Библиографическое описание:

Сидоренко М. С. Разработка автоматизированной системы учета и формирование реестров по оказанной медицинской помощи по программе ОМС // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 231-234.



Рациональное использование информационных технологий в здравоохранении является актуальной задачей для медиков и регламентировано в основополагающих нормативных документах. К медицинским учреждениям предъявляется огромное количество требований в области профессиональной деятельности, финансов, со стороны общества и пациента. Практическое решение большинства проблем невозможно без информатизации медицины.

В статье автор рассказывает о разработанной автоматизированной системе, которая позволяет медицинским лечебным учреждениям вести персонифицированный учет и формировать ежемесячные реестры отчетов по оказанным медицинским услугам гражданам, застрахованных по территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Ключевые слова:автоматизация, документооборот, система, реестры, здравоохранение, ОМС.

The rational use of information technologies in a health protection is an actual task for physicians and regulated in fundamental normative documents. To medical establishments the enormous amount of requirements is produced in area of professional activity, finances, from the side of society and patient. The practical decision of most problems is impossible without informatization of medicine.

In this article the author tells about the automated system which allows medical institutions to keep the personified account and to form monthly registers of the reports on the rendered medical services to citizens insured according to the territorial program of obligatory medical insurance.

Keywords: automation, circulation of documents, system, registers, health protection, OMS.

На сегодняшний день автоматизация документооборота стала не просто средством оптимизации внутренних процессов медицинский лечебных учреждений, а существенной необходимостью.

Причин этому много. Во-первых, полученную информацию необходимо обрабатывать как можно быстрее и качественнее, иной раз информационные потоки не менее важны, чем материальные [9]. Во-вторых, утечка информации или ее попадание в чужие руки может обойтись весьма дорого [5].

Каждое медицинское лечебное учреждение рано или поздно встречается с проблемой контроля общего количества больных, хранения большого объема информации. С этого момента автоматизация становится актуальной для каждого учреждения [6]. Она необходима для того, чтобы вносить и хранить все данные и иметь возможность видеть и контролировать полную картину всех процессов, происходящих в медицинском учреждении.

Ежемесячно лечебно-профилактические учреждения (далее — ЛПУ) передают реестры медицинских услуг (далее — МУ) для обработки в страховые медицинские организации (далее — СМО). СМО передают реестры, прошедшие медико-экономический контроль в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС). ТФОМС ведет централизованный сбор и обработку реестров медицинских услуг. СМО проводят медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу реестров, экспертизу качества медицинской помощи. По результатам проведения экспертизы из СМО в ТФОМС поступают сведения об оплаченных и снятых случаях оказания МУ. ТФОМС собирает, хранит сводную персонифицированную базу данных счетов медицинских услуг[10].

Технология ведения персонифицированного учета ранее описана в работе Кобринского Б. А. [4]. В Тюменской области практическая реализация специализированного персонифицированного учета осуществлялась по разным специальностям: офтальмология [1], судебно-психиатрическая экспертиза [3], [8], нейрохирургия (в части формирования листа ожидания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи) [7], психиатрия и наркология [2].

Внедрение автоматизированной системы позволит управлять всесторонне учетом деятельности заведения, начиная от регистрации посетителей, заканчивая учетом лечения и формированием необходимых ежемесячных отчетов по оказанной медицинской помощи застрахованных по ОМС гражданам по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) в сфере здравоохранения.

Цель — разработка автоматизированной системы учета и формирование реестров по оказанной медицинской помощи гражданам, застрахованных по программе ОМС.

Система обеспечивает оперативность и упрощения учета медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями, и выполняет следующие основные задачи:

– Введение персонифицированной базы данных медицинских услуг;

– Создание, редактирование и удаление шаблона реестра счетов;

– Создание копии сформированного шаблона;

– Формирование реестра счетов для ОМС по созданному шаблону;

– Формирование реестра счетов для ОМС по заданному периоду;

– Экспорт реестра счетов в форматы XML, MSExcel, DBF;

– Импортировать в систему реестр счетов формата DBF.

Система строго придерживается к требованиям федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Для работы с системой, пользователь в первую очередь проходит аутентификацию. Если аутентификация прошла успешно, система откроет доступ пользователю для работы в ней.

Организация учета начинается с посещения пациентом регистратуры. Регистратор по поиску быстро может посмотреть, имеется ли уже пациент в базе. Для удобства динамический поиск адаптирован под разные виды запросов. Пациента можно искать как по полному, так и части ФИО, номеру карты и дате рождения.

Если пациента в базе данных система не нашла. Регистратор заводит новую электронную (амбулаторную) карту. Большая часть полей выбирается из выпадающего списка, что облегчает и позволяет сократить время создания карты. В полях, где необходимо вводить серию и номер документов, созданы маски (шаблоны), не позволяющие вводить не допустимые символы или превышать их количество. Это позволяет уменьшить количество ошибок, а, следовательно, вопросов и избежать инцидентов при формировании реестров.

Рис. 1. Электронная карта

Пользователь может адаптировать систему под себя, изменяя в расписании количество колонок (врачей) для удобного отображения и работы. Менять расположение колонок, изменять отображение интервала времени и календаря, скрывать отображение календаря и информационной части для удобного просмотра расписания.

Создав электронную карту, регистратор записывает пациента на первичный или повторный прием к врачу. Система автоматически проставляет все данные пациента при записи на прием. Если регистратор знает, какие услуги будут оказаны пациенту, он может заранее проставить, тем самым сократив время приема у врача.

Ежемесячно формируются реестры и врачам необходимо закрывать случаи, в которые входят посещения пациента за определенный промежуток времени.

Для закрытия случая в системе предусмотрена кнопка «Случаи». Врачу необходимо выбрать в календаре дату открытия и закрытия случая, посещения, входящие в установленную дату, выбрать диагноз, поставленный пациенту и закрыть случай. Система автоматически проставляет данные врача и пациента.

Со временем требования по формированию отчетов в СМО и ТФОМС меняются. Для этого в системе предусмотрен конструктор шаблонов, с помощью которого в любое время можно создать или изменить шаблон по новым требованиям. При создании шаблона, имеется возможность создавать условия для дальнейшего формирования реестра с необходимыми данными. В программе предусмотрена кнопка «Сделать копию», которая создает дубликат готового шаблона, позволяя пользователю изменить дублирующий шаблон, не потеряв старый.

В итоге, для формирования реестра, пользователь выбирает из списка созданный готовый шаблон и, задав нужный период, нажимает на кнопку «Заполнить». Система по заданному шаблону формирует и выводит данные.

Сформированный реестр можно выгрузить в форматы XML, DBF, MSExcel. Также в систему можно импортировать данные реестр формата DBF.

Рис. 2. Сформированный реестр

Подводя итоги можно сказать, что данная система позволяет аккумулировать всю информацию по обращениям пациента в ЛПУ, сокращает временной ресурс и ресурс труда, путем снижения времени подготовки отчетных форм, облегчения составления реестров счетов, уменьшение количества ошибок и снижение нагрузки на персонал.

Литература:

  1. Долгова И. Г., Малишевская Т.Н., Санников А. Г., Егоров Д. Б., Шатских С. В., Солошенко Н. Н.. Персонифицированный учет социально значимых офтальмологических заболеваний // Врач и информационные технологии. – 2014. - №2. – С.32 – 40.
  2. Егоров Д. Б., Тюрин М. В., Санников А. Г.. Комплекс программ «Психоневрологический диспансер», обеспечивающий информатизацию работы Ямало-Ненецкого окружного психоневрологического диспансера (г. Салехард) // Медицинская наука и образование Урала. - 2003. – Т.8. - №4. – С. 124-126.
  3. Зарубина Т. В., Санников А. Г.. Реализация технологии электронного документооборота в судебно-психиатрической экспертной службе Тюменской области // Вестник новых медицинских технологий. - 2008. - №3. – С. 125.
  4. Кобринский Б. А. Автоматизированные регистры медицинского назначения: теория и практика применения. – Москва: Менеджер здравоохранения, 2011. – 147 с.
  5. Малюк А. А., Пазизин С. В., Погожин Н. С. Введение в защиту информации в автоматизированных системах. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2011. – 146 с.
  6. Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е. Медицинские информационные системы: теория и практика //Под редакцией Назаренко Г. И., Осипова Г. С.Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 320 с.
  7. Орлов А. С., Санников А. Г.. Информационное обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи в нейрохирургическом отделении многопрофильного ЛПУ // Вестник новых медицинских технологий. - 2009. –Т.16. - №3. – С. 116-117.
  8. Санников А. Г., Егоров Д. Б., Долгинцев В. И.. Информационное обеспечение управления судебно-психиатрической экспертизой средствами АИС «Спэк - аналитика» // Экология человека. - 2006. – Т.6. – С. 134.
  9. Сексенбаев К., Султанова Б. К., Кисина М. К.. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Молодой ученый. -2015. - №24. - С. 191-194.
  10. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области // предоставление реестров медицинских услуг. URL: http://www.tfoms.ru/ (дата обращения: 04.05.2016 ).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle