Библиографическое описание:

Исматов Р. О., Мирзаабдуллаева Г. М. Повышение эффективности управления по привлечению инвестиций в региональную экономику // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 767-769.



В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источников финансирования, в том числе доля иностранных инвестиций и кредитов в структуре их видов. Даны конкретные предложения и изучены пути решения проблем.

Ключевые слова: инвестиция, иностранные инвестиции, инновационные процессы, инвестиционный климат, инвестиционная политика, экономический рост.

В условиях модернизации экономики суть государственной научно-технической политики заключается в оказании помощи при осуществление научно технологических исследований и инновационных процессов, которые смогут быстро удовлетворить внутренний спрос, конкурировать на мировом рынке и дать возможность глубоко обновить экономические отрасли.

Инвестиции являются основным средством оснащения современными техниками и технологиями, а также восстановления научно-технических, производственных и умственных возможностей. Именно благодаря зарубежным инвестициям национальная экономика оживает, и промышленность специализируется на производстве современных, конкурентоспособных товаров. Это в свою очередь приводит к созданию новых рабочих мест и к решению существующих экономических и социальных проблем в стране.

Упорядочение государством инвестиционных отношений осуществляется путём создания правовых условий, гарантирующих их деятельность, страхованием объектов и другими средствами в социальных или государственных интересах.

Мировая практика показывает, что занимаемое место и количество иностранных инвестиций в экономике страны определяет удобство инвестиционного климата в данной стране.

Этот климат во многом оценивается по признакам государственной политики по отношению к иностранным инвестициям и по упорядочению государством внешнеэкономической деятельности.

Меры, которые принимаются в нашей республике по углублению экономических реформ, по обеспечению независимости экономики и по защите прав собственности благоприятно влияют на улучшение инвестиционного климата страны и привлечению зарубежных инвестиций, количество которых растёт из года в год.

Экономическая рентабельность нашей страны и его отдельных регионов зависит от показателей и объёма инвестиционной политики. Инвестиции являются важным средством сокращения региональных различий и непропорциональности в социально-экономическом развитии способствующий рационально использовать природно-экономические и трудовые ресурсы и этим усовершенствовать региональный состав экономики.

Нынешний уровень формирования инвестиционного климата в регионах объясняется переходом на путь экономического роста. Такой рост требует создания и осуществления отдельной инвестиционной политики, которая должна опираться на практику развитых стран, инвестиционным ресурсам и иностранным инвестициям как возможность привлечения дополнительного капитала. Без привлечения иностранных инвестиций невозможно организовать производство, отвечающее современным требованиям.

Если на основании региональной инвестиционной программы Наманганской области в 2014-году планировалось осуществление прямых иностранных инвестиции на сумму 16,3 млн. долларов по 12 основным и по 6 приоритетным проектам, то по итогам года фактически по основным и дополнительным проектам были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 16,6 млн. долларов.

Таблица 1

Структура Внутреннего регионального продукта по экономическим отраслям (в процентах)[1]

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Объем ВРП (млрд. сумов)

1045,0

1449,7

1872,5

2790,3

2944,4

1872,0

4969,4

6016,2

Темп роста

109,5

112,3

109,9

112,4

110,0

110,0

111,2

109,5

Структура ВРП

100

100

100

100

100

100

100

100

Промышленность

8,0

7,3

6,7

9,1

9,9

11,3

10,8

11,4

Сельское хозяйство

38,6

36,4

33,9

34,6

34,4

34,2

36,8

34,9

Строительство

7,4

6,7

6,4

7,4

7,8

6,9

7,0

7,1

Торговля и общественное питание

10,0

9,0

8,3

10,4

9,2

8,8

8,9

9,3

Другие виды обслуживания и чистые налоги

36,0

40,5

44,5

38,5

38,7

38,7

36,5

37,3

Доля ВРП в ВВП Республики

3,7

3,7

3,8

3,9

3,8

3,8

4,2

4,3

Активизация потока внутренних и внешних инвестиций по развитию экономики регионов является основным механизмом поднятия экономического развития на новый уровень. Поэтому развитие экономики требует широкомасштабных инвестиций. Для модернизации производственных сил и обновления основных средств в регионах республики существует необходимость мобилизация больших капиталовложений. Для этого и в регионах республики уделяется много внимания по привлечению зарубежных инвестиций.

Несмотря на то, что Наманганская область по показателям привлечения иностранных инвестиций занимает нижние места в республике, тем не менее, обеспечивается стабильный рост всех отраслей экономики (1-таблица).

По анализированным годам по отраслям экономики Наманганской области привлечено свыше 330,7 млн. долларов иностранных инвестиций. Из них 138,0 млн. долларов прямых иностранных инвестиций.

За 7 лет при помощи иностранных инвестиций были организованы 38 предприятий, в 2014-году их число достигло 64 и по показателям выросло на 120,7 процентов. Если рассмотреть предприятия в разрезе районов, можно увидеть своего рода непропорциональность. 58 процентов предприятий организованных при участии иностранных инвестиций расположены в городе Наманган, в районах Наманган и Поп, а в других районах его удельный вес остаётся низким. Это в свою очередь негативно влияет на увеличение экономического потенциала региона, на переоснащение и модернизации техники и технологии. Одновременно в увеличении экспортных показателей области сокращается доля районов, в которых количество предприятий с участием иностранных инвестиций ниже среднего показателя.

С участием иностранных инвестиций было организовано производство новых видов продукций, таких как шёлковые продукции, переработанные овощи и фрукты, автомобильные фары, детали и запчасти, обувь, пряжа, махровые полотенца и халаты, швейные и чулочно-носочные изделия, а так же медикаменты, стройматериалы (пенопласт, электроды, профнастил), шёлковые ковры и т. д. Если в 2008 году удельный вес товаров произведённых этими предприятиями составлял 14,3 процентов от общего объёма продукций произведенных в области, то в 2014 году этот показатель достиг 25,2 процента. В течение этого периода предприятиями с иностранным капиталом было экспортировано товаров и услуг на сумму 252,4 млн. долларов, этот показатель в течение семи лет вырос 4,5 раза.

Доля предприятий с участием иностранных инвестиций в экспорте области за семь лет выросла с 27,8 процентов до 51,1 процента. Если анализировать формирование ресурсов общих инвестиций привлечённых в экономику регионов по видам, то видно, что в составе внедренных инвестиций в экономику Наманганской области доля зарубежных инвестиций и кредитов снижается в соответствии показателями республики (2- таблица).

Таблица 2

Динамика привлечения иностранных инвестиций вэкономику Наманганской области (в процентах)[2]

Показатели

Регионы

Годы

Изменения +,— за 2009–2014 годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Удельный вес зарубежных инвестиций в объёме общих инвестиций

Республика Узбекистан

32,4

28,8

25,3

22,0

23,1

21,2

—11,2

Наманганская область

4,3

6,5

5,2

4,6

7,7

24,0

19,7

Удельный вес прямых зарубежных инвестиций в объёме общих инвестиций

Республика Узбекистан

27,8

25,1

20,4

16,9

16,9

15,4

—12,4

Наманганская область

2,6

5,0

4,3

4,0

3,2

2,3

-0,3

Удельный вес прямых зарубежных инвестиций в объёме общих зарубежных инвестиций

Республика Узбекистан

85,9

87,0

78,8

79,0

72,0

75,0

-10

Наманганская область

67,8

77,4

83,1

85,8

40,9

9,5

-58,3

По данным 2 таблицы видно, что удельный вес иностранных инвестиций в объёме общих инвестиций внедренных в экономику Наманганской области за 2009–2014-годы вырос с 4,3 процента до 24,0 процентов. Причиной такого резкого роста является высокий объём государственных гарантий в составе привлеченных иностранных инвестиций, но в месте с тем объём прямых инвестиций снижен с 2,6 процента на 2,3 процента. В удельном весе иностранных инвестиций доля прямых иностранных инвестиций снизалась 67,8 процентов до 9,8 процента. В удельном все общих инвестиций республики доля иностранных инвестиций снижена с 32,4 процента в 2009 году до 21,2 процента 2014-году.

Наши исследования показывают, для привлечения иностранные инвестиции в экономические отрасли Наманганской области должны быть решены следующие вопросы:

− стимулировать деятельность банков, инвестиционных фондов, страховых и лизинговых компаний и развивать их деятельность в осуществлении инвестиционных проектов;

− развивать деятельность консалтинговых, маркетинговых и юридических центров по усовершенствованию знаний предпринимателей, в том числе по увеличению их опыта по инвестиционным проектам и юридическим знаниям;

− осуществлять постоянный контроль со стороны региональных органов управления за коммерческими банками, региональными торгово-промышленными палатами и другими организациями ответственными в оказании реальной помощи предпринимателям в разработке инвестиционных проектов;

− проводить глубокий анализ со стороны региональных органов управления и коммерческих банков финансово-экономического состояния инициаторов проектов по внесению их в программу социально-экономического развития региона;

− При формировании финансовых ресурсов основными задачами является, сокращение до минимума риска потерь капиталовложений, удержание нынешней стоимости товаров и капитализация.

Инвестиционный капитал, состоящий из различных финансовых ресурсов, в том числе из иностранных инвестиций и кредитов, в связи общедоступностью, надёжностью, а также из-за ограниченной, активной и незащищенной сложной структуры, чутко реагирует на налоги, таможенную политику и другие факторы.

При анализе внутренних и внешних инвестиционных возможностей оценки, выбора и реализации инвестиционных проектов осуществляемых в Наманганской области рекомендуется:

  1. Во-первых, целесообразно проводить оценку каждого привлечённого финансового ресурса по теории временной стоимости денег.
  2. Во-вторых, рекомендуется проанализировать неопределенности по проекту, определить пути уменьшения сокращения рисков и заранее распределить их между членами инвестиционного проекта.
  3. В-третьих, требуется пользоваться чистой дисконтированной нормой, сроком окупаемости и другими стандартными методами для оценки рентабельности инвестиционных проектов.
  4. В-четвёртых, проводить оценку базы ресурсов для определения цены привлечения и применения решений по инвестиционным проектам финансируемых собственными средствами, капиталом зарубежных партнёров и международных финансовых институтов.

Литература:

  1. Р. Исматов, Н. Наримонов. Худудлар иқтисодиётига инвестициялар жалб қилишни самарали бошқариш. Ўзбекистонда молиявий секторни ролини оширишва унда илғор хориж тажрибасидан фойдаланиш.Халқаро илмий амалий конференцияси материаллари тўплами.II қисм. 498 б. Тошкент, 2015 й.
  2. Статистический сборник. Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике. Т.: 2015.
  3. Статистический сборник. Статистического управления Наманганской области. Н.: 2015.

[1] Разработано автором по статистическим данным экономического управления Наманганской области

[2] Разработано автором по статистическим данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle