Библиографическое описание:

Ефименко Я. Ю. Система налоговых органов: понятие, структура, принципы построения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1285-1287.



 

В статье анализируется система налоговых органов. По мнению автора, система налоговых органов, построенная по принципу централизации, включает в себя два уровня: Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы. Между элементами системы налоговых органов складываются определенные иерархические отношения. Эффективность работы налоговых органов во многом зависит от четкости законодательного закрепления принципов их организации и деятельности.

Ключевые слова: налоговые органы, система налоговых органов, компетенция, финансовый контроль.

 

Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации» определено, что налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

При этом остается непонятным, о каком федеральном органе идет речь. Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» не содержат официального наименования налоговых органов. Оно определено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». В соответствии с данным подзаконным нормативным правовым актом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба [1].

Как мы видим, имеет место правовая неопределенность. В целях ее устранения предлагаем внести изменения в действующее законодательство, изложив в следующей редакции:

‒                   статью 30 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы»;

‒                   статью 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации»: «Единая централизованная система налоговых органов состоит Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов».

Система налоговых органов Российской Федерации, построенная по принципу централизации, имеет двухуровневую структуру, включающую в себя:

‒                   Федеральную налоговую службу;

‒                   территориальные органы ФНС России.

ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти и зарубежных представительств.

Структура первого уровня системы налоговых органов — Федеральной налоговой службы — включает в себя руководство (Руководителя и его заместителей) ФНС России, помощников (советников) Руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности — управления центрального аппарата Службы, состоящие из отделов. Структуру и штатное расписание центрального аппарата ФНС России утверждаются Руководителем ФНС России в пределах фонда оплаты труда и численности работников, установленных Правительством, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

Второй уровень системы налоговых органов включает в себя:

‒                   территориальные органы, непосредственно подчиняющиеся ФНС России и ей подконтрольные;

‒                   территориальные органы, подчиняющиеся вышестоящему территориальному органу Федеральной налоговой службы.

Эффективность работы налоговых органов во многом зависит от четкого законодательного закрепления принципов их создания и деятельности, отражающих закономерности развития налоговых правоотношений, определяющих границы возможного и должного, желательного и нежелательного [2].

Так как налоговые органы имеют статус федеральной службы, то их деятельность подчинена как общим, так и специальным принципам.

К числу базовых идей, лежащих в основе построения и функционирования всего механизма государства, можно отнести такие начала, как: законность; гуманизм; гласность; уважение прав и свобод человека и гражданина; профессионализм; соблюдение профессиональной этики.

Действующим законодательством четко определены специальные принципы построения и функционирования Федеральной налоговой службы. К их числу, прежде всего, относится принцип единства и централизации системы налоговых органов, отражающий административную целостность всех органов ФНС России, их «вертикальную» властную подчиненность, единство целей, задач, прав и обязанностей всех указанных органов [3].

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что налоговый контроль выполняют все структурные подразделения, входящие в систему Федеральной налоговой службы. Реализация данного принципа дает возможность обеспечить единообразное применение актов законодательства о налогах и сборах на территории всего государства всеми субъектами налоговых правоотношений. Принцип единства налоговых органов реализуется в их деятельности посредством применения единых форм и методов финансового контроля. Нормативно определена организационная структура налоговых органов, порядок назначения на государственные должности в ФНС России.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя ФНС России устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы обладает широким кругом государственно-властных полномочий. К ним в частности, относятся полномочия по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы. Исключение составляют руководители территориальных органов ФНС России по субъектам Российской Федерации, назначаемых и освобождаемых от должности по решению Правительства Российской Федерации.

Конкретный объем полномочий налоговых органов определяется положением, которое занимает то или иное организационное звено в системе налоговых органов, содержанием функций, выполняемых на определенном уровне, и устанавливается нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и ФНС России.

Принцип единства системы налоговых органов предполагает построение иерархических взаимоотношений между налоговыми органами различных уровней. Иерархичность в системе налоговых органов выражается в нескольких аспектах, в частности:

‒          в праве вышестоящих налоговых органов проводить повторные выездные налоговые проверки в порядке контроля деятельности нижестоящих налоговых органов;

‒          в праве вышестоящих налоговых органов приостанавливать решения нижестоящих налоговых органов в случае их обжалования;

‒          в праве вышестоящих налоговых органов отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия действующему законодательству;

‒          в праве налогоплательщика обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.

Эффективная контрольно-надзорная деятельность налоговых органов является важнейшим средством укрепления правовых начал в налоговой сфере [4].

Деятельность любого субъекта государственного финансового контроля во многом зависит от закрепления и реализации принципа независимости. Поскольку налоговые органы имеют статус федеральной службы, правовое регулирование их деятельности, включая определение структуры, полномочий возможно исключительно на федеральном уровне.

В тоже время принцип независимости не имеет и не может иметь абсолютного характера. При осуществлении своих полномочий налоговые органы, их должные лица обязаны строго руководствоваться актами законодательства о налогах и сборах. Иными словами, реализация принципа независимости предполагает только лишь организационную и юридическую обособленность налоговых органов от других органов публичной власти всех уровней, физических и юридических лиц.

Качество работы налоговых органов во многом зависит от соблюдения ими принципа объективности, предполагающего строгое соответствие действий должностных лиц налоговых органов установленным налоговым законодательством страны процедурам проведения мероприятий налогового контроля, недопущение предвзятости или предубеждения в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников налоговых правоотношений.

Дальнейшее совершенствование механизма правового обеспечения налоговых органов должно строиться на основе научно разработанных концептуальных положений [5].

Выводы: Налоговые органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти; представляют собой единую систему, включающую в себя разнообразные структуры Федеральной налоговой службы различного уровня, между которыми складываются определенные иерархические отношения.

 

Литература:

 

  1.      Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 05.02.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»// Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3961; Собрание законодательства РФ. 2016. № 7. Ст. 985.
  2.      См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  3.      См.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 по делу № А33–12259/2014; Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2015 № 308-КГ15–4364 по делу № А53–16108/2014// СПС «Консультант Плюс».
  4.      См.: Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4.
  5.      См.: Мирошник С. В., Немыкина О. Е., Девятых Н. В. Актуальные вопросы правового обеспечения налогового контроля// Теория и практика общественного развития. 2015. № 19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle