Библиографическое описание:

Сотникова Н. В. Правила оценки заявок // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1354-1358.



Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые повлекли за собой множество изменений процесса оценки государственных закупок [2].

Критерий — это признак, основание или правила, на основании которого принимается решение по оценки чего-либо по предъявленным требованиям.

Значимость критерия — это вес критерия, оценки выраженный в процентах.

Коэффициент значимости критерия оценки — это вес критерия оценки в совокупности всех критериев, деленный на сто.

Оценка — это процесс, в котором в соответствии с законодательством о закупках определяется победитель.

Рейтинг заявки участника по критерию оценки — это оценка в баллах, которую получает участник по результатам оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Цена — это экономическое явление, которое определяет соотношение обмениваемых благ и характеризующее их.

Критерий оценки — показатель оценки заявок, который предусмотрен порядком оценки окончательных предложений.

На сегодняшний день согласно законодательству Российской Федерации критерии оценки заявок подразделяются на стоимостные и нестоимостные компоненты, которые можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Критерии оценки заявок

Ранее для оценки заявок использовались следующие критерии:

– Цена контракта;

– Функциональные или качественные характеристики товара;

– Качество работ или услуг;

– Квалификация участника конкурса, торгов;

– Расходы на эксплуатацию товара;

– Расходы на техническое обслуживание;

– Сроки поставки, выполнения или оказания;

– Сроки предоставления гарантий качества;

– Объем предоставления гарантий качества.

Для всех признаков используется согласно законодательству Российской Федерации 100-балльная система оценки поступивших заявок. Для принятия решения о победителе государственных закупок первостепенным признаком оценки является «цена».

Также согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сегодняшний день из первых признаков оценки может оказаться «стоимость жизненного цикла», если предполагается заключение «контракта жизненного цикла», который подразумевает покупку товара, его обслуживание, ремонт и при необходимости утилизацию [2].

Заказчик имеет право на основании законодательства Российской Федерации заменить критерием «стоимости жизненного цикла» остальные признаки оценки.

Согласно законодательству Российской Федерации изменились значения стоимостных критериев, которые приведены в следующей таблице:

Таблица 1

Предельные величины значимости критериев оценки

Минимальное значение стоимостных критериев (40 %) установлены для таких видов предмета договора, как:

– Создание документов, которые регламентируют сферу образования и воспитания;

– Аварийно-спасательные работы;

– Реставрация памятников культуры и исторического наследия;

– Медицинские, образовательные и юридические услуги;

– Услуги специализированных учреждений.

Процентное соотношение 30/70 устанавливается согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для следующих объектов закупки:

– Проведение экспертизы чего-либо;

– Работы по созданию, обслуживанию информационных систем и официальных сайтов государственных органов и учреждений.

Максимальное значение (80 %) нестоимостных критериев относится к следующим объектам договорных отношений:

– Финансирование показа или проката отечественной кинематографии;

– Выполнение технологических работ или НИ ОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

– Исполнение, как результат интеллектуальной деятельности.

По нестоимостным критериям оцениваются в 100 % поданные заявки содержащие следующее:

– Создание произведений литературы и искусства;

– Создание памятников архитектуры;

– Градостроительство;

– И так далее согласно Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2015г. [1].

Во всех случаях критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт» входит в общую оценку значимости величин и не должен превышать критерий «цена контракта».

Порядок расчета значимости критериев оценки закреплен в «Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» количество баллов по критериям «цена договора» и «стоимость жизненного цикла» рассчитывается по формуле:

В случае если минимальное предложение из всего списка представленных заявок меньше нуля, то используют следующую формулу:

Количество баллов по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт» согласно Правилам оценки заявок рассчитываются по следующей формуле:

Если все предоставленные заявки содержат одинаковые предложения, то оценка не проводиться, значимость прибавляется к значимости критерия «цена контракта».

Заказчик может установить показатели для нестоимостных критериев, которые раскрывают содержание показателя и учитывают особенности процесса оценки закупаемых объектов. Для каждого подобного показателя устанавливается следующее:

– Значимость показателей, сумма которых должна равняться 100 %;

– Индикаторы, в соответствии с которыми будет производиться оценка;

– Значения индикаторов оценки:

• Предельно необходимые значения;

• Шкала возможных значений показателей, для использования которой заказчик должен указать количество баллов присуждаемых за определенные значения индикаторов.

В показатель критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» могут входить следующие индикаторы:

– Качество товара, работ или услуг;

– Функциональные или потребительские свойства объекта закупок;

– Соответствие экологическим требованиям.

Показателями критерия «квалификация участников закупки» являются следующие индикаторы:

– Квалификация трудовых ресурсов;

– Опыт участника закупки;

– Обеспеченность материально-техническими ресурсами;

– Обеспеченность трудовыми ресурсами;

– Деловая репутация участников торгов, закупок.

Если лучшим условием исполнения договора является наименьшее значение критерия, то используется для вычислений следующая формула:

Если же лучшим условием для заказчика является наименьшее значение критерия, но установлено предельно необходимое минимальное значение, то используются следующие формулы:

Если для исполнения договора лучшим условием является наибольшее значение критерия, то используется следующая формула:

Если же для заказчика лучшим условием является наибольшее значение критерия, но установлено предельное необходимое максимальное значение, то используются следующие формулы:

Количество баллов, которые приравниваются заявке по вышеуказанным критериям, вычисляется как среднее арифметическое оценок всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявкам по каждому критерию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ имеет право предъявить дополнительные требования к участникам процедуры закупок отдельных видов товаров, работ или услуг, закупки которых проходят:

– Ограниченным участием;

– Закрытым конкурсом;

– Аукционом;

– Двухэтапным конкурсом;

– Закрытым конкурсом с ограниченным участием;

– Закрытым двухэтапным конкурсом [1].

Среди дополнительных требований можно выделить наличие следующего:

– Денежных ресурсов для исполнения условий договора;

– Наличие необходимого оборудования;

– Опыта работа связанного с предметом договора;

– Необходимое число специалистов, определенного уровня квалификации для исполнения условий договора.

Но также нужно отметить, что дополнительные требования, которые предъявляются к участникам процесса закупки отдельных видов товаров, работ или услуг специализированного характера, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].

В данных случаях такие требования не используются в качестве критериев оценки заявок участников процесса закупки.

Таким образом, можно сделать вывод что «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяют порядок оценки окончательных заявок в целях выделения лучших из всего списка представленным участниками, а также устанавливают предельные значения значимости каждого критерия оценки. Данные Правила входят в основу нормативно-методической базы, которая регламентируют документационное обеспечение процесса государственных закупок.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);

3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.garant.ru (дата обращения 10.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle