Библиографическое описание:

Минишев А. Р. Особенности идентификации (установления) личности иностранных лиц и лиц без гражданства при удостоверении доверенности нотариусом // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1318-1320.



 

The article features Identification (establishing) the identity of foreign persons and stateless persons in the power of attorney notary certification, the analysis of the problems identified in this area and ways to solve them.

Keywords: certification, personal identification, international law.

 

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или лицам для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность может быть выдана как на заключение сделок, так и на совершение иных юридически значимых действий. [2]

Доверенность является сделкой и, как любая иная сделка, должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к сделкам. Так, доверенность может быть выдана только на совершение правомерных юридических действий. Воля доверителя (представляемого) должна соответствовать его волеизъявлению.

В настоящее время в Российском законодательстве отсутствует какая-либо специальная норма, определяющая перечень документов, удостоверяющих личность гражданина. В соответствии со статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица. [4]

Из содержания вышеуказанной статьи следует вывод, что нотариусу дано право самостоятельно принимать решение о том, по каким документам устанавливать личность обращающегося к нему лица. Однако следует учитывать, что согласно пункту 2 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации в документах, оформляемых нотариусом, должны быть указаны определенные сведения о физическом лице, в частности, фамилия, имя и отчество, дата рождения, наименование документа, удостоверяющего личность и его реквизиты, адрес регистрации или преимущественного пребывания. При совершении нотариальных действий от имени иностранных граждан также указывается их гражданство.

Указанные данные наиболее полно отражены в паспорте. В реестре регистрации нотариальных действий также отражаются указанные сведения. [6]

Законодательство о нотариате обязывает нотариуса совершать нотариальные действия от имени граждан, не делая разграничения в их гражданстве.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться к нотариусу, иным уполномоченным должностным лицам для совершения нотариальных действий на территории Российской Федерации и пользоваться правами наравне с гражданами Российской Федерации. Указанный принцип национального режима закреплен в части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». [1]

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Документами, которые удостоверяют личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. [3]

В нотариальной практике возникал вопрос — вправе ли нотариусы принимать для совершения нотариальных действий паспорта и иные документы, выданные государственными образованиями, не признанными Российской Федерацией субъектами международного права. В частности, для совершения нотариальных действий представлялись документы о регистрации актов гражданского состояния; документы, удостоверяющие личность граждан; документы, подтверждающие правоспособность юридических лиц и пр. [5]

Поскольку некоторые государственные образования, в частности Нагорный Карабах, Приднестровье, не признаны Российской Федерацией субъектами международного права, возникали вопросы, должны ли считаться легитимными и приниматься российскими нотариусами документы, выданные органами самопровозглашенных государств.

Вместе с тем отказ в принятии документов непризнанных государств существенно нарушал права и интересы представивших данные документы граждан и юридических лиц. Так например, нотариусами не заводились наследственные дела, если факт смерти наследодателя подтверждался свидетельством о смерти, выданным соответствующим органом самопровозглашенного государства; не происходило удостоверение сделок, заключаемых лицами, предъявляющими для удостоверения личности физического лица либо подтверждения правоспособности юридического лица документ государства, не признанного Российской Федерацией; вызывала сомнения законность оформления наследственных прав по завещанию, удостоверенного нотариусом такого самопровозглашенного государства и т. п.

В связи с вышеизложенным в целях защиты прав граждан и юридических лиц Федеральная нотариальная палата обратилась в Министерство иностранных дел Российской Федерации с просьбой разъяснить, возможно ли принятие нотариусами Российской Федерации для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, которые не признаны Российский Федерацией самостоятельными субъектами международного права.

Министерство иностранных дел Российской Федерации дало разъяснение, что исходит из того, что международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях.

Можно сделать вывод, что в качестве критерия законности и действительности того или иного акта непризнанного государственного образования в международном праве является соответствие такого акта правам и интересам его граждан, в частности правам, которые гарантированы международным правом.

 

Литература:

 

  1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: в ред. от 31.01.2016 г. // Российская газета. — 1994. — № 238–239.
  3.      О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: в ред. 30.12.2015 г. // Российская газета. — 2002. — № 140.
  4.      Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462–1: в ред. от 29.12.2015 г. // Российская газета. — 1993. — № 49.
  5.      Тихомиров М. Ю. Доверенности. / М. Ю. Тихомиров — Издание Тихомирова М. Ю., 2016 г. — 80 с.
  6.      Беспалов Ю. Ф. Гражданское право. Учебное пособие / Ю. Ф. Беспалов, П. А. Якушев — Проспект, 2016 г. — 304 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle