Библиографическое описание:

Кикиани В. А., Здоровенко С. И., Бареева А. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1748-1750.



 

Краснодарский край Российской Федерации достаточно типичный многонациональный регион. В настоящее время здесь проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования [2].

Дети мигрантов различной этнокультурной и языковой среды испытывают языковые и психологические трудности в процессе школьного обучения, понижающие затем доступность высшего образования.

Переезд на новое место жительства и, как следствие, смена социальной среды, образа жизни — это события, которые сопровождаются изменениями не только во взглядах, но и в формировании новых личностных смыслов, сознательных установок, особенностей поведения и деятельности. Мигранты оторваны от привычного социального окружения — знакомых, друзей, родных. Они не имеют социальных связей, играющих большую роль в адаптации, в решении актуальных проблем и удовлетворении жизненных потребностей, включая потребность в получении образования.

Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.

Существуют специфические проблемы обучения детей-мигрантов: значительный перерыв в занятиях, слабое знание русского языка, несоответствие требований в школах, и, как следствие — низкая успеваемость.

Многим прибывшим детям присуще чувство подавленности, психической неуравновешенности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, и в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции — все это порождает неадекватные защитные реакции школьников мигрантов.

Эффективное решение задач психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит психологу и педагогам.

Необходима и соответствующая работа с учителями по повышению психолого-педагогической и диагностической компетентности в работе с данной категорией детей, обеспечение их необходимыми методическими материалами.

Психолого-педагогическая работа с детьми-мигрантами обладает рядом специфических признаков. Сущностные ее характеристики базируются на этнических категориях (язык, история, искусство, фольклор, традиции народной педагогики и др.) в сочетании с общенациональными. Ее динамичный воспитательный процесс обладает различной степенью актуализации на всем протяжении развития личности. Содержание такой работы определяет формирование планетарного мировоззрения и базовой культуры личности. В формировании ее сущности определяющими являются основания личностно-ориентированного взаимодействия, глобализма и регионализации, т. е. учет объективно опосредуемых социальных и педагогических условий; ее функционирование проходит в рамках мультикультурного общества и поликультурного образовательного пространства.

Социально-психологическая работа с детьми-мигрантами — это текущая работа с жизненным кризисом. Следовательно, новым в работе субъектов образовательного процесса является не столько содержание, сколько условия.

На первом этапе необходимо определить предмет работы специалистов, осуществляющих социально-психологическое сопровождение. Этим предметом, на наш взгляд, является эмоциональное состояние ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

В жизни детей из семей мигрантов присутствуют страхи, тревожность, подавленность. Длительное переживание этих состояний часто приводит к негативным поведенческим реакциям, которые являются реакцией на стресс и индикатором эмоционального неблагополучия. Ребенок может проявлять агрессивность, вспыльчивость, пассивность, боязливость, что свидетельствует о нарушениях в когнитивно-аффективной сфере личности.

Дети, посещающие школу, проводят большую часть своего дня вдали от родителей.

Процесс социализации, начатый с родителями, продолжается в компании сверстников, в игровых ситуациях и школе. Образовательное учреждение формирует в воспитанниках, учениках культурные ценности и вносит вклад не только в интеллектуальное, но и, что более важно, в социальное и эмоциональное развитие ребенка.

Проведенное нами исследование этнопсихологических характеристик детей из семей мигрантов Славянского и Брюховецого районов Краснодарского края (принял участие 91 респондент в возрасте от 12 до 15 лет, из них 91,5 % — русские, 8,5 % — представители других этносов) показало, что у 27,7 % респондентов в этническом самосознании актуализирована этническая принадлежность. Отвечая на вопрос: «Кто Я?», они указывали свою национальность (ее средний ранг равен 1,9). Полученные нами результаты значительно выше описанных в литературе.

Результаты, полученные Г. У. Солдатовой при изучении этнической идентичности в Северной Осетии-Алании, где наблюдается напряженность в межэтнических отношениях, выявили выраженность этнической идентичности у 13,9 % осетин и 12,8 % русских [4].

В нашем исследовании значимость этнического «Я» существенно выше, полученный показатель больше почти в 2 раза.

Это позволяет говорить о тенденции к гиперболизации этнической идентичности. В свою очередь, значительная выраженность этничности в идентификационных матрицах респондентов является отражением наличия напряженности в межэтнических отношениях в Славянского и Крымского районов Краснодарского края.

Так же было установлено, что большинство опрашиваемых испытывают положительные чувства, связанные с этничностью. Однако 17 % респондентов указали наличие у них негативных эмоций (обиды, ущемленности, униженности) относительно своей этнической принадлежности. Проведенный корреляционный анализ выявил наличие положительной взаимосвязи между позитивными чувствами респондентов, связанными с этничностью и их позитивными, этническими гетеростереотипами представителей народов, проживающих на территории Славянского и Брюховецого районов Краснодарского края (г=0,36, р=0,05).

Можно сказать, что, чем более позитивно человек относится к своей этнической группе, тем больше в его этнических гетеростереотипах актуализируются положительные характеристики оцениваемых этносов. Данные результаты идентичны описанным в литературе.

Так, Н. М. Лебедева, рассматривая проблемы этнической толерантности-интолерантности, указывает, что с толерантным отношением к иным этническим культурам сопряжено позитивное отношение к своей культуре [3].

Нарушение позитивного образа собственной культуры ведет к снижению этнической толерантности. В этой связи возникает необходимость формирования у всех участников образовательного процесса компетентности в культуре своего народа, этнического самосознания, позитивного отношения к своей этничности.

Исследование также показало, что минимальную социальную дистанцию респонденты имеют с представителями восточнославянских народов, в тоже время максимальную — с представителями украинского этноса. Это связано с напряженностью в крае, вызванной вооруженными конфликтами на территории Украины, миграционными процессами и др.

В ходе корреляционного анализа было установлено, что если респонденты указывали на близкую социальную дистанцию со своим этносом, то более позитивную окраску имели их этнические гетеростереотипы. Таким образом, результаты позволяют заключить, что позитивный образ своего народа, минимальная социальная дистанция с представителями своего народа взаимосвязаны с позитивным образом представителей других этнических культур, этнической толерантностью.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что дети из семей мигрантов Славянского и Брюховецого районов Краснодарского края имеют выраженную этническую идентичность, ощущают достаточно большую социальную дистанцию с представителями иных этнических культур.

Автостереотипы респондентов имеют более позитивную окраску, чем их гетеростереотипы. Также выявлено, что формирование позитивного образа представителя иной культуры сопряжено с наличием позитивного образа своей этнической культуры, позитивным отношением к своей этничности, ощущением себя близким в социальном плане к представителям своего народа.

Все вышеизложенное явилось основанием для разработки программы «Мы вместе», направленной на формирование представления о культурном плюрализме как объективном свойстве социальной действительности, а также на оказание помощи руководителям и педагогам в организации образовательного процесса с учетом особенностей полиэтнической среды региона.

 

Литература:

 

  1.                Бондырева С. К. Колесов Д. В. Миграция (сущность и явления)// М.: издательство Московского психолого-социального института, Воронеж НПО «МОДЭК», 2004.
  2.                Ковалева Н. И. Особенности адаптации детей-мигрантов: Региональный выпуск «Социально-гуманитарные знания», 2009. С. 375
  3.                Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ — С, 1999.
  4.                Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой и др. М.: Изд-во МГУ, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle