К вопросу о развитии познавательного интереса к изучению иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Колосова, К. А. К вопросу о развитии познавательного интереса к изучению иностранного языка / К. А. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1456-1458. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30546/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье рассматривается проектная методика и дискуссия как наиболее эффективные методы, которые стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учеников.

Ключевые слова: познавательный интерес, проектная методика, дискуссия.

 

Особенно значимым для любой учебной деятельности является познавательный интерес. Он делает процесс познания увлекательным, личностно значимым для обучаемого, повышает темпы и объем усвоения материала. Познавательный интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности [6]. Именно поэтому, познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе обучения иностранному языку, должны сопровождаться эмоциональными переживаниями. Для этого необходимо создание положительных эмоций. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, личностные проявления (интерес, потребности, мотивы). Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия.

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. И поэтому учитель в своей работе должен находить адаптивные психолого-педагогические аспекты. В этом помогает использование методов, которые позволяют повысить познавательный интерес к изучению иностранного языка благодаря не только нестандартной деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.

В данной статье мы рассмотрим проектную методику и дискуссию как наиболее эффективные, на наш взгляд, методы, которые стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учеников.

Для активизации речевой деятельности учащихся и формирования интереса к предмету необходимо использовать инновационные приемы обучения иностранному языку. Одним из таких приемов является метод проектов, который предполагает опору на творческую, поисково-исследовательскую деятельность школьников, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке» [8].

Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на поисково-исследовательскую деятельность, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Современный проект учащихся — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности, формирование определенных личностных качеств. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].

Существует два подхода к использованию метода проектов при обучении иностранным языкам. Первый подход подразумевает разработку проектов, не связанных с материалом учебника: учащиеся знакомятся с городом, местностью, в которой они живут, для того, чтобы рассказать об этом своим зарубежным сверстникам, тем самым, включаясь в среду социальную, разрабатывая прагматические проекты. Второй — это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника.

Положительной стороной этого подхода является постоянное обсуждение работы над проектом в классе. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, используя изучаемый язык, учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять. В процессе такого общения происходит социализация и индивидуализация личности, реализуются компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество участников в достижении целей. Педагог является посредником между учеником и пространством культуры, а урок есть целостное культурно-образовательное пространство [3]. Одним из важных моментов, по мнению Ю. В. Рындиной, является то, что «акцент делается на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть апелляция к жизненному и речевому опыту учащихся» [7].

Еще одним инновационным методом является дискуссия.

Дискуссия — это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе с целью формирования мнения каждым участником или поиска истины. Дискуссия имеет ряд отличительных черт. Во-первых, это определенная группа лиц, которая предполагает ведущего и её участников с соответствующей организацией места и времени, включающая в себя процесс направленного взаимодействия между участниками.

Данный метод основан на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем, поставленных на уроке. В целостно-педагогическом процессе он относится к методам стимулирования и мотивации познавательной деятельности, а также к словесным методам формирования сознания у учащихся.

С позиции современной концепции воспитательного процесса, дискуссию относят к методам убеждения, в основе которой лежит сформулированная К. Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельности в его самодеятельность.

Успешное участие в общении требует умений общаться во всех возможных его проявлениях. Организуя дискуссионные формы общения, учитель побуждает участников осуществлять речевое взаимодействие в условиях полилога, руководствуясь положением об основных целях обучения иностранному языку в школе. Одной из характерных черт дискуссионного обучения является реализация через коллективную учебно-познавательную деятельность. Технология представляет собой последовательность обобщенных шагов, включающих постановку и поиск формулирования, поиск идей, решений, оценка и признание найденного решения окружающими.

Выстраивая дискуссию как игровой полилог, необходимо позаботиться о том, чтобы все участники обладали соответствующей подготовкой по предмету.

Можно выделить следующие формы, активно применяемые при обучении иностранному языку:

‒          круглый стол (на равных, группа из 5 человек обменивается мнениями, высказывает позиции, точки зрения);

‒          заседание экспертной группы (4–6 участников, назначается председатель, обсуждают между собой, выступают с краткими сообщениями);

‒          форум (по форме похож с предыдущим, но только экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

‒          симпозиум (конференция по специальному вопросу, участники выступают с подготовленными сообщениями, проводится на заключительном этапе изучения темы);

‒          дебаты (обсуждение построено на основе заранее оговоренных выступлений участников двух противоположных команд и опровержений; председатели комментируют прослушанное, обмениваются мнениями и вопросами);

‒          судебное заседание (обсуждение эмитирует слушание дела в суде).

Все перечисленные формы содержат определенный набор приемов диалогического взаимодействия в поисках оптимального решения проблемы и применяются на промежуточных этапах выдвижения общего мнения, а также могут основываться на принципах организации и проведении модели дискуссии [5].

Таким образом, изучив использование метода проектов и метода дискуссии при обучении иностранному языку c целью развития познавательного интереса, мы пришли к выводу о том, что все вышеперечисленные методы положительно влияют на учебный процесс в целом. Они способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, повышают уровень мотивации к изучению иностранного языка, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учат самостоятельности, ответственности за принятие решения. Развивая познавательный интерес к изучению иностранного языка, учитель обеспечивает эффективность и привлекательность обучения для своих учеников.

 

Литература:

 

  1.      Колкова, М. К. Обучение иностранным языкам: метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов / Под. ред. М. К. Колкова.– С.-П.: КАРО. — 2003. — 320 с.
  2.      Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева.– 3-е изд., Мн.: ТетраСистемс, 2005. — 176 с.
  3.      Коджарспирова, Г. М. Педагогика: Учебник.– М.: Гардарики. — 2004. — 528с.
  4.      Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик.– М.: Московский психолого-социальный институт. — 2006–472 с.
  5.      Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2ч.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.2. — 256 с.
  6.      Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе [Текст] — № 2–3. — 2000. — с. 3–9.
  7.      Рындина, Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.
  8.      Рындина, Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, познавательный интерес, познавательная деятельность, проектная методика, дискуссия, использование метода проектов, мнение, самостоятельность учеников, участник, экспертная группа.


Похожие статьи

Формирование познавательных интересов обучающихся

Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, познавательный интерес обучающихся, Москва, проектная деятельность, возможность...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит от сформированности...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства

По мнению Кларина М. В., «исследовательская деятельность — это деятельность, в которой

Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет...

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из самых эффективных на сегодняшний день методик преподавания иностранному языку является метод проектов. Метод проектов — это деятельность учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как...

требует. Использование метода проектов в обучении. предполагает. Дисциплина «Иностранный язык».

Основные термины (генерируются автоматически): творческая самостоятельность, английский язык, метод проектов, педагогическая поддержка, развитие...

Развитие проектного метода в системе образования

технология проектирования, проектная деятельность, проектный метод, проектное обучение.

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Важное место в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании занимает воспитание самостоятельности и творческого подхода к получению знаний, стремления к...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, познавательный интерес обучающихся, Москва, проектная деятельность, возможность...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит от сформированности...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства

По мнению Кларина М. В., «исследовательская деятельность — это деятельность, в которой

Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет...

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из самых эффективных на сегодняшний день методик преподавания иностранному языку является метод проектов. Метод проектов — это деятельность учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как...

требует. Использование метода проектов в обучении. предполагает. Дисциплина «Иностранный язык».

Основные термины (генерируются автоматически): творческая самостоятельность, английский язык, метод проектов, педагогическая поддержка, развитие...

Развитие проектного метода в системе образования

технология проектирования, проектная деятельность, проектный метод, проектное обучение.

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Важное место в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании занимает воспитание самостоятельности и творческого подхода к получению знаний, стремления к...

Похожие статьи

Формирование познавательных интересов обучающихся

Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, познавательный интерес обучающихся, Москва, проектная деятельность, возможность...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит от сформированности...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства

По мнению Кларина М. В., «исследовательская деятельность — это деятельность, в которой

Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет...

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из самых эффективных на сегодняшний день методик преподавания иностранному языку является метод проектов. Метод проектов — это деятельность учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как...

требует. Использование метода проектов в обучении. предполагает. Дисциплина «Иностранный язык».

Основные термины (генерируются автоматически): творческая самостоятельность, английский язык, метод проектов, педагогическая поддержка, развитие...

Развитие проектного метода в системе образования

технология проектирования, проектная деятельность, проектный метод, проектное обучение.

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Важное место в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании занимает воспитание самостоятельности и творческого подхода к получению знаний, стремления к...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, познавательный интерес обучающихся, Москва, проектная деятельность, возможность...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит от сформированности...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства

По мнению Кларина М. В., «исследовательская деятельность — это деятельность, в которой

Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет...

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из самых эффективных на сегодняшний день методик преподавания иностранному языку является метод проектов. Метод проектов — это деятельность учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Метод проектов как средство развития познавательного интереса к истории предметного мира имеет комплексный интегрированный характер.

Реализация метода проектов в обучении английскому языку как...

требует. Использование метода проектов в обучении. предполагает. Дисциплина «Иностранный язык».

Основные термины (генерируются автоматически): творческая самостоятельность, английский язык, метод проектов, педагогическая поддержка, развитие...

Развитие проектного метода в системе образования

технология проектирования, проектная деятельность, проектный метод, проектное обучение.

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе...

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Важное место в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании занимает воспитание самостоятельности и творческого подхода к получению знаний, стремления к...

Задать вопрос