Библиографическое описание:

Абдуллаев А. Н., Инатов А. И., Останов К. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1405-1408.



Методика использования информационных технологий в процессе обучения математике, применения компьютерных презентаций и особенности проведения уроков с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: методика, информационные технологии, процесс обучения математике, компьютерная презентация, уроки с использованием информационных технологий, обучающие программы, тестирование.

Как известно, применение информационных технологий в учебном процессе считается одной из эффективных способов организации современного урока. При этом осуществляется требования образовательного стандарта, направленной в основном на развитие самостоятельности мышления школьников. Современные требования информатизации общества способствуют предоставлению качественно новых для совершенствования содержания обучения математики и методов ее преподавания. Компьютер также является дидактическим средством для обогащения и обобщения математических знаний и умений, формирования научного мировоззрения и развития интеллектуальных способностей школьников.

В процессе разумного применения компьютера в обучении математики следует соблюдать следующим основным правилам: для достижения учебной цели, компьютер на уроках необходимо использовать системно; преподаватель должен иметь умениями работать с компьютером, а также умениями использовать методику использования комплекса учебных средств, активизирующую познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Направлениями по реализации информационных технологий в обучении математики являются: сбор методических материалов по изучению конкретных математических понятий и правил; создание мультимедийных технологий по теме; учет успеваемости учащихся. [1]

В процессе обучении математики учителям приходится большой объём изучаемого материала изложить в ограниченном количестве число часов. Во вторых, возникает необходимость создания учебно-методических материалов и пособий для проведении теоретических и практических занятий по математике. Для успешного решения данной проблемы целесообразно использование презентаций, которые являются одним из современных способов представления изучаемого материала.

Использование презентаций в обучении математике как средство управления учебной деятельностью учащихся, способствует принципа реализации дидактического принципа дифференциации и индивидуализации обучения, созданию проблемной ситуации, выступать в качестве пользователя современной компьютерной техники субъектам обучения, дать возможность доступ к любой информации, сделать компьютер средством учебной деятельности. Эффективное использование при создании презентаций использование различных оттенков цвета, анимации, мультипликации позволяет усилению наглядности изучаемых понятий, правил и теорем; активизации мышления учащихся [2], [3].

Мультимедиа способствует прочному усвоению и закреплению изучаемого материала. Поэтому дидактическим преимуществом технологии мультимедиа является отчетливое и наглядное представление информации, раскрывающей научную и практическую ценность изучаемого математического понятия темы.

В процессе применения компьютерной техники в обучении математике способствует расширению возможностей формирование навыков у учащихся умений самоконтроля и самостоятельности критического мышления; развитие креативных и компетентных способностей школьников; интеграция обучения математики с другими предметами; формирование положительной мотивации у обучаемых. Здесь компьютер играет в роли источника учебной информации; наглядного средства (с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажера; а также как средство диагностики и контроля знаний и умений школьников.

Уроки математики с применением ИКТ является мощным стимулом в изложения учебного материала, в ходе которого активизируются такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, более эффективно происходит формирование познавательного интереса учащихся. Человеку свойственно больше доверять зрению, и поэтому более 80 % усваиваемой информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические преимущества таких уроков способствует установлению эффекта участия, при этом у обучаемых формируется интерес, желание всесторонне узнать и увидеть полнее своими глазами.

Компьютерная помощь изучения курса любого предмета, в том числе и математики, не заменяет учебник или другие учебные пособия по предмету, но электронные средства обучения обладают рядом обучающими возможностями. Они не зависимы от какого-то конкретного учебника, где демонстрируются основные значимые понятия и примеры содержания обучения школьного курса математики. При этом важную часть составляет системы задач и примеров, целесообразное применение их на уроках осуществляется по усмотрению учителя. В арсенале программного обеспечение информационных технологий в обучении математики имеются обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по математике, планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. С помощью данных программ учащиеся самостоятельно проверяют свой уровень знаний по теоретическому материалу, а также решать различного содержания: задач на доказательство, задач на вычисление, задачи на построение графиков, задач на геометрические построения. Кроме того, имеются возможность давать теоретические вопросы, тесты, образцы выполнения заданий, задания для закрепления и самопроверки.

Большую роль играет на уроках математики использование обучающих программ в качестве тренажера при анализе и коррекции знаний каждого ученика, т. е. он самостоятельно с использованием компьютера актуализирует и систематизирует содержание изучаемого материала. В ходе урока математические задачи и упражнения классифицируются по уровню сложности, это дает возможность учащимся своевременно подбирать нужную формулу и правило для решения предложенной задачи, учителю планировать демонстрации учебного материала с необходимыми иллюстрациями, графиками, чертежами, рисунками и схемами.

На этапе контроля знаний, умений, навыков и компетенций школьников важное место занимает компьютерное тестирование. Такой тестовый контроль способствует оперативно и объективно по сравнению другими способами, устанавливать динамику роста уровня овладения учащимися знаний. Применение этой формы организации контроля даёт возможность рационально и тактично оценивать с помощью новых технологий обработки информации [4].

На уроках математики, где обобщаются и систематизируются знания, умения и навыки и способы учебной деятельности необходимо предлагать проектные и самостоятельные работы: презентации или веб-сайтов по истории возникновения понятия, правила или теоремы, а также показать примеры использования изучаемого материала в различных дисциплинах и областях знаний. При этом целесообразно выполнения креативных и проектных работ учащимися на основе применения информационно-коммуникационных технологий, овладение умениями вести проектно-исследовательскую деятельность: получение необходимой информации с Интернета, создание презентаций и веб-страниц сайтов основываясь на результатах самостоятельной учебной творческой деятельности. В ходе представления и защиты этих работы учащихся на уроках коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

При таком подходе использования ИКТ развивается творческие, исследовательские способности учащихся, повышается их самостоятельность мышления, активность, формированию жизненно важных навыков. Кроме того, внедрение в учебный процесс информационных технологий даёт возможность учащимся самостоятельно осуществлять анализ, синтезировать и делать выводы основываясь на результатах своей творческой деятельности. В свою очередь это создаёт сильнейшую мотивацию для их самостоятельной творческой и мыслительной деятельности в процессе изучения учебного материала.

На уроках математики компьютер может применяться в трех режимах: демонстрационном режиме (устный вычисления; объяснение нового материала; проверка домашнего задания; работа над ошибками.); индивидуальном режиме: (устный, индивидуальный счет; закрепление; тренировка; отработка знаний и умений; повторение; контроль знаний); дистанционном, индивидуальном режиме (проектно-исследовательская работа; проверка домашнего задания; подготовка к контрольной работе).

Применение компьютера на уроках математики способствует повышению активности учащихся. Работа с компьютером, соблюдение принципиальной познаваемости изучаемых понятий и теорем, способов решения задач благоприятствует осознанности учебного процесса, поднятию его интеллектуального и логического уровня. Компьютер на уроках становится помощником и контролером на этапе отработки тренировочных задач и упражнений. В компьютере как средство обучения сочетаются в следующие его три свойства: орудие, партнер, источник формирования ситуации. Это во-первых, компьютер берёт на себя контрольные задачи и установление пробелов и недостатков ученика, которые фиксируются, а это является сугубо индивидуальной работой ученика. Преподаватель освобождается от обязанностей выяснить пробелы в знаниях учащихся, и он относится им доброжелательно. Во-вторых, компьютер как партнер с учеником поддерживает темп и ритм учебной деятельности каждого учащегося. Поэтому учитель получает больше возможностей оценить учебную ситуацию в целом, а также обратить внимание каждому отдельно взятому ученику [5].

Такие преимущества применения ИКТ возможно, только тогда, когда урок математики надлежащим образом оборудован компьютером, и другими электронными средствами, методическими материалами и пособиями, а также учителю предоставлено возможность не принужденно и свободно управлять формированием у учащихся общими учебными навыками работы посредством компьютера. Здесь важно учителю подойти учебному процессу творчески и использовать новые оригинальных форм и методов, которые способствуют сделать урок более продуктивным. Но есть и один недостаток подготовка урока с применением информационных технологий требует много усилий и времени.

Использование ИКТ на уроках позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Такая замена будет плодотворным, если это позволяет поддерживать у школьников интерес к изучаемому предмету, стимулировать их познавательный интерес и пытливость ребенка. Компьютерный технологии дает возможность учителю на уроках оперативно сочетать разнообразные средства, экономит учебное время, дать возможность индивидуализировать процесс обучения математики.

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках математики позволяет повысить эффективность и качества процесса обучения; развитию учебно-познавательной деятельности; реализации метапредметных связей; быстрому поиску нужной информации; формированию различных общих мыслительных умений; развитию коммуникативных способностей; эстетическому воспитанию в связи систематическим использованием компьютерной графики, дизайна, технологий мультимедиа; формированию информационной культуры, умений обрабатывать информации и умений выполнять проектно–исследовательскую деятельность; совершенствованию методов подготовки формирования качеств информационно осведомленного личности у учащихся.

Литература:

  1. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. — М.: ТК Велби, 2005. — 247 с.
  2. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. — Мн. Новое знание, 2003. — 152 с.
  3. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6, № 7.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: Омега-Л, 2004. — 215 с.
  5. Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики. // Наука и Мир, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 41–43.
  6. Инатов А., Остонов К. Использование инновационных технологий к учебном процессе. // Наука и Мир, № 4 (20), Том II, Волгоград -2015. С. 69–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle