Библиографическое описание:

Здоровенко С. И. Патологии личности и патологии влечений: общее и различное // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1745-1748.



 

В данной статье автор анализирует общие и различные аспекты патологий личности и патологий влечений, основываясь на практическом исследовании группы людей.

Ключевые слова: патологии личности, патологии влечений, анализ, сравнение, исследование, норма.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что определение психической нормы, ее отграничение от аномальных и болезненных изменений психической деятельности является чрезвычайно сложной проблемой. Недостаточная изученность принципов организации психики и самой ее сущности обусловливает наличие огромного разнообразия теоретических и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ этой нормы. В философско-гносеологическом плане разнообразие этих подходов простирается от концепции жесткого материалистического детерминизма в отношении всех и всяких форм психической деятельности (в рамках теории отражения) до признания бессмертности души (нашего «Я», «самости» и пр.), особых форм психической энергии и т. д. Великий философ И. Кант считал, что решать вопрос о норме и патологии в отношении психики, т. е. диагностировать психические болезни, должны философы. [1]

В освещении вопроса о причинах психопатий и акцентуаций нет полного единства. Главным вопросом дискуссии при этом является вопрос о взаимоотношении биологического и социального факторов в их формировании, точнее, о том, какой из этих факторов играет ведущую роль в каждом конкретном случае. Практически единодушно признается роль наследственности. Большую часть психопатий на этой основе относят к группе конституциональных, или «ядерных». Основанием служат наблюдения, где одинаковые или сходные характеры выявляются не только у родителей и детей, но и у ближайших родственников. Это сходство во многих случаях невозможно объяснить тем, что родители «передают» свой характер детям в процессе воспитания, так как даже при самых благоприятных условиях воспитания при наличии наследственных предпосылок велика вероятность формирования психопатической личности.

В отечественной психологии многоплановое психологическое исследование этой проблемы, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения патологий личности и патологий влечения привлекали внимание многих авторов. Изучение личности направлено на выявление механизмов структурной организации психики (Тхостов А. Ш., 1994; Зинченко В. П., 1996;Брушлинский А. В., 1996; Знаков В. В., 1998; Попов JI.M., 2003). Исследованиепсиходинамикивлечений ориентировано на определение функциональной организации психики (Tessier G., 1963;Собчик Л. Н., 1987; Петров С. С.,Бузик О. Ж., 1989; Голик А. Н., 1991;Яньшин П. В., 1997; Видгородчик М. Е., 1999;Прохоров А. О., 1998). Исследования А. Ф. Лазурский, Г. И. Россолимо, Л. С. Выгодского, П. Н. Блонского, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева — в СССР, К. Левина, К. Бюлера — за рубежом внесли неоценимый вклад в изучение проблем личности. Черты характера, личностные особенности изучали: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконии, Я. Гальперин; особенности личности: Эльконин, Л. И. Божович, Л. С. Славина. В зарубежной литературе эти проблемы освещены в работах З. Фрейда, К. Юнга, Фромма, К. Левина, К. Роджерса, Маслоу, Г. Олпорт. [4]

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В отношении определения психической нормы никаких четких объективных границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. Например, в классическом психоанализе гомосексуальность трактуется как патология, тогда как в современных психологических теориях, ориентированных на понятие индивидуальной нормы, — как норма. [2]

Нарушения привычек и влечений — распространенное психическое расстройство, которому посвящено много научных исследований и публикаций. Расстройства влечений и привычек нередко сочетаются с другими психопатологическими симптомами и синдромами. [2]

Характерным является не изолированность расстройств влечения, а их разнообразие, полиморфизм у одного и того же лица, сочетание их с другими психопатологическими синдромами что подтверждает системный характер патологии сферы влечений.

Патологии личности в основном являются врожденными, а патологии влечений процесс, приобретенный в течение жизни.

И патологии личности и патологии влечений влекут за собой изменения в поведении человека и как следствие непринятие его обществом, то есть социальной дезадаптации.

Патологии влечений часто влекут за собой физиологические изменения (болезни тела), иногда влекущие за собой смерть.

Исключительная сложность и недостаточная разработанность ряда важных, в том числе и базовых, понятий психологической науки, отсутствие жестких определений содержания этих понятий обусловливают большое разнообразие в обозначении разнообразных отклонений в содержании и формах психической деятельности. Наблюдаются значительные различия в наборе терминов, относящихся к состояниям, находящимся на границе между нормой и патологией. [3] В публикациях по этой тематике достаточно распространенным является понятие «психические аномалии». В одних случаях это понятие включает только те изменения психики, которые являются следствием нарушения формирования личности, ее аномального развития (психопатии и акцентуации). В другом контексте под психическими аномалиями понимаются «все расстройства психической деятельности, не достигающие психотического и не исключающие вменяемости, т. е. способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, но сопровождающиеся личностными изменениями, которые могут привести к отклоняющемуся поведению». Это более широкое толкование термина «психические аномалии» включает в себя, помимо психопатий, изменения личности при алкоголизме, олигофрению в степени дебильности, другие виды недостаточности интеллекта, остаточные явления черепно-мозговых травм и др. [5]

Деление расстройств личности на отдельные формы (типы) предпринималось с самого начала выделения этой формы психической патологии. Современные классификации исходят из представлений об основном расстройстве при патологических проявлениях характера, которыми являются изменения деятельности эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения при расстройствах личности первичны, все остальные особенности психики у них связаны с нарушениями эмоциональных и волевых проявлений.

Такие «вторичные» особенности психики отмечаются в сфере мышления. Большинству психопатических личностей, независимо от конкретных особенностей характера, свойственны своеобразные извращения мыслительной деятельности, несмотря на формальную сохранность интеллекта, в виде недостатков прогнозирования своих действий, отсутствия опоры на собственный опыт. [6]

Патологии личности и патологии влечений зачастую неразрывно связаны между собой. Например, зачастую синдром нервной анорексии развивается на фоне неврозов, психопатии, даже некоторых эндокринных нарушений.

Нами было проведено обследование группы людей по клинической методике Сонди — «Метод портретного выбора». В опросе участвовало 7 человек: 5 женщин и 2 мужчин. По результатам, проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: у одного испытуемого обнаружен бред преследования, параноид; у 1-ого — возможный инфлятивный параноид; у 4-х — суицидальные тенденции; у 3-их — склонность к психосоматическим заболеваниям.

Также, эта группа была обследована по другой методике: «Я-структурный тест Аммона». Результаты обследования выглядят следующим образом: у 6-ых испытуемых обнаружено нарушение либо недосформированность структуры личности, из них у 3-их глубокое нарушение структуры личности.

Из чего можно сделать вывод, что обычные люди, живущие среди нас, могут иметь психические заболевания, патологические нарушения структуры личности и не подозревать об этом. Можно сказать, что все мы немножко больны, но для того, чтобы болезнь проявилась, нужны определенные условия. Поэтому важно с большим вниманием относиться к окружающим нас людям.

Особенного внимания заслуживают результаты обследования по методике «Я-структурный тест Аммона». Они еще раз указывают на давно известное предположение, что все болезни родом из детства. Необходимо помогать молодым родителям понять своих детей, разъяснять им причины того или иного поведения ребенка, чтобы увеличить психологический климат в семье. Очень важен контакт матери и ребенка, насколько он тесен, особенно в раннем возрасте. Ведь личность формируется в семье и семьей.

В настоящее время стало вполне очевидным, что границы между нормой и болезненными нарушениями психики не являются жесткими, дискретными, что реально наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояний психики, где однозначно определить их отношение к норме или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах даже невозможным. [6] Изучение таких состояний возможно только при комплексном использовании методов исследования, присущих как психологии, так и психиатрии. Определился, таким образом, широкий круг проблем, к решению которых в равной мере причастны и психологи, и психиатры. И, если представление о нормальной организации психики, знание психической нормы всегда являлось необходимой предпосылкой диагностики психопатологических изменений («Психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим», — писал один из основоположников клинической психиатрии Э. Крепелин), то сейчас столь же очевидной стала необходимость знания психологом основных положений разграничения нормы и патологии, знакомства хотя бы с наиболее распространенными пограничными (между нормой и болезнью) состояниями. [7]

 

Литература:

 

  1.                Сайт: рhttp://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl128.shtm [Электронный ресурс]
  2.                Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [текст] изд. М., 2014.
  3.                Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 2008.
  4.                Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., ПСС. Т. 3, 2010.
  5.                Федотов, А. Ю. Клиническая психология. Ч. 1 и 2. М., 2011.
  6.                Леонгард, К.Акцентуированныеличности. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -298
  7.                Мейли,Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Ред. П.Фресс, Ж. Пиаже. Вып.5 М.: Прогресс, 2009. — С. 196–279.
  8.                Мясищев,В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Самара: Бахрах, 2013. -С.24–29.
  9.                Обуховский, К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 2012. -248 с.
  10.            Яньшин,П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб: Питер, 2014. — 336с.
  11.            Ясперс, К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 тт. М.: Академия; СПб: Белый кролик, 2009. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle