Библиографическое описание:

Кочнев Д. М. Разработка информационной системы для автоматизации продаж (на примере продающего веб-сайта сети ресторанов «Додо Пицца» в США) // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 187-189.

 

В процессе автоматизации бизнес-процессов могут возникать типовые и нетиповые задачи, в частности, автоматизация управления — задача типовая, а автоматизация продаж через интернет посредством создания продающего веб-сайта — задача, решаемая в каждом отдельном случае индивидуально. Также в статье представлены результаты разработки продающего веб-сайта для российской сети ресторанов «Додо Пицца», которая выходит на рынок США.

Ключевые слова: информационная система, разработка информационной системы, автоматизация бизнес-процессов, типовые задачи автоматизации, автоматизация продаж, продажи в интернете, продающий веб-сайт, сеть ресторанов.

 

Движущей силой развития общества и бизнеса в современных условиях рынка становится информационные технологии. Информационные технологии, интегрированные в бизнес-процессы, помогают избежать потерь времени и сократить издержки на решение различных задач, а также предоставляют обширные возможности эффективного управления бизнесом [1, 4].

Развитие информационных технологий сделало решение таких задач, как управление организацией — типовыми. Рынок информационных технологий полон готовых программных решений — корпоративных информационных систем — которые позволяют очень гибко решать задачи управления бизнесом. Один из самых ярких примеров корпоративных информационных систем — ERP-системы.

ERP-системы предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это «верхний уровень» в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности. ERP-системы создаются для предоставления руководству информации, способствующей принятию управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями [3].

Как правило, ERP-системы имеют модульную структуру и предоставляют возможность настройки конфигурации системы, посредством добавления необходимых функциональных блоков.

С каждым годом всё активнее в жизнь людей внедряется интернет, как наиболее доступная и удобная система обмена информацией. Информационные технологии, интернет, и, в частности, интернет-ресурсы позволили развиться направлению электронного бизнеса. Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция — форма торговли товарами и услугами посредством интернета [2].

По данным, предоставленным исследовательским агентством «Data Insight», объем рынка электронной коммерции в России на 2014 год составил не менее 645 миллиардов рублей, при этом рынок продолжает активно расти. По состоянию на конец 2014 года, 34 % пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет являлись онлайн покупателями — то есть совершали покупки в интернет-магазинах хотя бы раз за предыдущие 12 месяцев. При численности населения в возрасте от 18 до 64 лет в 97 миллионов человек и количестве пользователей интернета в этом же возрастном диапазоне 74 миллионов человек, проникновение электронной коммерции в 34 % соответствует 25,4 миллионам онлайн-покупателей [5].

Тема автоматизации продаж в интернете довольно обширна, так как помимо проблемы автоматизации, как таковой, являющейся типовой, необходимо, чтобы создаваемый интернет-ресурс обладал конкурентными преимуществами. Результаты опросов клиентов интернет-магазинов показывают, что конкурентные преимущества в электронной коммерции — довольно размытое понятие, кому-то важно видеть качественные описания товаров и отзывы, а для кого-то важными факторами выбора интернет-магазина является наличие различных вариантов оплаты и качественный дизайн сайта [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что автоматизация продаж в интернете — задача нетиповая и к её решению в каждом конкретном случае необходимо подходить индивидуально.

Для организации выхода российской сети пиццерий «Додо Пицца» на рынок США была поставлена задача — разработать информационную систему для автоматизации продаж.

Международная сеть пиццерий из России — «Додо Пицца» — активно использует информационные технологии в своей работе. Одним из случаев использования информационных технологий в сети является использования интернета и интернет-ресурсов, для реализации продукции и привлечения новых партнёров в свою франчайзинговую сеть. На своём примере «Додо Пицца» демонстрирует, что подход к ведению бизнеса с использованием информационных технологий очень эффективен, так «Додо Пицца» расширила сеть от одной пиццерии в России в 2011 году до 100 пиццерий в 2016 по всему миру. В планах компании к 2020 году открыть 2000 пиццерий по всему миру [6].

В начале 2016 года стратегическим направлением развития сети стал выход на рынок США. Первая пиццерия сети в США должна продемонстрировать клиентам и будущим партнёрам-франчайзи в США, что за счет операционной эффективности, которую даёт новый подход к ведению бизнеса, с использованием информационных технологий и сильных бизнес-решений, продукт может быть очень высокого качества и по доступной цене.

Разработанный сайт интегрирован с облачной информационной системой «Додо ИС», которая находится в центре работы сети и помогает управлять всеми аспектами бизнеса. В сайте применено множество нестандартных решений, которые являются его конкурентными преимуществами.

Основные задачи, которые решает веб-сайт сети:

  1.                реализация продукции сети пиццерий;
  2.                привлечение новых клиентов;
  3.                привлечение новых партнёров в франчайзинговую сеть.

Весь сайт состоит из трёх страниц:

  1.                главная страница — страница «меню»;
  2.                страница «о продукте»;
  3.                страница «финансы».

Основное взаимодействие с сайтом клиенты ведут через главную страницу, которая изменяет своё состояние в зависимости от действий клиента. Новым клиентам показывается информация, которая может быть интересна только новым клиентам, а клиентам, которые сделали заказ, показывается информация о заказе и ход его исполнения.

Основная функция главной страницы сайта — продажа продуктов пиццерии. Прямо на главной странице представлено полное меню пиццерии и формы для ввода данных клиента.

Для нового клиента процесс оформления заказа выглядит так:

  1.                выбор продуктов;
  2.                заполнение реквизитов;
  3.                нажатие на кнопку заказ.

Для постоянного клиента процесс заказа сокращается до двух шагов и выглядит так:

  1.                выбор продуктов;
  2.                нажатие на кнопку заказ.

Оформить заказ и вернуться к меню можно из любого места сайта.

На сайте нет возможности добавить какие-либо ингредиенты, но некоторые ингредиенты можно убрать при оформлении заказа — можно убрать лук, оливки, зеленый перец.

В сайт интегрирована камера, работающая в режиме реального времени, которая установлена на кухне пиццерии в США и позволяет наблюдать за процессом приготовления пицц на кухне.

Для того, чтобы максимально упростить взаимодействие с сайтом, сеть приняла несколько сильных бизнес-решений. Сеть отказалась от корзины, в обычном её представлении в типовых интернет-магазинах — сама главная страница является корзиной — выбранные клиентом пиццы всегда отображаются в специальной области на главной странице, откуда клиент может оформить заказ. Также, на сайте нет возможности авторизоваться, но после совершения заказа пользователь будет авторизован на сайте навсегда, посредством cookie.

Такие бизнес-решения были приняты с опорой на результаты внутренних исследований сети, результатом которых стал вывод о том, что пользователи чаще покупают на тех сайтах, процесс оформления заказа на которых максимально прост, примером может служить торговая площадка Amazon.

Страница «о продукте» рассказывает о том, как устроена работа в пиццерии, об ингредиентах и людях в интерактивной форме. Клиенту предлагается выполнить небольшое задание, суть которого состоит в том, чтобы «приготовить пиццу», посредством изучения информации на странице. Задание заканчивается тем, что пользователю становится доступна возможность наклеивания на коробку пиццы наклейки «контроль качества», что соответствует окончанию процесса приготовления пиццы на кухне пиццерии.

Страница «финансы» рассказывает о том, как устроен бизнес в сети, а также в реальном времени показывает информацию о выручке пиццерии, количестве заказов и среднем чеке за последние три месяца. На той же странице можно сравнить доходы в определённый день недели на текущей и предыдущей. Страница «финансы» служит для привлечения новых партнёров в франчайзинговую сеть.

Интеграция с информационной системой компании позволяет передавать заказы прямо на кухню в общем потоке, а также предоставлять в режиме реального времени финансовые показатели для показа на странице «финансы».

В итоге — разработанный веб-сайт обеспечил выход компании на новый для компании рынок США, а также позволил закрепиться на нём и продемонстрировать сразу после открытия хорошие показатели продаж.

 

Литература:

 

1.                  А. Санников, З. Коленова. Информатика в медицинском вузе // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — С. 96–101.;

2.                  Климонова А. Н., Трибунская У. Г. Особенности и этапы развития электронного бизнеса в России // Социально экономические явления и процессы. — 2013. — № 12. — С. 61–64.

3.                  Олейник П. П. Корпоративные информационные системы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 176 с.;

4.                  Плескач В. Л., Затонацька Т. Г. Информационные системы и технологии на предприятиях. — К.: Знание, 2011. — 718 с.;

5.                  Интернет-торговля в России 2014. Годовой отчет // Data Insight. URL: http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf (дата обращения: 12.05.2016);

6.                  Цель 2020 // Блог команды «Додо Пицца». URL: http://sila-uma.ru/2013/10/11/rs-plan-2020/ (дата обращения: 12.05.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle