Библиографическое описание:

Рацлав В. В., Боровская С. Н. Современный подход к совершенствованию системы образования в области дисциплины по БЖД в вузах // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1531-1534.



XXI век называют веком высоких скоростей и постоянных изменений. Эти изменения ставят перед социумом задачу рационального и продуманного формирования техносферы, которая обеспечивала бы человеку и природным экосистемам благоприятные условия существования, что, в свою очередь, предполагает создание комплексной системы обеспечения безопасности жизни и деятельности. Необходимость реализации данных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки программы подготовки специалистов, способных решать их квалифицированно. Несмотря на положительные результаты, уже достигнутые образовательной системой в этой области, важно отметить, что актуальность совершенствования образовательного процесса в вузе не уменьшилась, а наоборот возросла. Причиной этого являются всё возрастающие техногенные нагрузки на человека: расширение круга, уровня и видов опасностей и угроз в системе «человек — природа — общество». Эти факторы требуют повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе роста мировоззренческой культуры безопасности жизнедеятельности. Реализации этих целей может содействовать высокий уровень информационно-коммуникационных технологий, который параллельно с развитием информационной индустрии, во всех сферах жизни, вносит существенные коррективы и в систему высшего профессионального образования. Эти изменения затрагивают все элементы вуза — от финансирования и управления до содержания образования, методов и форм оценки результатов. Эти изменения происходят на фоне решения проблемы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности и непосредственно связаны с проблемой построения информационной образовательной среды в образовательном учреждении [5].

В настоящее время безопасность жизнедеятельности выделена в самостоятельную область научного знания и на её основе сформировано содержание и структура новой образовательной области. Как самостоятельный предмет «Безопасность жизнедеятельности» возник относительно недавно. Тем самым, разработка современных подходов к интенсификации образовательного процесса в высшей школе представляет собой задачу актуальную и своевременную.

В Украине процесс становления безопасности жизнедеятельности, как самостоятельного предмета происходил постепенно. Первые пять лет после провозглашения независимости Украины (1991–1995 годы) характеризуются как период становления образовательного направления «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе. В этот период был разработан и издан целый ряд обучающих пособий для высших учебных заведений, а также учебники для средней школы. Это послужило началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний — «Безопасность жизнедеятельности». В настоящее время, система высшего образования Украины переживает период активного реформирования, обусловленного переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности. Осуществляемые преобразования определяют существенные изменения в целях, задачах, структуре и содержании системы высшего педагогического образования. Эти изменения подготовки современного специалиста требуют пересмотра содержания профессионального образования, повышения степени его вариативности как необходимого условия эффективной самореализации выпускника [3].

Сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизни каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего педагога, обладающего качествами личности безопасного типа поведения. Особое значение в подготовке студентов имеют разного вида практики. Практика способствует формированию и развитию знаний, умений и навыков, формированию компетенций, профессиональных качеств личности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности, а также даёт возможность студенту проявить себя специалистом в дано сфере, что способствует развитию у студента таких качеств, как умение транслировать и проектировать полученные в университете предметные знания населению и подрастающему поколению.

На современном этапе, профессиональное гуманитарное образование ставит определенные научные и педагогические задачи, отражающие специфику этой сферы деятельности, требующей ускоренного внедрения новых современных образовательных технологий и методических систем. Для этой цели наиболее широко пользуются классическими методами обучения: научными, исследовательскими, учебно-практическими, учебно-теоретическими. Также важными являются средства обучения, которые, в свою очередь, делятся на дидактические средства обучения, средства технического обучения и материально-технические средства. Наряду с традиционными дидактическими (учебники, научная литература, справочники, нормативно-технические документы и др.) и техническими средствами (лабораторное оборудование, тренажеры и др.), широкое использование получили персональные компьютеры и интерактивное мультимедийное оборудование (виртуальные доски, средства аудиовизуальной демонстрации и др.), а также электронные системы дистанционной поддержки предметной подготовки студентов.

Наибольшее распространение в самостоятельной подготовке студентов получили компьютерные on-line тесты, являющиеся как средством контроля, так и средством получения новых предметных знаний.

По свое сути, гуманитарное образование является одним из факторов экономического развития общества и основой духовности, духовной безопасности человека. Гуманитарное знание на сегодняшний день — знание, которое не имеет смысла вне человека и его деятельности. В этой связи следует выделить основные элементы методической системы обучения безопасности жизнедеятельности которые используются в вузах гуманитарного профиля: целевой компонент, мотивационный компонент, проектировочный, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

В данный момент в Украине сложились такие социально-экономические условия, которые предъявляют к профессиональному образованию в области безопасности жизнедеятельности определенный спектр требований, который реализуется целями и задачами высшего профессионального образования в университете, определяет профессионально-значимыме качества личности специалиста безопасности жизнедеятельности на основе социального заказа на подготовку такого специалиста. Предполагается:

‒ формирование знаний, умений, компетенций и ценностей в области опасностей и угроз в окружающей человека природно-социальной среде и техносфере;

‒ выделение значимой части знаний на самоподготовку;

‒ формирование культуры поведения безопасности жизнедеятельности;

‒ формирование профессиональной готовности к образованию в области БЖД;

‒ ведение научно-практической деятельности в области техносферной безопасности предполагает создание комфортного жизненного пространства человека, не оказывающего негативного влияния на природно-социальную среду.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Информация быстро устаревает и нуждается в обновлении, соответственно обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Отсюда вытекает следующая проблема, решение которой подразумевает формирование таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию. Необходимо развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Для выполнения этой задачи большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившихся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности [1].

По данным В. Г. Ждановой и Г. А. Костецкой сокращается количество аудиторных занятий, увеличивается удельный вес самостоятельной работы, которой в трудоемкости учебной дисциплины отводится существенное место. Многие специалисты указывают на то, что сейчас изменилось не только количество занятий, но и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя уже не состоит исключительно в трансляции знаний. Преподаватель современности — это организатор и руководитель, который направляет в нужное русло самостоятельную работу обучаемого и контролирует качество ее выполнения.

Преподавателям высшей школы, как и всем другим, важно помнить, что практическое применение принципа гуманизации образования сегодня заставляет их рассматривать свою собственную педагогическую деятельность как процесс целенаправленного активного взаимодействия со студентами, целью которого является становление последних как личностей и профессионалов. Именно в этом кроется принципиальное отличие гуманистической педагогики от педагогики авторитарной, где содержание педагогической деятельности определяется понятием воздействие. В ходе педагогической деятельности преподаватель выступает как субъект, целенаправленно взаимодействующий с другими субъектами (студентами), удовлетворяя свои потребности и создавая условия для удовлетворения потребностей обучаемых [6].

Все эти факторы образуют новый стандарт образования, который дает достаточно большую свободу, но для администрации вузов, факультетов и каждого конкретного преподавателя данная свобода, в первую очередь — ответственность. Если раньше, дидактические единицы четко определяли тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», то сегодня содержание определяется компетентностями и конкретным результатом. Поэтому важно спроектировать содержание курса таким образом, чтобы студент смог охватить максимальный спектр знаний о современных опасностях и угрозах, а вместе с этим и постичь способы противодействия им.

Данная дисциплина включена в список обязательных для изучения на всех факультетах университета, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и входит в базовый компонент. Конечная задача при изучении курса БЖД состоит в формировании определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты. Также формирует мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум будущих специалистов в области БЖД на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и, таким образом, обуздать стихийные процессы [4].

Следует указать и на трудности, сопутствующие процессу обучения, которые связаны со слабой подготовкой к выполнению самостоятельных работ, низкой мотивацией, недостатком навыка работы с литературой, отсутствием интереса к выполняемой работе, нечеткими критериями оценки качества самостоятельной работы. Часто виды самостоятельной работы становятся однообразными и не обеспечивают в полной мере овладение умением решать профессиональные задачи. А ведь главный вопрос состоит именно в том, чтобы «научить» действиям при ЧС различного характера. Непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области безопасности жизнедеятельности актуально и целесообразно, ведь количество угроз и опасностей в современном мире неуклонно растет и, чем стремительнее будет развиваться наука и общество, тем больше потенциальных опасностей и угроз будет возникать. Повышению квалификации содействует разработка и создание учебной литературы нового поколения — литературы соответствующей современной законодательной базе Украины и международных сообществ, направленной как на теоретическое, так и практическое освоение курса, в том числе электронных учебников. Разработка новых подходов к самостоятельной работе студентов (в том числе в дистанционном формате) [2].

Индикатором успешности образования в области БЖД является результативно-оценочный компонент, который позволяет определить соответствие уровня подготовки выпускника университета требованиям к личности и профессиональной деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности: образованность, воспитанность; уровень развития мировоззренческих установок; развитие интеллектуальных качеств; грамотность; развитие культуры безопасности и его профессиональную готовность и компетентность.

Следовательно, в процессе подготовки студентов в области БЖД происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие личности, её социализация и совершенствование профессионализма в образовательном пространстве БЖД, что обусловливает становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением, активно реализующей свои творческие силы и способности в профессиональной деятельности, и является важным условием успешного развития методической системы БЖД на современном этапе развития высшего профессионального образования.

Литература:

  1. Быков В. И. Совершенствование процесса преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» / В. И. Быков, А. С. Кожемякин. // Безопасность жизнедеятельности. — 2007. — № 5. — С. 28–29.
  2. Жданова В. Г. Активизация познавательной деятельности студентов высшей школы / В. Г. Жданова. // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы. — 2004. — № 5. — С. 471–476.
  3. Ильенко А. Г. Новые подходы к определению направления улучшения состояния безопасности жизнедеятельности в Украине / А. Г. Ильенко. // Безопасность жизнедеятельности. — 2006. — № 9. — С. 32–34.
  4. Костецкая Г. А. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов / Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева. // Научно-технические ведомости СПбГПУ Серия «Гуманитарные и общественные науки». — 202. — № 48. — С. 54–60.
  5. Кондрацкая Б. Г. Особенности подготовки студентов к преподаванию безопаснсти жизнедеятельности / Б. Г. Кондрацкая. // Безопасность жизнедеятельности. — 2007. — № 7. — С. 42–43.
  6. Лапин В. М. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» как фактор формирования у студентов гуманистического мировоззрения до безопасности человечества / В. М. Лапин. // Безопасность жизнедеятельности человека как условие стабильного развития современного общества. Материалы 1-й международной конф.. — 2009. — № 2. — С. 256–260.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle