Библиографическое описание:

Рындина Ю. В., Рыбакова О. В. К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1538-1541.



 

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Ключевые слова:инновации, графопроектор, технологии сотрудничества, технологии языковых портфелей.

 

На современном этапе развития России, когда сформировались качественно новые взаимоотношения между нашей страной и членами международного сообщества на основе новых политических и социально-экономических реалий, само по себе создает возможности для изучения иностранных языков и их реального использования в общении с другими странами.

Несомненно, успешное овладение иностранными языками в настоящее время — это предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учреждениях и квалификации в избранной области специализации. Современные методы и средства обучения иностранным языкам являются наиболее актуальными способами решения этой проблемы. В практике преподавания иностранных языков на данном этапе обучения, активно используются следующие методы и средства: обучение в сотрудничестве, языковой портфель, графопроектор.

Рассмотрим их подробно.

Обучение в сотрудничестве (Сooperative Learning) — это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, не получая знания в уже готовом виде. Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся является одним из принципов обучения в сотрудничестве.

Итак, существует несколько разновидностей метода обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: Student Team Learning (обучение в команде), Student Teams Achievement Divisions (индивидуально- групповой подход), Teams Games Tournament (командно-игровой подход).Рассмотрим подробнее их особенности.

Student Team Learning (обучение в команде). Этот метод уделяет большое внимание групповым целям и успеху всей группы. Участники команды должны взаимодействовать друг с другом, задача каждого обучающегося состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый.

Принципы работы:

  1.                Team rewards (награды) — команда получает одну на всех «награду», в виде сертификата, диплома совместной деятельности учащихся.
  2.                Individual accountability (индивидуальная ответственность) — все члены команды следят за успехами друг друга и приходят на помощь в усвоении материала, чтобы каждый чувствовал себя знатоком в этой проблеме.
  3.                Равные возможности для достижения успеха — каждый учащийся приносит очки своей команде, которые позволяют ему чувствовать себя полноправным членом команды.

Student Teams Achievement Divisions (индивидуально-групповой подход). Этот подход эффективен при подаче нового материала. Учащиеся делятся на группы из четырех человек. После объяснения материала учащиеся обсуждают его, разбираются в нем. Чтобы определить, как усвоен материал, учитель дает персональное задание каждому ученику. При этом выполнение каждого задания контролируется всей группой. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка.

Teams Games Tournament (командно-игровой подход), учитель объясняет материал, но при этом, вместо тестирования проводит соревновательный турнир так называемый «турнирные столы». У участников, которые находятся в одной команде, должен быть равный уровень обученности, но задания должны соответствовать уровню учащихся, которые находятся за столом. Столы имеют разную планку, победитель каждого из них приносит своей команде одинаковое количество баллов. Таким образом, каждая команда имеет равные шансы на успех. Команда, набравшая наибольшее число баллов, становится победителем турнира. В качестве заданий для турнирных столов на уроках иностранного языка могут быть грамматические и лексические тесты, задания по прочитанным текстам. [2, c. 20].

Таким образом, методика обучения в сотрудничестве отвечает личностно-ориентированному подходу, так как предполагает рефлексию, избирательность, ответственность обучающегося. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает качественно новый личностный смысл. Этот метод предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть метода. Целью обучения являются не предметные знания, а компетенции, причем не только коммуникативные, но и все в комплексе.

Одним из перспективных направлений обучения иностранному языку в школах в последние годы сталообучение иностранному языку с помощью «языкового портфеля».

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют конкретный опыт или результаты обучения ученика, владения иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащимся и учителям возможность представления продукта учебной деятельности, представленные в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения предметом изучения в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области [3, c. 255].

МВ сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности такие, как:

‒          языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio).

‒          языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio) — данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio).

‒          многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio) [4, c. 8].

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что данный метод реализует инновационный подход к обучению и является важным фактором развития способностей к самостоятельной работе, к самооценке. Подчеркнем, что данный метод обеспечивает способность и готовность учащегося к самостоятельному изучению языка в течение всей жизни, и создает условия для непрерывного независимого языкового образования.

В современном обучении наглядные пособия играют важную роль. Принцип наглядности способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление. Рассмотрение и анализ конкретных явлений помогает прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Актуальность графопроектора на данном этапе в том, что он наиболее эффективно воздействует на учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним из современных наглядных пособий является графопроектор.

Графопроектор — устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной плёнки формата А4 передаётся на большой экран. Изображение на прозрачной плёнке выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или с помощью фломастера [1, c. 480].

Графопроектор имеет ряд преимуществ перед традиционными наглядными пособиями.

1)        Размер изображения может изменяться в зависимости от расстояния проектора до экрана, изображение подсвечивается и воспринимается легче.

2)        Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо.

3)        Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказом учителя и наглядным изображением.

4)        Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т. п.

5)        Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени — ими можно пользоваться сколь угодно долго.

Графопроектор можно считать как самостоятельный источник знания, оказывающий глубокое влияние на личность учащегося. Это средство обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию научных связей с жизнью.

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что каждый метод обучения иностранному языку имеет свои преимущества и недостатки, однако, комплексное, интегрированное использование всех перечисленных в статье методов обучения делает процесс овладения иностранным языком более разнообразным и эффективным. Использование новых инновационных методов преподавания иностранного языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Дополняя и сочетая традиционные методы преподавания с новыми методами, применяя индивидуальный подход к каждому ученику, можно развивать не только лингвистические способности обучающихся, и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование метода обучения в сотрудничестве, языкового портфеля и современных наглядных пособий является неотъемлемой частью в методике преподавания на данный момент в модернизации образования, так как данные методы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, а сам процесс обучения становится более эффективным и личностноориентированным.

 

Литература:

 

  1.                Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам теория и практика [Текст] / А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2011. — 480 с.
  2.                Щемелева, И. Ю. Применение иновационных методов Обучения иностранным языкам в школе [Текст] /И. Ю. Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. — Орский гуманитарно-технологический институт, 2009. — 20–30 с.
  3.                Гальскова. Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. — М.: АРКТИ, 2011. — 336 с.
  4.                Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] // Иностр. языки в школе. — 2011. — № 5. — С. 8–13

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle