Библиографическое описание:

Ахмедов О. Т. Вопросы привлечения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 595-597.



В статье раскрыта роль малого бизнеса и частного предпринимательства в развитии экономики страны. Рассмотрены вопросы внедрения инвестиций в субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства.

Ключевые слова: рыночная экономика, экономический прогресс, инвестиции, малый бизнес, частное предпринимательство, рентабельность.

Для каждого государства, экономика которого основана на рыночных отношениях, малый бизнес и частное предпринимательство является одним из основных секторов и, естественно, вопросы инвестирования этого сектора экономики считаются одними из приоритетных.

В экономически развитых странах мира, таких как США, Англия, Италия, Япония пользование инвестициями поставлено на высокий уровень. Например, всем известный факт, что экономическое развитие США связано с инвестициями Нидерландии, Англии, Канады, Германии и т. д.

В данное время в республике Узбекистан действуют различные предприятия на основе иностранных инвестиций. И здесь нужно отметить их особую роль в развитии экономики страны.

На сегодняшний день в Узбекистане «…была поставлена задача и созданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередь иностранным инвесторам. Так, по «нулевой» выкупной стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест». [1]

Благодаря таким мерам показатели вложения инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса действующих в различных отраслях экономики увеличиваются каждый год почти на 50 %. По сравнению с 1990 годом в 2015 году экспорный потенциал субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства увеличился более чем в 10 раз.

Президент Республики И. А. Каримов не раз отмечал в своих выступлениях, что в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства имеется огромный, еще незадействованный потенциал. При этом было особо отмечено, что, в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, субъекты малого бизнеса и фермеры освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютной выручки от экспорта своей продукции и сами должны быть заинтересованы в продвижении своей продукции на экспорт.

В Узбекистане инвестиционная политика направлена на комплексное решение приоритетных задач по развитию национального производства, реальной помощи предпринимателям, расширению экспортного потенциала, внедрению новых производственных отраслей. При решении этих приоритетных задач огромную роль играет развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, особенно эффективным инструментом служит большее привлечение инвестиций в эту отрасль.

В стране создан хороший предпринимательский климат и надежные правовые основы. Доказательством этого является указ Президента Республики Узбекистан от 2011 года 4 августа под номером УП-4354. На основании этого закона срок освобождения вновь созданных малых предприятий и микрофирм от плановых налоговых проверок продлен на три года, по сравнению с ранее действующим двухлетним сроком. Наряду с этим в действующих субъектах малого предпринимательства, осуществляющих своевременные налоговые и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих стабильный рост и высокую рентабельность производства запрещены налоговые проверки в течении трёх лет.

В данное время со стороны государства в целях дальнейшей поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства определены следующие первостепенные задачи: [2]:

− Принять конкретные меры борьбы с бюрократическими проволочками препятствующими развитию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. А также резко сократить требования к различной нормативной документации в целях уменьшения управленческих функций государства и большей независимости субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

− Обеспечить открытость и прозрачность отношений между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами управления, налоговыми и другими инспектирующими структурами, в том числе дальнейшее упрощение механизмов статистических, налоговых и финансовых отчётностей;

− Создание дополнительных льгот и преференций субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства при таможенных и налоговых платежах, способствующих развитию производства и повышению эффективности их деятельности;

− Упростить механизмы сотрудничества субъектов малого бизнеса и коммерческих банков, улучших качество банковского обслуживания, увеличить долгосрочные кредитные суммы, направляемые в первую очередь на производство новых мощностей и модернизацию существующих;

− Создать широкие условия для выхода малого бизнеса и частного предпринимательства на внешний рынок, либерализовать таможенные процессы.

Меры государства, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства и улучшения предпринимательского климата в целом дают возможность ёще большего привлечения инвестиций в эту сферу.

Особого внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению отраслей, способствующих структурным преобразованиям в экономике Узбекистана. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций на сумму 15,8 миллиарда долларов США, что по сравнению с 2014 годом больше на 9,5 процента. Из них свыше 21 процента или более 3,3 миллиарда долларов – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции.

На сегодняшний день государство уделяет огромное внимание вопросам решения стратегических задач, таких как поощрение инвестиционной активности и эффективное использование инвестиционных ресурсов. Но несмотря на принимаемые меры, на практике существует ряд проблем при внедрении инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство, которые требуют незамедлительного решения.

По нашему мнению, для дальнейшего увеличения инвестиций в малый бизнес и частное предпринимательство целесообразно:

− открыть более широкий доступ инвесторам в получении интересующей их информации и совершенствовать меры по дальнейшему налаживанию деловых контактов с ними в целях завоевания их доверия;

− решить существующие проблемы в сфере транспорта ва коммуникаций;

− взаимно согласовать экономические интересы субъектов и объектов инвестиционного процесса, создать условия взаимовыручки и найти самые благоприятные пути усиления эффективного содрудничества между ними.

Мы считаем, что дальнейшее совершенствование развития малого бизнеса и частного предпринимательства с помощью иностранных инвестиций откроет новые горизонты в развитии экономики страны.

Литература:

  1. И. А. Каримов «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса // Народное слово. 16 января, 2016 года.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан о «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» УК-4354. 24 август, 2011.
  3. Малый бизнес и предпринимательство в Узбекистане. // Статистический сборник. – Т.: 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle