Библиографическое описание:

Абдуллаев А. Н., Инатов А. И., Останов К., Усанов Р. Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1403-1405.



Методы применения интерактивного обучения в процессе обучения математики, использование методов кластера, синквейна и сравнительной диаграммы особенности их использования, способствующее повышению эффективности изучения математических понятий и теорем.

Ключевые слова: метод, интерактивное обучение, процесс обучения математики, кластер, синквейн, сравнительная диаграмма, примеры, координатная плоскость, треугольник, параллелограмм.

Использование интерактивных технологий в процессе обученияматематики позволяет преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения. Поэтому путь индивидуального развития каждого учащегося безусловно служит основой для осуществления этих технологий в учебном процессе.

В процессе интерактивного обучения преподаватель организует познавательно — учебную деятельность ученика, так, что он с помощью своих потенциальных дарований и накопленные знания, самостоятельно анализирует возникшие ситуации, проблемы в процессе взаимодействия субъекта обучения с другими объектами и субъектами образования.

Интерактивное обучение выполняет познавательно — обучающие и коррекционная — развивающие функции. Это свидетельствует о том, что отдельное использование или уменьшение преимуществ какого-то одного из них ведёт к негативным последствиям и вызывает досаду у учителей, и не дает планируемого учебного результата. Отрадно то, что чрезмерное увлечение формой не соблюдая дидактических условий и возможностей осуществление метода также не даёт результатов [1].

По охвату учащихся интерактивные технологии обучения классифицируются следующим образом: работа с парами; фронтальная; групповая; индивидуальная или самостоятельная работа учащихся.

Каждое из перечисленных форм обучения в процессе применения имеют свои специфические особенности с учетом от поставленной учебной цели. К групповой форме должны предваряться индивидуальные подготовительные задания, а к работе в группе –должна быть поставлена общая дидактическая цель. Результат личного труда применяется в общую долю работы группы для внесения изменений, дополнений, выяснения, изложение общего мнения, выводов и т. д.

Методически правильно организованные формы интерактивного обучения станут эффективным путём разрешения проблем, возникающих из-за различия темпа обучения и уровня развития ученика.

В настоящее время стало ясно, что невозможно одному человеку знать всё и даже какой-нибудь узкой отрасль знания. Однако, многочисленные факты и сведения безошибочно может хранится в памяти компьютеров. Учащиеся должны усваивать такими совершенно другими навыками и умениями как мыслить, понять суть вещей, выдвинуть идеи и концепции и затем опираясь на них уметь найти нужную информацию, интерпретировать её и использовать в конкретной ситуации. Решению этой проблемы призваны помогать интерактивные методы, которые недостаточно широко используется в учебном процессе, а даже выпадают из арсенала педагога [2].

К интерактивным методам на уроках математики можно отнести творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование проектов и другие внеклассные методы обучения. Среди них особо можно выделить обучающих игр: ролевые игры и имитация, деловые игры и моделирование, образовательные игры [3].

Интерактивное занятие целесообразно начинать иногда разминкой в виде устного счёта и игры, способствующее привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к изучению учебного материала, а на этапе закрепления урока организовать разрядку Б высказать свои мнения, идеи по изучаемому материалу. В качестве разминки можно предложить какой-нибудь занимательную задачу, исторические сведения или игру. При организации устного счета, решения занимательной задачи и упражнений задания будет написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов в виде теста. Ученики вычисляют, ищут правильный ответ и выполняют действие, решают задачу. Каждое задание можно иллюстрировать интересными фигурами, которые как бы символически отражают данные действия над числами, ход решения предложенной задачи. При такой организации разминки — начало урока легче сформировать мотивация изучения учебного материала, а также они начнут понимать внимательности и догадливости при решении математических задач [4].

Интерактивный метода на уроках математики применяется на этапах изучении нового материала или при обобщении и систематизации знаний. При этом обучение в сотрудничестве является продуктивным способом изложения учебного материала использовать на практике полученные навыки и умения, а также формированию коммуникативных компетенций, таких как своими словами объяснять содержание материала, задавать вопросы, слушать, общаться, анализировать и сделать выводы. В процессе овладения знаниями школьники при поддержке своих друзей стараются понять сущность понятий, определений, правил и теорем, которые нужно усваивать, это безусловно активизируют их учебную деятельность, позволит повысить интерес к изучению данной темы.

Организация овладения учащимися способами учебной деятельности на основе рефлексии и понимания способствует формированию умений открывать заново известные знания, развитию творческих способностей ставить вопросы и уметь искать ответы на них. Кроме того, интерактивные методы помогают формировать общие интеллектуальные умения, критическое мышление, развивать у них ответственности за свою учебную деятельность.

Интерактивный метод кластер заключается в объединении нескольких однородных элементов как самостоятельная дидактическая единица с заранее известными свойствами. При использовании методики кластер на уроках математики создается карта понятий, даёт возможность учащимся размышлять над основными понятиями изучаемой темы, критически оценить свои знания и мнения об изучаемом понятии, правиле и теоремы, развивать свою память.

С помощью кластера осуществляется графическая организация материала, которая позволяет сделать наглядными общие мыслительные процессы, происходящие при изучении понятия или в процессе решения задачи.

На первом этапе составления кластера на чистый лист (классную доску) пишется ключевое слово или предложение отражающий содержание идеи, темы. Затем на втором этапе школьники записывают все то, что известно им касающиеся данного материала. В результате накапливаются слова или предложения, отражающие идеи, решения, образы, чертежи, соответствующее для изучения учебного материала.В процессе проведения систематизации полученных фактов, идей и изучения учебника, объяснения учащиеся совместно с учителем начинают процесс анализа и систематизации пройденного материала. Ненужные, ошибочные мысли отпускаются. На последнем этапе появившиеся на доске слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, устанавливаются нужные логические связи между понятиями. Таким образом, создаётся структура, которая графически отображает размышления, выясняет информационное поле изучаемого объекта.

К примеру перед изучением изучения темы «Координатная плоскость», можно на середине доски выписать ключевую фразу «Координатная плоскость», а вокруг с помощью учеников записывать слова, словосочетания или предложения, которые приходят на ум в связи с изучаемой темой. При этом активизируется мыслительная деятельность, актуализируются знания учащихся, создаётся фундамент качественному изучению данного материала. Здесь ученики могут предложить слова-ассоциации связанной с названием темы: точка, координатная ось, начало координат, направления, координата точки, плоскость, перпендикулярные прямые.

В процессе изучения этой темы учитель и ученики используют повторенный, восстановленный в памяти материал, выясняют правильность предложенных идей или фактов. При этом учитель может предложить слова-ассоциации, а ученики выскажут свои мнения о содержании изучаемого материала. Такой способ использования метода даёт положительные результаты на этапе рефлексии изучаемого понятия, где он поможет выяснить уровень осмысления учащимися изучаемого материала.

На этапе изучения основного материала кластер целесообразно составлять совместно с учащимися. Отработанный с учащимися в конце урока кластер будет учебным раздаточным материала для осмысления изучаемой темы к следующему занятию.

При изучении темы «Треугольники», предлагается задание: «Составить кластер с ключевыми словами «Треугольники» по ходу изложения материала. Учащиеся могут предложить такой ответ на поставленное задание: треугольник — прямоугольный, остроугольный, тупоугольный: треугольник – равносторонний, равнобедренный, с разными сторонами; треугольник — прямоугольный равнобедренный, прямоугольный с разными сторонами, остроугольный равносторонний, остроугольный равносторонний, остроугольный с разными сторонами тупоугольный разносторонний, тупоугольный равнобедренный.

Составлять кластер можно и при самостоятельном изучении учебного материала который позволяет осмыслить основные идеи и факты, а учитель имеет возможность по нему выяснить правильность установления причинно-следственных связей и индивидуализировать обучения.

Можно использовать кластер в процессе контроля знаний, при этом давать учащимся заполнить подготовленные учителем схемы-связи по проверяемому материалу. Это требует от ученика безупречного изложения фактов и основных положений темы.

Применение метода синквейна требует от ученика в кратких фразах отразить содержание учебного материала, информацию, способствующее рефлексировать по какому-либо признаку, свойству изучаемого объекта,понятия.

По содержанию метод синквейн заключает в себя пяти строк:одно ключевое слово,два признака изучаемого понятия; три глагола, показывающие понятия в действии; авторское предложение об объекте; одно имя существительное, заключающее в себя чувства, ассоциации, применительно к изучаемому объекту. Например, при объяснения понятия задачи синквейн включает: задача, сложная, текстовая, сравнивает, анализирует, утверждает; для решения задачи нужна математическая модель: уравнение, неравенство; корень, решение. Синквейн для понятия параллелограмм при повторении охватывает: параллелограмм, фигура,четырехугольник; имеет четыре вершины и четыре угла; диагонали пересекаются в одной точке; параллелограмм есть четрехугольник, с своими особенностями; геометрическая фигура.

Метод сравнительной диаграммы служит средством активизации учебной деятельности учащихся, формированию умений находить общее и различное в изучаемых понятиях, умений найти параметров качественного анализа рассматриваемых объектов. Этот метод наиболее плодотворно влияет на развитию мышления, памяти, формированию умений сравнивать, обобщать, анализировать и синтезировать, а также осмыслению учебного материала, выяснить существенные признаки того или иного объекта.

Таким образом, использование интерактивных методов на уроках математики требуют изменения учебной среды, достаточно много времени подготовки субъектов обучения. Но им приходится адаптироваться и получить некоторый опыт применения их в учебном процессе. Отсюда вытекает, что такие методы способствуют к оптимальному достижению учебной цели, пониманию учебного процесса как процесса сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности между преподавателем и учащимися.

Литература:

  1. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта. – Педагогика, 2000, № 7.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  3. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005.
  4. Абдуллаев А., Инатов А., Остонов К. Дидактические игры как средство формирования у учащихся интереса к предмету на уроках математики// НАУКА И МИР Международный научный журнал, № 6 (22), 2015, Т. 2, с. 24–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle