, вносила фундаментальный вклад в их общее профессиональное образование. Это требует соответствующих действий со стороны административных и методических органов колледжа, а также государства и общества в целом.

Фундаментальное образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины следует рассматривать не как совокупность традиционных автономных курсов, а как единые интегрированные циклы фундаментальных дисциплин, связанных между собой общей целевой функцией, обеспечивая целостность образования как такового.

Сегодняшнее состояние специальных дисциплин пока не отвечает сформулированным критериям в полной мере. Требуются значительные и согласованные усилия преподавателей всего цикла специальных дисциплин, чтобы фундаментальность в этой сфере стала реальностью. Преемственность специальных образований в профессиональном колледже должна обеспечиваться единством цели, содержания, методов и средств. Цели специального образования профессионального колледжа углубляются и конкретизируются. В частности, к ним относятся:

‒ умение использовать полученные знания в практической работе;

‒ формирование профессиональных умений и навыков;

‒ развитие качеств, способствующих готовности к совершенствованию и продолжению образования.

Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование личности обучаемого предполагает создание условий для развития мышления, памяти, внимания и воли. Эта цель должна быть достигнута во всем учебно-воспитательном процессе, в том числе и в процессе обучения специальным дисциплинам в профессиональном колледже.

Таким образом, достижение целей профессионального образования реализуется адекватными методами обучения, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельного подхода, личностно-ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности учащихся, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.

Литература:

  1. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 882–884.
  2. Антонова, И. В. Реализация принципа преемственности обучения математике в средней и высшей школах: Дис…. канд. пед. наук. — М.: МГУ. 2005. — 136 с.
  3. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 884–887.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle