Библиографическое описание:

Чарова Ю. К. Функции лидера в успешном управлении командой в организации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1399-1401.



Лидерство существует повсеместно, где есть власть и организация. Харизматические лидеры существовали во все времена. Они появлялись в тот этап времени, когда остро вставали политические, финансовые или же социальные проблемы в стране, либо, когда наставал переворот, кризис, который привел к новой власти.

Управленческая деятельность нуждается в образованных, активных кадрах, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, а также готовых проявлять инициативу и стремиться к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Изучение механизмов и следствий формирования лидерства современного человека является одной из фундаментальных научных проблем. В связи с этим, на сегодняшний день, существует необходимость в создании системы, которая будет обладать адекватными средствами оказания помощи в успешном управлении командой в организации [1].

Некоторые полагают, что лидером рождаются, а кто-то — наоборот, что лидером становятся под влиянием окружающей среды (ситуаций, общества).

Внимание к лидерству возникло еще в глубокой древности. Явление лидерства в течении многих веков тревожил сознание многих ученых.

До недавнего времени в нашем государстве не было обстоятельств для формирования лидеров и спроса на них, а значит, не было исследования вопросов, связанных с лидерством. В связи с этим большая часть работ в области изучения лидерства принадлежит западным ученым.

Впрочем, в настоящее время появляются труды российских ученых, относящиеся к проблемам лидерства.

Изучение вопросов лидерства необходимо для формирования методов успешного руководства, отбора и формирования лидеров.

Лидер не стремится к тому, чтобы собрать эффективную команду и поручить ей достижение определенной цели, никакой хороший лидер этого не может. Лидер, конечно, желает достичь цели, но он должен работать с каждым членом команды индивидуально, стремясь развить их способности к лидерству так, чтобы они, в свою очередь, овладели умением создавать эффективные команды.

Безусловно, в каждой копании есть лидер, вне зависимости от занимаемой им должности, поэтому у каждого лидера можно выделить следующие функции в организации:

‒ лидер формулирует вдохновляющие других участников группы цели;

‒ лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Он в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы группы;

‒ лидер побуждает других участников группы к определенному типу поведения и корректирует уже осуществляемое поведение;

‒ лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;

‒ лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формулирует нормы групповой культуры [2].

Механизм формирования лидерства — это способ, при помощи которого группа признает одного из своих членов лидером и наделяет (или признает) его властью. На наделение человека властью влияют следующие факторы:

‒ роль человека в решении групповых задач;

‒ роль человека в удовлетворении участниками группы своих потребностей;

‒ роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы;

‒ роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами;

‒ роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.

Брайан Трейси определяет типы лидерского поведения, в зависимости от факторов, влияющих на механизм формирования лидерства, лидер обретает свой особый стиль лидерского поведения. В зависимости от ситуации, складывающейся в группе, лидер может использовать наиболее подходящий стиль. Ему не следует забывать, что с изменением ситуации необходимо менять и стиль [3].

Существует очень много путей, которыми можно убить дух товарищества, который был или есть в команде. Но которыми не стоит пользоваться, дабы работа — главный показатель успешности человека в этой жизни. Ниже представлены рекомендации для успешного управления командой:

‒ Не следует постоянно и по любому поводу критиковать. Потому как никому не нравится критика в адрес выполняемой им работы. Критика может сформировать барьер между работниками и руководством, что очень плохо отразится на показателях.

‒ Нельзя говорить за спиной человека. Это так же относится и ко всем вашим подчиненным. Нельзя говорить одному из них о плохих показателях или чертах другого. Таким образом вы заслужите репутацию некомпетентного и «серого» человека, что никоим образом не пойдет на пользу вашей репутации [4].

‒ Нельзя говорить со своими подчиненными с точки зрения власти, которая относительно, сосредоточена в ваших руках. Это может ущемить их права и свободы, гордость. А такого рода ущемление не прощается, и грозит увольнением, иногда хороших и просто незаменимых специалистов.

‒ Стараться в курсе того, что беспокоит ваших сотрудников на данный момент, но не перебарщивайте с назойливостью. Такие движения с вашей стороны могут быть расценены ими, как вторжение на личную территорию, нарушение моральных границ, соблюдение которых является обязательным для любого человека, не зависимо от его ранга и годового оклада.

‒ Уметь признавать собственные ошибки и требовать это с остальных. Потому как если вы не сможете признать своих ошибок, соответственно, не сможете требовать этого и с остальных. Таким образом, вы «подмочите» свою репутацию честного человека. Никогда не обвиняйте в открытую ваших работников, даже если они сильно провинились. Необходимо четко и дипломатично объяснить суть создавшейся ситуации, от которой могут пострадать не только они, но вся компания в целом.

Таким образом, лидер существует ради своей роли лидера любой общности людей — группы, организации, партии, нации, государства, состоит в координации, аккумуляции потенциала данной системы ради ее нормального функционирования и беспрепятственного развития. Иными словами, лидер управляет, и оценить лидерство следует по тому, насколько эффективно он это делает — при минимальных затратах ресурсов обеспечивая максимальный эффект. Все остальные характеристики лидера и лидерства — вторичны. Потому и отличие понятий «управление» и «лидерство» относительно, поскольку, как мы неоднократно убедились, лидерство — это характеристика управленческой деятельности: хороший менеджер не может не быть также и хорошим лидером. Еще более существенно другое обстоятельство, а именно — в рамках парадигмы менеджментаXXI в., хороший управляющий в гораздо большей мере наделен лидерскими способностями, чем в прошлом веке.

Литература:

  1. Николаева А. А., Караханян К. Г. Влияние социальной идентичности на построение карьеры в управленческой деятельности / в сборнике: социально-экономические и психологические проблемы управления Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете. Под общей редакцией М. Г. Ковтунович. 2013. С. 260–270.
  2. Мирзоян В. А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства [электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=771&Itemid=52 (дата обращение 18.05.2016)

3. Брайан Трейси «Личность лидера» -М: Попурри, 2009, 50 с.

4. Дэвид Либерман «Психологические приемы управленца»-М: Эксмо, 2010, 236 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle