Библиографическое описание:

Рындина Ю. В., Некрутова О. С. Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1536-1538.



 

В настоящее время формирование творческих способностей у младших школьников приобрело статус одной из самых важных проблем общества. Актуальность проблемы обусловлена усовершенствованием содержания начального образования на современном этапе развития. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования основным элементом преобразования является гуманистическая ориентация образования, проявляющаяся в опоре на личностно — ориентированную модель взаимодействия, в гармоничном и творческом развитии младших школьников. Формирование творческих способностей помогает младших школьников адаптироваться в незнакомых ему условиях, находить различные способы взаимодействия в своем окружении и выход из, казалось бы, непреодолимых ситуаций. Наряду с этим, творческие способности дают возможность младшим школьникам наиболее продуктивно функционировать как в учебной деятельности, так и в обычных бытовых ситуациях. Проявление творческих способностей особенно важно для их в условиях, требующих от него выбора или поиска нестандартных решений.

Само по себе творчество — это процесс деятельности, направленный на создание новых материальных или духовных ценностей. В свою очередь, к понятию творческие способности необходимо подходить с разных позиций. В педагогике они определяются как умения и возможности создавать оригинальный продукт, изделие, работая над которыми субъект самостоятельно применяет информацию, которой он владеет и навыки, отличные от образца. В философии творческие способности включают в себя мастерство, сноровку творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Советский психолог Б. М. Теплов данный феномен рассматривал как психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, они не сводятся к имеющемуся запасу опыта и сведений, а обуславливают оперативность и легкость их приобретения [3, с. 19].

Д. Б. Богоявленская вычленила критерии, по которым определяются творческие способности. К ним относятся умение фантазировать, быть любознательным, быстро мыслить, искать различные варианты идей, варьировать и предлагать их [2, с. 48].

В книге «Диагностика познавательной сферы ребёнка» Т. Г. Богданова выделяет ряд творческих способностей: отсутствие боязни риска и воспроизведения собственных идей; ловкость, пластичность и оперативность мышления и действий; умение изобретать новое; обладание эстетическими ценностями; развитые интуиция и воображение [2, с. 47].

Непосредственно к учебному предмету «Иностранный язык» развитие творческих способностей предполагает развитие наблюдательности, речевой активности, общительности, памяти, привычки подвергать анализу и осмыслению факты, систематически создавать ситуации, которые позволяют младшим школьникам показать себя, а такжеорганизовывать учебные исследования в познании чего-то нового.

Современную школу смело можно назвать «почвой» для творчества, ей характерно креативное мышление, постоянное стремление к поиску и изобретению чего-то нового. Творческое развитие младшего школьника касается всех этапов становления его личности, ребенок становится уверенным, инициативным и самостоятельным в принятии каких-либо решений, привыкает свободно самовыражаться. Если соотносить процессы творчества и обучения, то необходимо задуматься о создании наиболее благоприятных условий, содействующих формированию творческих способностей у младших школьников. Для начала необходимо отметить важность создания благоприятной атмосферы, педагог должен доброжелательно относиться ко всем начинаниям школьника, не критиковать, поощрять предлагаемые им оригинальные идеи. Для развития любознательности ребенка необходимо оснастить окружающую среду ребенка интересными предметами. Сам же учитель должен личным примером на основе творческого подхода разрешать возникающие проблемы.

Предмет «Иностранный язык» имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал для развития творческих способностей младших школьников. Осуществляется этот «внутренний резерв» в процессе реализации практической цели обучения. Это может быть коммуникативно — познавательная деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо), результатом данного процесса является расширение общеобразовательного кругозора, развивается мышление, память, эмоции и чувства учащихся. А также процесс иноязычного общения, в ходе которого формируются социально-ценностные качества личности: мировоззрение, черты характера, нравственные ценности и убеждения. Особое внимание должно быть отведено содержанию обучения иностранному языку, его мотивационному аспекту, выбору методов, форм и приемов.

Нередко учащиеся начальной школы начинают изучать иностранный язык с особым интересом, но затем интерес пропадает, и предмет становится одним из нелюбимых. Связано это, в первую очередь, с трудностью освоения грамматики. Таким образом, перед учителем встает задача — организовать учебный процесс как можно эффективнее, так, чтобы все учащиеся активно участвовали в нем.

Прежде всего, учебный кабинет — непосредственный помощник, который мотивирует младших школьников изучать иностранный язык и говорить на нем. Войдя в кабинет, ребенок должен почувствовать себя в мире иностранных языков и культур. Все в нем должно казаться необычным — от базовых наглядных средств до самых мелочей, он должен отличаться от всех остальных кабинетов школы. Стены кабинета можно покрасить необычным образом, например в такие цвета, которые символизируют страны изучаемого языка (желтый, зеленый, белый). На стенах повешены карты, схемы, таблички с грамматическими правилами, фотографии с главными достопримечательностями страны, портреты выдающихся людей, например, семейное древо династии королей Великобритании. На партах можно разместить настольные флажки — копии государственных флагов стран изучаемого языка. Также каждый класс, изучающий иностранный язык может оформить свой уголок, в котором будет находиться информация об учениках на изучаемом языке.

Большая роль отводится наглядным пособиям. К ним относятся различные таблицы, рисунки, схемы, фотографии. Применение их делает процесс обучения, помогает визуально представлять суть рассматриваемой темы. Положительный настрой на урок, развитие фантазии во многом зависят от использования наглядных средств. Упражнения с применением наглядности могут быть самыми разнообразными. Например, перенос информации из одной формы в другую, то есть трансформировать иллюстрацию в текст или текст в иллюстрацию. Текстом могут быть стихотворения или отрывки из рассказов, наглядность может быть создана ребенком самостоятельно (рисунки), так и вырезки из газет и журналов. Другой вариант задания: по предложенным иллюстрациям составить рассказ.

Интерес — один из мощных стимуляторов взаимодействия и общения на уроках иностранного языка. Особое внимание должно быть отведено началу урока. Нестандартный подход может в корне изменить весь ход занятия. Все уроки по возможности нужно начинать необычно. Стихотворения и рифмовки совершенствуют навыки произношения, мотивируют общаться, эстетически и познавательно развиваться. В зависимости от темы и цели урока, литературные произведения используются как фонетическая или речевая, в середине урока как физкультминутка для снятия усталости.

Еще одним средством, повышающим познавательный интерес в изучении иностранного языка, являются игры. Они могут использоваться в начале урока (фонетическая зарядка в виде игры), при изучении новой темы, на завершающем этапе урока, чтобы стимулировать учащихся, уменьшить напряжение, а также сменить виды деятельности. Игры должны доставлять радость, помогать тренировать языковые явления. Преимущество игр состоит в том, что все учащиеся одновременно принимают в них участие. Игры учат сотрудничеству, ответственности, соревнованию без агрессии, умению проигрывать. Наряду с этим являются перспективной формой обучения, так как благодаря им создается благоприятный климат на уроке, усиливается мотивация и активная деятельность учащихся. Темп игры возможен как медленный, так и быстрый, позволяющий охватить достаточно объемный материал. Несмотря на привлекательность и эффективность игр следует использовать их в меру, иначе возможно утомление учащихся и потеря свежей эмоциональности на уроке.

Обучение иностранному языку будет проходить успешно, если интегрировать его с другими видами деятельности, которые способствуют всестороннему становлению личности младшего школьника. Интерес к предмету повышается, развиваются музыкальный слух, память, снижается утомляемость, если использовать песни на уроке. Благодаря музыке и пению более прочно усваивается, расширяется и активизируется лексический запас, так как в тексты песен включены новые слова и выражения. Песня — стимул развития речевых навыков и умений, релаксация в середине или конце урока. Очень интересный метод работы — инсценировка музыкальных спектаклей. В конце учебного года или четверти можно проводить песенные уроки, на которых учащиеся вспоминают все ранее изученные песни.

Для формирования творческих способностей младших школьников целесообразно обращаться к стихотворениям и рифмовкам, поскольку данные формы быстро и легко запоминаются, а фонетический материал в них удобен для обработки. Использование их на уроках способствует формированию у младших школьников представлению о нравственных ценностях, о культуре поведения, об уважительном отношении к себе и окружающим.

Сегодня в обучении иностранному языку особое место занимают информационные компьютерные технологии. Использование презентаций в процессе обучения интенсифицирует овладение учебным материалом, а сами занятия переходят на качественно новый уровень. Применение компьютерных презентаций на уроках иностранного языка способствует повышению мотивации младших школьников к изучению иностранного языка, развитию их общеучебных навыков.

Сказки — эффективный способ усвоения материала и поддержания интереса учащихся начальной школы к иностранному языку. Без усилий и с удовольствием усваивается лексика, если любимые герои придут на помощь. Позволив школьникам разыгрывать какие-то небольшие сценки из сказок на иностранном языке, учитель является положительным зарядом, подпитывающим их интерес к уроку.

Как известно особенно тяжело работать в преддверии праздников или последних учебных дней. В это время эффективным может быть нестандартный урок — «рисовальный». Такой урок запомнится школьникам и будет полезным с позиции усвоения изучаемого языка. На этом уроке дети излагают содержание стихотворений или песенных текстов в рисунках. Что способствует развитию творческого воображения.

Виртуальные экскурсии по родному городу на иностранном языке заинтересуют детей необычной подачей информации. Учитель может создать небольшой фильм, в котором будут продемонстрированы фотографии города в сопровождении изученной лексики. После просмотра учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о том, что им больше всего запомнилось и понравилось.

Одним из подтверждений о том, что ребенок успешно осваивает язык, выступает умение поддерживать беседу на заданную тему. И чтобы удостовериться в этом, можно проводить уроки-интервью. Урок-интервью представляет собой диалог, в котором учащиеся обмениваются информацией. Для успешного ведения диалога дети должны владеть определенным набором клише. Тема интервью отталкивается от темы и цели самого урока, а также от поставленных задач.

На основе всего сказанного можно заметить закономерность плодотворности учебного процесса и того, насколько учитель умеет организовывать урок, выбирать формы и методы проведения занятий. Предложенные выше формы работ способствуют развитию творческих способностей младших школьников, формированию у них языковой, интеллектуальной и познавательной активности. Наряду с этим у младших школьников формируются определенные ценностные установки, толерантное отношение и уважение к народу страны изучаемого языка, появляется потребность использовать язык на практике.

 

Литература:

 

  1. Азатян С. А. Опыт развития творческого потенциала школьников на занятии иностранным языком / С. А. Азатян, О. С. Романенко, П. А. Степичев //Современные гуманитарные исследования. — М., 2012. — № 4.
  2. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. — М.: Роспедагентство, 1994. — С.47–48.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — С.19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle