Библиографическое описание:

Рындина Ю. В., Бриж С. Н. Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1534-1536.



 

В наше время очень важно, чтобы урок в начальных классах прошел интересно. Для этого мы используем разные способы: использование разнообразного дидактического материала, специального оборудования, использование нестандартных уроков. В наше время актуальным решением ряда проблем выходит проведение урока с помощью ролевой игры. Она позволяет искать средства поддержания интереса к изучаемому материалу у младших школьников во время всего занятия. Также одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Одна из форм игровой деятельности — это игра, она создает и сплачивает коллектив, позволяет проигрывать реальные жизненные ситуации. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Для детей играть — это отдыхать. Дети отдыхают и получают знания. Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, С. А.Шмаков и другие исследователи, слова «игра» и «играть» употреблять в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе и т. д. Такие обстоятельства обычно приводят к тому, что мы путаем понятия о том, что такое игра. Использование занимательных и увлекательных задач, упражнений, информативных материалов — это еще не игра. Если учитель говорит «давайте поиграем» и предлагает решить известную старинную задачу «Летела стая гусей…» или подсчитать округленно, сколько капель в воде воды, то его заявление об игре некорректно. Детям здесь приходится напряженно решать предъявленные задачи, а не играть. [4, с.285–288]. Как уже было сказано, игра — это отдых. Вспомним три основных вида человеческой деятельности: труд, учение, игра. Игра там как раз отдых и развлечение. Эти свойства и показывают игру от не игры.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения. Для урока иностранного языка хорошо подойдет ролевая игра. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», не просто заучивая их, а использовать, распределив роли в последующей подвижной игре, применять в качестве физкультминутки, в которой нуждаются маленькие дети для снятия усталости, накопившейся во время урока. Когда работаешь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста возможно использование игрушек, как при введении нового материала и его запоминании, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. Когда мы заменяем обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем томления и рассеивания внимания, обязательно при обыденном заучивании, создаем благоприятную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.

Ролевая игра помогает создать атмосферу иноязычного общения, она объединяет учеников, создает между ними новые эмоционально-коммуникативные отношения, основанные на взаимодействии на иностранном языке. Еще одна из функций ролевой игры — релаксационная. Всем известно, что большую часть времени дети проводят в школе сидя за партой, при этом они испытывают большую эмоциональную и физическую нагрузку. И игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением в школе. В игре осуществляется психологический тренинг, корректируются различные проявления личности. В связи с этим объектом исследования работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

Изучение иностранного языка — состоит не только в том, чтобы запомнить слово, фразу, но и в том, чтобы познакомиться с другой культурой, сравнить образа жизни людей в странах изучаемого языка и своей страны.

Традиционный учебный процесс не позволяет основательно закреплять знания и умения на занятиях. Ученик отвечает один раз, и учитель оценивает его ответ. Ролевые Учебные занятия, построенные на основе ролевых игр, представляют учащимся право на выбор роли, позволяют «репетировать» ее, сравнивать себя с другими исполнителями, импровизировать, предлагать иное видение изучаемых явлений. Поэтому очень важно учесть множество факторов для успешного проведения ролевой игры.

Условиями эффективной организации ролевых занятий являются:

                    владение учителем теорией и технологиями ролевых учебных занятий;

                    умение педагога моделировать каждое занятие по новому сценарию, адекватно; теме и взаимоотношениям учащихся в классе;

                    способность учителя дидактически обработать учебный материал под учебные роли;

                    адекватность содержания ролей возможностям и характеру учащихся;

                    стимулирование учащихся к активному выбору и исполнению ролей познавательными тренингами и диалогами;

                    создание открытой, непринуждённой и благоприятной для свободного общения атмосферы партнерства на уроках;

                    персонифицированный анализ результатов, показывающий ученику динамику позитивных сдвигов в его познавательной деятельности и поведения. [1, с. 40–43].

Также немаловажно продумать этапы игры. Обычно организация игры включает в себя следующие этапы:

  1.                выбор игры и ее проектирование;
  2.                предложение игры учащимися;
  3.                оборудование и оснащение игровой среды;
  4.                разбивка на команды; группы;
  5.                распределение ролей в игре;
  6.                распределение основного процесса игры и развитие игрового условия;
  7.                возможность коррекции взаимоотношений учащихся в игре;
  8.                завершение игры;
  9.                результат и анализ игры.

Игра на уроке английского языка позволяет преодолеть монотонный характер урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимального приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. [2, С. 256] Также ролевую игру можно провести на уроке по любому из английских городов, чтобы дети знали достопримечательности Англии, умели ориентироваться в этой стране.

На педагогической практике на базе МАОУ СОШ № 5 я проверила создание атмосферу иноязычного общения, объединение учеников, поддержание интереса к изучаемому материалу. Выявила уровень заинтересованности у учащихся изучения английского языка экспериментального 5 «б» класса на констатирующем этапе. Разработала и провела учебное занятие и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием цифровых образовательных ресурсов, дидактически раздаточного материала, направленных на вовлечение учащихся в устную коммуникацию.

Фрагмент моего урока показывает, как проходит ролевая игра, как дети проигрывают реальную жизненную ситуацию при этом учат новые слова, проговаривают предложения на английском языке, слушают английские тексты.

Приветствие (диалогическая речь).

— Goodmorning, children! I’m glad to see you.

— Have you ever been abroad?

— Would you like to visit Great Britain?

— Today we won’t read texts or learn dialogues. Today we will travel. Imagine that we have received an invitation letter from British students and their teacher. Let’s read it.

«Dear Russian friends,

British students in London, we would like to invite a group of 10 students from your school to visit our city. You will visit many interesting places.

You like our offer, isn't it?»

— Who wants to read the letter?

— Yes, please.

—Should we accept the invitation?

—Our friends offer us to see the pictures of the sights of this city. Unit 3 ex. 124

—Do you know how to get to London: by bus, by plane or by car?

—Let’sstart.

(учитель раздает билеты каждому ученику)

Пример:

A plane ticket to London

Name:

Surname:

Middle name:

Place 64A

— Imagine that we are on the board of the plane. (Одевает шарф стюардессы одной из авиалиний)

(Проводит аудирование)

— It will take us a lot of time to get to London. That’s why I propose to spend the time wisely. Let’s review some words that we’ll need in London. Listen to the tape and repeat after the announcer. Аудиозапись Unit 4 ex.15

— Now take the cards with Russian equivalents of the words. Translate these phrases into English.

(карточкисословами: Norman church, Buckingham Palace, Windsor Castle, St Paul’s Cathedral, The National Theatre, The Take Gallery, Hyde Park, The Victoria and Albert Museum, A shop, A supermarket)

—We are going to visit London, aren’t we? Do you know any places of interest (достопримечательностей) in this city?

(Проводитаудирование)

— Now listen to the tape and repeat after the announcer some names of the sights (достопримечательностей) of London. Аудиозапись Unit 4 ex.17

— Dear boys and girls, the flight is over. We are in the Heathrow airport. And look somebody is waiting for us.

Снимаетшарфстюардессы. [3, С. 124–125]

В экспериментальном 5 «б» классе при проведении урока, школьники были заинтересованы материалом, слушали на уроке, делились своими впечатлениями, не испытывали затруднения при анализе.

Таким образом, можно отметить, что ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра — это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

 

Литература:

 

  1.                Алимурадова, И. Б. Организация ролевых учебных занятий / И. Б. Алимурадова, А. Н. Нюдюрмагомедов // Научно теоретический журнал, 2008. — № 2. — С.40–43.
  2.                Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — С. 256.
  3.                Кузовлев, В. П. Английский язык: учеб. для 5 классов общеобр. Учреждений / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа // Просвещение, 2004. — С. 124–125.
  4.                Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — С285–288.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle