Библиографическое описание:

Мурзаев М. С. Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1490-1493.



This article focuses onthe features of traditions of Kyrgyz people’s socialization, the influence of philosophical ideas and people’s beliefs on the formation of traditions’ features of socialization, the dependence of socialization’s content on pedagogic culture of the people, the problems of the formation of personality by means of the people’s socialization and also the problems of formation of rising generation.

Keywords: socialization, traditions of socialization, philosophical ideas and people’s beliefs, formation of personality, pedagogic culture of the people, the content of socialization, rising generation.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять своe место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация — это «очеловечивание» под влиянием воспитания [1].

А. А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Он указывает, что человек, будучи частью социума, приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Вместе с тем «социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта... Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным... Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт» [2].

Социализация личности включает в себя формирование и развитие личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данную историческую эпоху.

Индивид становится личностью в силу своей свободы и включения в мир культуры. Человек, будучи включенным в практическую деятельность, в обучение и воспитание, в различные сферы социальной практики, становится носителем общественной жизни, источником ее развития, представителем социальной группы.

Личностные особенности формируются в результате влияния социальной группы. В социализации личности огромную роль играют социальные группы, так как личность, в зависимости от того, в какую группу она включена, имеет отличительные личностные особенности.

В процессе социализации личность усваивает национальные ценности и характер, общественные нормы и требования социального поведения, а также привычки и правила поведения в своей социальной группе. А усвоение этих социальных норм и правил поведения осуществляется в процессе социализации.

Каждый народ в своем развитии выработал специфические традиции социализации. Для формирования этничности у подрастающего поколения необходимо опираться на традиции социализации народа.

Традиции социализации зависят от уровня общественного развития народа. Общественные отношения являются базисом становления личности. Основным условием формирования личности являются общественные отношения.

Американские ученые во главе с Г. Барри, используя HRAF, провели цикл архивных исследований. При архивном исследовании 104 обществ гипотеза (наибольшее значение для выбора практики воспитания имеет степень повседневных усилий и забот, требующихся для добывания пропитания) подтвердилась: охотники и собиратели были ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы — ответственности и послушания. Эта связь сохранилась и при использовании для анализа глобального измерения социализации — самоутверждения/ уступчивости [3.112].

В общественном развитии кыргызского народа огромную роль играл кочевой образ жизни. Традиции социализации кыргызов во многом сохраняют традиции воспитания детей кочевника. Поэтому кочевой образ жизни сильно влиял на формирование особенностей характера кыргызов, таких, как выносливость, гостеприимство, терпеливость, оптимизм и др. черты народа, которые формировались в сложных условиях жизни кочевника.

В традиционном обществе для кыргыза на первом месте были интересы рода, а не свой личный интерес человека, это связано с коллективным сознанием и поведением кыргызов.

В результате кочевого образа жизни кыргызами жизнь понималась как последовательная смена событий, явлений и человеческих действий и влияла на формирование особенностей традиции воспитания.

Анализ народной педагогики кыргызов показал, что традиции социализации кыргызов имеют следующие особенности:

  1. У кыргызов воспитательное влияние направлено на формирование духовного мира, чувственно-эмоционального воспитания.
  2. У кыргызов в основном воспитательное влияние устроено на диалоговом общении между взрослыми и детьми.
  3. У кыргызов воспитание осуществляется на основе деятельности. Их традиции воспитания детей основаны на том, что дети выполняли жизненно необходимые каждодневные поручения.

Кыргызы воспринимали и понимали воспитание как единство противоположностей: с одной стороны воспитание ребенка зависит от родителей, с другой стороны ребенок должен родиться способным к восприятию воспитательных воздействий.

Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развил своеобразные традиции социализации.

Следующие философские идеи, верования народа влияли на формирование особенностей традиций социализации кыргызов.

  1. Аскетический образ жизни — «Убал болот, кесир урат».
  2. Каждая вещь имеет своего покровителя (ангела — хранителя).
  3. Богатство другого человека не принесет пользу.

Опираясь на эти жизненные принципы, кыргызы старались и предпочитали оставить в наследство не материальные богатства (дом, предметы домашнего хозяйства: коровы, овцы, лошади и др.), а духовное богатство (хорошую память о себе, о своей семье и др.).

Кочевые условия жизни у кыргызов формировали аскетический образ жизни: для каждодневной жизни нужно было самое необходимое для человека: вода, пища, мирное существование и др.

Традиции социализации кыргызов имеют следующие особенности:

  1. В традициях кочевников ребенок являлся объектом и субъектом воспитания. К ребенку относились и как к объекту воспитания (воспитывается приказом, упреком, замечанием и др.), и как к субъекту воспитания (уважительное отношение к ребенку, неизменно внимательное отношение к нему, выслушивание его мнения и др.). Это позволяло детям участвовать в принятии решений, выражать свое мнение по отношению к обсуждаемой проблеме. Кыргызы при воспитании детей использовали разнообразные методы: и метод поощрения, и метод наказания, хвала, поучения и др.
  2. В социализации личности у кыргызов огромную роль играли и играют родственные отношения. Родо-племенное и феодальное общество привело к сильному развитию родственных отношении у кыргызов. Сильное развитие родственных отношений у кыргызов связано с образом жизни, условиями жизни кочевников.

Родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство, фактор социализации. Родственные связи выполняют функции социализации подрастающего поколения. Прежде всего все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов, формируют национальный характер и привычки поведения, а также систему отношения к детям и различным объектам.

  1. В историческом развитии кыргызов формировался «кыргызчылык — кыргызовщина».

«Кыргызчылык» («кыргызовщина») — это социальный, духовно-нравственный феномен кыргызов, который как средство социализации огромную роль играет в становлении личности подрастающего поколения у кыргызов.

«Кыргызчылык» («кыргызовщина») — это особое мировосприятие, миропонимание, на его основе формировались менталитет и образ жизни кыргызов. А также является носителем многочисленных элементов кочевого образа жизни. Такие национальные особенности кыргызов, как толерантность, гостеприимство, выносливость, мужественность, оптимизм, широта духа, открытость к новой информации являются составляющими элементами «кыргызчылык» («кыргызовщины»).

  1. В традиции социализации кыргызов формировалась традиция «принятие ребенка» и «защита ребенка». Поэтому у кыргызов дети всегда чувствовали себя в безопасности. Отличительной чертой отношения к детям у кыргызов является обеспечение безопасности детей во всех случаях жизни.
  2. На формирование национального характера кыргызов влияют природа, климат и географические условия, в этом особую роль играют исторические события.

В национальном характере кыргызов есть сходство с особенностями гор. У кыргызов черты характера идентичны свойствам гор: непоколебимость, возвышенность, твердость.

В историческом развитии у кыргызов формировалось гуманное отношение к природе, стремление жить в гармонии с природой. Нарушение этих принципов наказывается природой, как это отражено в эпосе «Кожожаш». Все это способствовало порождению особенностей философии жизни и миропонимания кыргызского народа, а также национальные черты кыргызов.

После приобретения независимости в 90-е годы ХХ века, условия жизни кыргызского народа резко изменились во всех аспектах: на хорошие и на плохие стороны. С одной стороны люди стали жить в независимой республике: со своими новыми атрибутами, собственной валютой – сом. А с другой – в экономически отсталой стране, где четко видно отсутствие ориентации страны в быстроменяющейся ситуации, где избыток рабочей силы при нехватке рабочих мест в связи с закрытием заводов и фабрик привел к безработице, нищете населении. В независимой стране расцветала порнография в печати и в во всех видах СМИ, особенно на телевидении и в кино, которые отрицательно влияли и резко изменили направления воспитания подрастающего поколения.

Независимость республики порождала демократизацию и плюрализм, сопровождающихся переходом в рыночную экономику. Рыночная экономика порождала безработицу и бедность населения. Все эти изменения общественной жизни привели к изменению социальных норм и правил поведении людей в обществе. В результате изменилась философия жизни кыргызов, мировоззрение, ценности, социальные нормы и правила поведения людей в обществе.

На наш взгляд процесс глобализации в кыргызском обществе порождала две основные задачи: сохранять самобытность народа и модернизация (трансформация) традиций социализации и воспитания подрастающего поколения. Традиции социализации кыргызов должны решать обе этих задачи.

Выводы

  1. Процесс социализации сохраняет и передает подрастающему поколению менталитет и своеобразие народа в широком аспекте. В процессе социализации человек приобретает социальный опыт в таких социальных институтах, как семья, школа, группа друзей, радио, телевидение, СМИ и др.
  2. В историческом развитии кыргызский народ формировал свою традицию социализации. Исследование проблем традиции социализации кыргызов поможет решать те проблемы, которые порождаются в современном обществе в процессе глобализации, культурной и информационной экспансии, усиления влияния массовой культуры на сознание людей.
  3. Исследование и применение традиции родовых отношений и традиции социализации кыргызов в условиях глобализации является очень полезным в решении многочисленных проблем, такие как, отношения между поколениями и воспитание детей на традициях народа в условиях глобализации, а также в решении психологической проблемы, спасения человека от отчужденности (Э. Фромм).

Литература:

  1. Человек в системе наук. — М., 1989. -460 с.
  2. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999.
  3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle