Библиографическое описание:

Хакимова Г. А. Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1623-1625.



В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Ключевые слова: сюзане (вышитый настенный гобелен), дуппи (тюбетейка), босма (гладь), чапан (халат).

Истоки декоративно — прикладного искусства уходят далеко вглубь веков. Тесно связанное с обычаями, традициями и жизнью народа, оно было самым массовым видом искусства. Современные ремесленники, бережно сохраняя традиции в декоративном и прикладном искусстве, творчески развивают и обогащают его. Их работы отличает разнообразие, богатство творческой фантазии и технических приемов. В каждом произведении отражена поэтическая душа узбекского народа, его мудрость, талант и стремление ко всему прекрасному.

Современное декоративно — прикладное искусство Узбекистана — очень ярко и своеобразно. В этом чрезвычайно самобытном и оригинальном искусстве, воплощаются эстетические взгляды каждого народа, его любовь ко всему прекрасному, художественное осмысление мира. Это выражается в его формах, сохранивших древние черты национальной культуры и непрерывно пополняющихся с народными вкусами.

Стремление ко всему прекрасному, постоянно живущее в нашем народе, обусловило повсеместное развитие искусства Узбекистана. Виды прикладного искусства в Узбекистане довольно разнообразны.

D:\гулнора\Каштачилик все\дипломанты расм\DSC03968.JPG

Рис. 1. Фрагмент вышитого сюзане

В некоторых случаях он традиционен и достаточно гибок, чтобы с успехом удовлетворять эстетические потребности народа. Искусство художественной вышивки воспитывает в людях усидчивость, аккуратность, терпеливость, фантазию, внимательность и вкус, оказывая им успокоительное воздействие. Следует отметить, что чудесные, неповторимые по своей красоте вышивки, оказывают на нас успокоительное воздействие. Национальные вышитые головные уборы — тюбетейки, украшали всех — и седину мудреца, и косу невесты, и младенца.

Тюбетейка — «дуппи» или «калпок» — это круглый или островерхий головной убор, покрытый ручной вышивкой или тканым узором.

Ценители узбекской ручной вышивки знают, что каждый элемент узора на сюзане или женской одежде имеет древнее магическое значение. Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставит незавершенным один завиток — по народному поверью, полностью законченная вышивка может положить конец жизни женщины. Бухарские вышивальщицы в своих изделиях предпочитают шов «босма», «дол», «ироки». К числу традиционных центров вышивания сюзане, чаще всего относятся Бухара, Нурата, Шахрисабз, Самарканд и Ташкент. Для вышивания существует несколько разновидностей тканей, специально предназначенных для ручной вышивки.

Обычно такие ткани отличаются достаточно свободным переплетением нитей, в отличие от тканей для вышивки гладью. Все ткани группируются по различным признакам, в частности по типу переплетения нитей и качественному содержанию тканей.

Отличительной особенностью национального женского халата является его покрой — довольно открытый и широкий. Рукава короче, но свободнее и шире. Такой покрой в жарком климате обеспечивал прохладу и удобство, не стесняя движений. Среди жителей Бухары и Самарканда были очень распространены лёгкие халаты «румча», слегка прилегающие в области талии.

Национальная одежда узбекского народа имеют свои самобытные, неповторимые черты, сегодня современный халат уже не то одеяние, каким оно было сто лет назад.

Мужской чапан (халат), отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует о его архаичности. В зависимости от времени года чапан шили без подкладки, с тонкой, а также тёплой подкладкой, в зависимости от времени года. Воротник, подол и края рукавов обшивали вручную связанной тесьмой.

Каждый гость, прибывший к нам, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и ее жителях. Сувенир, выполненный руками мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой нашей страны.

Путешествие по Узбекистану — «золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления и добрую память от архитектурных памятников нашей Бухары, Самарканда, Шахрисабза, и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия».

Гости западного образа жизни удивляются и восхищаются, впервые увидев традиционно оформленный узбекский дом. Здесь полное отсутствие мебели, стены украшены огромными вышитыми вручную «палаком» или «сюзане». В отличие от сюзане, палак отличается большим размером и полностью вышитым фоном.

C:\Users\777\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0562_001_001.jpg

Рис 2.

Одеяла — курпача аккуратно сложены в нишах, ниши также украшены декоративно вышитым «такъяпуш», резьной сундук и столик «хон-тахта», в углу стоит также эстетично оформленная люлка для новорожденного — «гавора» — счастье каждой молодой матери.

Эти прекрасные произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с самых детских лет до глубокой старости, вселяя в него чувство красоты и ко всему прекрасному. Самый первый шаг к постижению искусства вышивки — «каштачилик» — это подготовка.

Подготовка подразумевает собой не только изучение всех видов швов и приёмов вышивания, но и обеспечение вышивающего самыми необходимыми материалами и аксессуарами, умением рисовать, быть терпеливым и усидчивым.

Над орнаментом и узором вышивок работали художницы — рисовальщицы. Они издавна знали много различных традиционных орнаментов.

Использовались стилизованные растения в виде миндаля, символа вечности и долголетия, также в виде граната, символа богатства и многодетности и в виде острого перца, то есть оберегание от дурного глаза. Рисовальщицы, варьируя эти элементы, создавали всё новые композиции, не похожие друг на друга. Искусство рисовальщиц всегда окружалось особым уважением, оно чаще всего передавалось по наследству от матерей к дочерям.

В искусстве узбекской вышивки главную роль играет правильно подобранный цвет. Разработка цвета, многократно обогащает орнаментальные формы изделий, ритмично расчленяя, поверхность изделия превращает ее в красочную декоративную плоскость.

В каждом отдельно вышитом произведении, можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита.

Красота вышивок XIX века во многом объясняется тем, что шелковые нити, окрашенные естественными красителями, давали глубокие, мягкие переливчатые тона. Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

По своим мотивам орнамент может быть геометрический — состоящий из различных геометрических элементов; растительный — составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток, животный — в котором узоры составлены из стилизованных фигур птиц и фигуры зверей, шрифтовой (вязь)напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Вышивка Узбекистана отличается своей самобытностью и стала еще одним ярким свидетельством творческого потенциала узбекского народа. Шаг за шагом мы идём к вершинам мастерства и влечём за собой нашу молодёжь, убеждая, что красота, которая нас окружает — дело наших рук, было бы желание, терпение и любовь ко всему прекрасному.

Литература:

  1. Глинская Е. «Азбука вышивания». Тагкент — 1994 г.
  2. Ерёменко Т. И. «Волшебная иголка» Ташкент — 1992 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle