Библиографическое описание:

Якубова С. С. Развитие рынка ценных бумаг в странах СНГ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1095-1097.



Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, страны СНГ, акции, облигации, корпоративное управление, инвестиции, портфельные инвестиции.

С точки зрения экономической науки фондовый рынок можно определить как социальную и экономическую функцию спроса и предложения ценных бумаг, а его международно-интегрированную форму — как одно из главных проявлений финансовой глобализации. В силу этого, можно обобщенно определить предназначение фондового рынка как особого механизма или особой системы — это предоставление благоприятных условий для сберегателей в роли инвесторов в рыночных отношениях, опосредованных ценными бумагами. Современный этап развития рынка ценных бумаг стран СНГ обусловлен переходом к рыночной экономике. В его структуре можно выделить рынок государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг, которые имеют специфические условия развития. Ключевую роль в быстром развитии фондового рынка развивающихся стран играют качество осуществляемых реформ, прогресс в совершенствовании государственных институтов и благоприятная для финансовых рынков макроэкономическая среда. При этом для этих стран критически важными с точки зрения развития их фондовых рынков были условия роста валовых сбережений и роста монетизации экономики. В странах СНГ приток иностранных портфельных инвестиций не значителен. По нашему мнению, причина слабости притока портфельных инвестиций в развивающиеся страны кроется в политических и макроэкономических условиях развития, а также в системе собственности, ориентированной на стратегически-портфельных инвесторов (держатели контрольных пакетов акций в компаниях), осуществляющих прямые инвестиции, т. е. прямые иностранные инвестиции. Такая причина характерна и для Узбекистана. В целом, характеризуя фондовые рынки стран СНГ, можно констатировать, что им свойственна неразвитость инфраструктуры, ограниченная ликвидность значительной доли фондовых активов, а также отсутствие в большинстве случаев национального рынка производных финансовых инструментов. Торговля акциями лишь в некоторых странах обогнала торговлю государственными ценными бумагами как основной сегмент рынка, государственные облигации по прежнему сохраняют доминирующую позицию. Странам СНГ необходим такой экономический рост, который сопровождается модернизацией экономики, развитием современной обрабатывающей промышленности, что возможно лишь в условиях масштабного использования прямых иностранных инвестиций. Несмотря на заметный рост активности на фондовых рынках стран СНГ, и в частности на рынке акций, основной рост обеспечивается за счет нескольких акций или сделок. Определяющую роль на фондовых рынках стран СНГ играют акции ограниченного круга компаний, что в принципе придает уже упомянутый олигополистический характер фондовому рынку на постсоветском пространстве и повышает риски данного рынка. Эта особенность характерна не только для отстающих по уровню развития стран, но и для Украины и Казахстана. На 10 крупнейших компаний на фондовом рынке в странах СНГ приходится доминирующая доля капитализации и рыночных торгов. Фондовые рынки стран СНГ (несмотря на достаточно значительную их дифференциацию) находятся на низком уровне развития, что открывает, однако, перспективы для их роста. Вместе с тем, особенности устройства экономик стран СНГ выступают значительным тормозом на пути развития фондовых рынков. Среди таких факторов можно назвать наличие неформальных институтов, высокую долю теневой экономики, слабое регулирование фондовых рынков.

На основе проведенного анализа разработаны следующие научные предложения по дальнейшему развитию фондового рынка стран СНГ:

– совершенствование законодательной базы и регулятивной системы фондового рынка, а также ввод новых инструментов финансового рынка;

– создание конкурентных институтов индустрии фондового рынка;

– совершенствование структуры акционерной собственности и стимулирование выхода узбекских компаний на международно-интегрированные рынки ценных бумаг;

– обеспечение широкого доступа населения, малого и частного бизнеса к фондовому рынку, усиление на этом основании их присутствия в корпоративной политике управления компаниями и, как следствие, взаимосвязанной деятельности частного бизнеса и крупных компаний;

– развитие системы информационно-образовательной поддержки инвестиций в реальный сектор через фондовый рынок, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов рынка;

– для повышения профессиональной деятельности на фондовом рынке банкам необходимо оказывать комплексный пакет инвестиционных услуг, в который предлагается включить такие направления как индивидуальное банковское обслуживание в области финансовой аналитики и исследований; депозитарные, посреднические, консультационные услуги;

– разработать концепцию развития национального фондового рынка. В рамках концепции механизм осуществления приоритетных направлений государственной политики предполагает реализацию комплекса мероприятий, разработанных с учетом международной практики и на основе результатов наших исследований, которые направлены: на рост эмиссионно-инвестиционного потенциала фондового рынка, обеспечивающего расширение внутреннего спроса на ценные бумаги как инструмент долгосрочных инвестиций; на снижение рисков, в первую очередь, инвестиционного риска; на достижение эквивалентности фондового рынка и реальной экономики; на обеспечение устойчивого функционирования фондового рынка как элемента макроэкономической стабильности, т. е. на достижение полноты выполнения рынком социальных и экономических функций в целом;

– в целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо: повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями; снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке; развитие и совершенствование корпоративного управления; принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

– повышение уровня знаний населения о фондовом рынке, о рисках, связанных с инвестированием в ценные бумаги, в том числе: организация циклов специальных программ и передач на телевидении и радио, регулярная публикация в печатных СМИ материалов по развитию рынка ценных бумаг; просветительская работа среди школьников и студентов;

– дальнейшее совершенствование нормативных актов, регламентирующих правила биржевой торговли, а также совершенствование технологий расчетов и клиринга, направленное на упрощение и повышение надежности вложений инвесторов в ценные бумаги;

– развитие информационной базы фондового рынка, в том числе: повышение уровня информационности сайта фондовой биржи; развитие информационно-аналитических каналов, освещающих фондовый рынок.

Литература:

  1. Жуков Е. Ф. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для вузовМосква: Юнити-Дана, 2002, 399 с.
  2. Бутиков И. Л. Институциональное развитие рынка ценных бумаг в Узбекистане.«Экономика и финансы».- Москва. — 2009. — № 4
  3. www.businesstat.ru/‎
  4. www.webeconomy.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle