Библиографическое описание:

Гараева М. Л. Основные аспекты развития индустрии морских контейнерных перевозок в международной логистике на примере компании «Маерск» (Maersk Line) // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 650-654.



В данной статье рассматривается роль морских международных контейнерных перевозок на примере компании «Maeрск», которая занимает лидирующую позицию в мире логистических компаний. Также в работе отмечены глобальные направления морских перевозок, в рамках которых транспортные компании организуют регулярные линии, позволяющие грузоотправителям и логистическим операторам быстро и надежно организовывать свои транспортные потоки.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, Маерск.

Внешнеторговая статистика показывает в качественном и количественном развитии, основных этапов эволюции цепей поставок международного маркетинга и логистики огромную роль и значение принадлежит морским перевозкам [1–3]. Постоянно анализируется особо современное состояние рынка морских контейнерных перевозок перспективы его развития,объекты управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции [4–6], в товаропроводящих сетях [7], разрабатываются модели взаимодействия морских портов и перевозчиков, осуществляется комплексное позиционирование России на рынке морских перевозок [8,9].

Компания Маерск (Maersk Line) является одной из крупнейших в мире логистических компаний, которая, по сути, сформировала современный вид отрасли морских перевозок. На ее примере удобно посмотреть на международную логистику в разрезе разнообразных количественных и качественных показателей и характерных особенностей. Маерск входит в одноименный холдинг The Maersk Group (A. P. Moller-Maersk Group [10]), включающий в себя помимо логистического бизнеса еще и нефте- и газодобычу, продуктовый ритейл и т. д. [http://www.maersk.com/en/industries], и по праву является одним из грандов международной логистики, как это показано в таблице ниже [11]:

Таблица 1

Крупнейшие транспортные компании мира [The Journal of Commerce, http://www.joc.com/international-logistics/logistics-providers]

Наименование

Выручка, млрд.долл. (2012г.)

Комментарии

1

DHL, Германия (принадлежит Deutsche Post)

54,985

Компания существует с 1969 года, на сегодняшний день доставляет грузы в 120 000 городов 120 стран мира. Количество офисов компании превышает 5000, численность персонала более 275 тысяч человек.

2

UPS, США

54,127

Компания United Parcel Service, Inc, сокращенно UPS основана в 1907 году в городе Сиэтле. С 1976 года компания вышла за пределы США и начала работать в Германии, а затем и в других странах Европы. С 1976 года компания вышла на российский рынок, а к 2000 году создала собственную сеть отделений. Компания имеет собственную авиационную службу, состоящую из 237 реактивных самолетов. Обслуживаются 220 различных стран по всему миру. Количество сотрудников — 395 000, из которых 318 000 работают в США.

3

FedEx, США

43,471

Компания FedEx Corporation создана в 1971 году, на сегодня обладает 379 средними и дальними самолетами и 291 ближнемагистральным самолетом. Авиация компании доставляет грузы в 211 стран мира. Начиная с 1991 года, самолеты компании летают и в Россию.

4

Маерск, Дания

40,529

Начинала она свою работу в 1904 году с единственного грузового парохода, сейчас — крупнейший в мире оператор, занимающийся контейнерными перевозками. На 387 судах перевозятся контейнеры между 40 контейнерными терминалами фирмы, размещенными по всему миру, в распоряжении компании есть также 40 судов, перевозящих нефтепродукты, и 7 супертанкеров, имеющих водоизмещение 300 тысяч тонн. В компании работает 115 тысяч человек, ее офисы находятся в 130 странах мира.

5

DB Schenker, Германия

26,100

Начала работу в 1871 году с предоставления экспедиторских услуг, еще в 19 веке компания начала перевозку сборных грузов в собственных железнодорожных вагонах и кораблях, которые курсировали между Европой и США. На сегодняшний день компания принадлежит железнодорожной компании Deutsche Bahn,. В России компания имеет 24 офиса, в которых работает 900 сотрудников

Маерск специализируется на рынке морских контейнерных перевозок и занимает на нем уверенное первое место, как это показано в таблице 2 далее [12].

Таблица 2

Крупнейшие морские контейнерные перевозчики [Киевавиа-Карго, http://www.cargo-ukraine.com/samye-krupnye-transportnye-kompanii-mira-po-itogam-2014-goda/]

Наименование

Комментарии

1

Маерск

Грузоподъемность флота -- 2,9 млн.TEU; доля рынка — 15,4 %

2

Mediterranean Shipping Company (MSC), Швейцария

Грузоподъемность флота -- 2,5 млн.TEU; в 2015 спустила на воду самый крупный в мире контейнеровоз MSC Oscar грузоподъемностью 19 224 TEU; доля рынка — 13,3 %

3

CMA CGM, Франция

Флот насчитывает 428 контейнеровозов, грузоподъемность — 1,56 млн TEU; суда ходят по 170 маршрутам между 400 портами в 150 странах; доля рынка — 9 %

4

Evergreen Line, Тайвань

Флот насчитывает 153 контейнеровоза; грузоподъемность флота -- 560 тыс.TEU

5

Hapag-Lloyd, Германия

Флот насчитывает 175 контейнеровозов; грузоподъемность 950 тыс. TEU Доля рынка — 5 %

6

COSCO Container L., Китай

Флот насчитывает 160 контейнеровозов

7

CSCL, Китай

Флот насчитывает 156 контейнеровозов

8

Hanjin Shipping, Корея

Флот насчитывает 200 контейнеровозов; грузоподъемность 626 тыс. TEU

9

MOL, Япония

Флот насчитывает 120 контейнеровозов; грузоподъемность флота -- 608 тыс.TEU

10

Hamburg Süd Group, Германия

Флот насчитывает 112 контейнеровозов; грузоподъемность флота -- 537 тыс.TEU;

Трем ведущим морским контейнерным перевозчикам принадлежат самые крупные контейнеровозы, но при этом грузоподъемность контейнеровозов весьма разнится. Ниже дана их классификация [13]:

Таблица 3

Классификация контейнеровозов [Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php]:

Класс

Грузоподъемность, TEU

Комментарии

1

Handysize

260–1000

2

Handymax

1000–1700

3

Feeder

1700–2500

4

Sub-Panamax

2500–4000

5

Panamax

4000–7000

максимальные размеры судов: длина 294 м, ширина 32,3 м, осадка 12 м, что определяется ограничениями Панамского канала

6

Post-Panamax

7000–13000

30 % всего контейнерного флота мира; получил распространения после развития морских линий, минующих Панамский канал

7

Super-Post-Panamax

13000- 16600

до 2012 г. был максимальным классом, пропускаемым Суэцким каналом, сейчас канал пропускает суда более 19000 TEU

8

Explorer

16600–18200

серия судов построенных Компанией CMA CGM. В эксплуатации четыре судна «CMA CGM Marco Polo», «CMA CGM Alexander von Humboldt», «CMA CGM Jacques Cartier» и «CMA CGM Jules Verne»

9

Triple E-Class

18200–21000

на 1 марта 2015 года работают пятнадцать судов такого класса на линии Maersk-Line AE1-AE3

10

Post-Triple E-Class

более 21000

Первое судно было построено по заказу Mediterranean Shipping Company и спущено на воду в январе

Самые крупные контейнеровозы перечислены в таблице далее [13]:

Таблица 4

Крупнейшие контейнеровозы мира [Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php]

Название судна

Тоннаж, тонн

Собственник (эксплуатант)

1

MSC Oscar

193 300

MSC

2

CSCL Globe

187 700

CSCL

3

CMA CGM Marco Polo

175 343

CMA CGM

4

Ebba Maersk, Edith Maersk, Elly Maersk, Eleonora Maersk

170 794 (каждый из четырех)

Маерск

Как упоминалось ранее, Маерск сформировала современный вид рынка морских перевозок. Все началось в 1930 г., когда она перешла от заказных перевозок из точки А в точку Б к регулярным линейным перевозкам. По состоянию на сегодняшний день в рамках международных перевозок большинство компаний-судовладельцев (операторов) водит свои суда по установленным ими (или общепринятым) маршрутам. Весь мир поделен на определенные сектора и направления транспортных потоков, например, согласно классификации Маерск выделяются следующие глобальные направления морских перевозок [http://www.maersk.com]:

1) Азия-Европа; Европа-Азия;

2) Азия-Средиземноморье; Средиземноморье-Азия;

3) Азия-Северная Америка; Северная Америка-Азия;

4) Европа-Северная Америка; Северная Америка-Европа;

5) Средиземноморье -Северная Америка; Северная Америка- Средиземноморье.

В рамках каждого глобального направления транспортные компании организуют регулярные линии, например, Маерск по направлению Азия-Европа ходит по следующим линиям: АЕ1, АЕ2, АЕ5, АЕ6, АЕ9, АЕ10; по направлению Европа-Азия Маерск ходит по одноименным линиям: АЕ1, АЕ2, АЕ5, АЕ6, АЕ9, АЕ10. Каждая линия предполагает заход в определенные, отличающиеся для разных линий порты. Для каждой линии существует свое расписание, например, линия АЕ1 (Азия-Европа) имеет следующее расписание [http://www.maersk.com]:

Таблица 5

Расписание линии АЕ1 (сайт Маерск)

Коломбо, Шри-Ланка

Феликстоу Англия

Роттердам, Голландия

Гамбург, Германия

Бремерхавн, Германия

Прибытие (день недели), дни впути

Отправление

Пнд

Ср

Пт

Сб

Вт

Кобе, Япония

Ср

18

34

36

38

40

Нагоя, Япония

Чт

17

33

35

37

39

Йокохама, Япония

Сб

15

31

33

35

37

Нингбо, КНР

Вт

12

28

30

32

34

Шанхай, КНР

Ср

11

27

29

31

33

Гонконг

Сб

8

24

26

28

30

Янтиян, КНР

Вск

8

24

26

28

30

Танджун Пелепас, Малайзия

Пт

3

19

21

22

25

Коломбо, Шри-Ланка

Вт

-

15

17

18

21

Наличие такого четкого расписания позволяет грузоотправителям и логистическим операторам достаточно надежно организовывать свои транспортные потоки посредством интермодальных перевозок: достаточно зафрахтовать себе грузоместа на нужный день недели на соответствующую линию и организовать подвоз своего груза в ближайший удобный порт.

Очевидно, что транспортные потоки по одной и той же линии в разные стороны несимметричны, поэтому порты захода отличаются, например, для линии АЕ1 Маерск Азия-Европа это Кобе, Нагоя, Екохама, Нингбо, Шанхай, Гонконг, Янтиян, Танджун Пелепас, Коломбо, Феликстоу, Роттердам, Гамбург, Бремерхавр; для той же линии АЕ1 Европа-Азия это Гамбург, Бремерхавр, Роттердам, Гавр, Коломбо, Танджун Пелепас, Гонконг, Янтан, Кобе, Нагоя, Йокохама [http://www.maersk.com].

Следует отметить, что Маерск также ввела в обиход транспортировку рефрижераторных контейнеров, для чего на всех современных контейнеровозах максимальной вместимостью свыше 15,000 TEU сейчас предусматривается 1000–1100 рефрижераторных подключений [http://www.maersk.com;].

Во всех ключевых для себя портах Маерск владеет минимум одним терминалом; в целом количество собственных терминалов превышает четыре десятка [http://www.maersk.com]. Другие компании-конкуренты в меру своих возможностей и оборота также стараются обеспечить себя собственными терминалами, т. к. наличие собственного терминала позволяет гарантировать приоритетную обработку собственных грузов, что снижает риск задержек в такелажных работах, что, в свою очередь, позволяет соблюдать сроки доставки и повышает удовлетворенность клиентов. Так, MSC (№ 2 в рейтинге, см.выше) имеет дочернее предприятие Terminal Investment Limited SA (TIL), владеющее или управляющее 29 терминалами по всему миру [http://www.tilgroup.com/about]. CMA CGM (№ 3 в рейтинге) владеет или управляет 13 терминалами в различных портах мира и т. д. [https://www.cma-cgm.com/the-group/activities/shipping/terminals].

В заключение следует отметить, что вся деятельность Маерск весьма показательна, и на ее примере можно изучать любой аспект мировой индустрии морских контейнерных перевозок. Например, Маерск первой предложила клиентам услугу доставки от дверей до дверей (Door/Ramp to Door/Ramp), полностью интегрированную в сервис по морской перевозке, реализуя ее с помощью своих местных «сухопутных» дочерних или партнерских логистических операторов, присутствующих во всех странах, в которых работает Маерск. Маерск первой озаботилась вопросом снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и даже создала отдельный раздел на своем сайте, а ее примеру последовали ближайшие конкуренты и т. д.

Литература:

  1. Воронов В. И., Воронов А. В., Ермаков А. А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90–96.
  2. Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  3. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
  4. Мацинина С. С. Анализ объектов управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 3. с. 82–85.
  5. Мацинина С. С. Организация управления интермодальными контейнерными перевозками в логистических цепях поставок продукции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. Москва. 2011.
  6. Мацинина С. С. Современное состояние рынка контейнерных перевозок перспективы его развития (основные преимущества и актуальные проблемы). РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С.81–84.
  7. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С.20–28.
  8. Лазарев В. А., Воронов В. И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 № 3, с.5–10.
  9. Воронов В. И. «Имитационная модель управления работой морского порта». Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С. П. Королева (НИУ) 2005 № 1(7) с. 42–45.
  10. http://www.maersk.com/en/industries
  11. The Journal of Commerce, http://www.joc.com/international-logistics/logistics-providers
  12. Киевавиа-Карго, http://www.cargo-ukraine.com/samye-krupnye-transportnye-kompanii-mira-po-itogam-2014-goda/
  13. Морской регистр контейнеровозов, http://www.containershipregister.nl/index.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle