Библиографическое описание:

Тиллабаев С. Б. Система образования как рычаг для устойчивого развития государства // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1022-1024.



Формируя принципы построения в Узбекистане нового общества, Президент Узбекистана Ислам Каримов, в качестве приоритетных направлений, определил развитие системы образования и воспитание молодого поколения. Такая постановка вытекает из Узбекской модели реформ в области экономики, социальной сферы и политики, провозгласившей главной целью человека, его благополучие и благосостояние.

В Узбекистане большое внимание уделяется проблемам образования населения. Ежегодно большая часть государственного бюджета выделяется на усовершенствование системы образования в стране. Как отмечалось в выступлениях Президента Узбекистана Ислам Каримова «с первых же дней независимости мы стали уделять особое внимание воспитанию молодого поколения, подняли этот вопрос на уровень государственной политики» [1].

Узбекистан по основным показателям уровня образования находится в числе ведущих государств мира и, несмотря на все сложности переходного периода, стране удалось не только сохранить достижения в этой области, на и создать качественно новые условия для развития образования, соответствующие рыночным преобразованиям.

Узбекская национальная модель обучения включает в себя все стадии образования и воспитания личности, дошкольное образование, среднее образование, профессионально-техническое, высшее образование, повышение квалификации и дальнейшего образования. В Республике проводится целенаправленная деятельность для базового и профессионального обучения талантливых детей и молодежи за границей.

С момента обретения независимости Узбекистана, тысячи молодых людей прошли обучение по различным престижным программам или получили образование в солидных университетах за границей. Одним из важных направлений в обществе является реформы в сфере образования. Система образования в Республике Узбекистан, финансируемая главным образом государством, не делает различия между мужчинами и женщинами. Равноправие полов в сфере образования гарантирована Конституцией РУз [2]. Законодательством Республики Узбекистан каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношений к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Узбекистана.

Основными принципами государственной политики в области образования на современном этапе являются гуманистический, демократичный характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; обязательность общего среднего и доступность среднего специального, профессионального и высшего образования; общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов; поощрение образованности, таланта. Можно констатировать, что достаточно высокий уровень образования и абсолютная доступность получения общего среднего образования для всех граждан республики независимо от пола является характерной чертой социального развития Узбекистана.

В сегодняшнем Узбекистане, сформирован интеллектуальный потенциал, который, своим уровнем развития, инновационными открытиями, и способностями, в настоящее время опережают многие развивающиеся страны мира, и во многих случаях не уступает экономически развитым странам. Система образования и подготовке высококвалифицированных кадров за годы независимости Узбекистана, нацеленных на обеспечение ее соответствия долгосрочным задачам и интересам страны, требованиям времени, а также мировым стандартам. По инициативе Президента Республики Узбекистан было принято два важнейших закона, заложивших прочную основу системы непрерывного образования современного типа — Законы «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров». В результате их реализации за этот короткий исторический период произошли масштабные изменения не только в форме, но и в сущности системы, позволяющие обеспечить воспитание гармонично развитого молодого поколения. Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. Если в 90-е годы ХХ столетия государство предусматривало лишь обязательное девятилетнее обучение, то нынешняя система образования в Узбекистане, нашедшая отражение в законе «Об образовании» и в Нацпрограмме подготовки кадрового состава, предусматривает возможность получения последующего трехлетнего профессионально-технического либо академического насыщения знаниями.

Сегодня Узбекистан это огромный, культурный, научный центр, владеющий развитыми средствами исследования, всесторонней научной базой, и квалифицированным персоналом. В Узбекистане, со стороны государства гарантируется полное среднее образование для всех детей.

Процесс практической реализации Национальной программы по подготовке кадров осуществляется в три этапа:

  1. Первый этап (1997–2001 гг.) — реформирование системы подготовки кадров при сохранении имеющегося потенциала, создание правовых, кадровых, научно-методических и финансово-материальных условий для ее дальнейшего развития;
  2. Второй этап (2001–2005 гг.) — широкая реализация Национальной программы и усовершенствование ее с учетом накопленного опыта, тенденций развития рынка труда и конкретных социально-экономических условий;
  3. Третий этап (2005 и последующие годы) — на основе анализа и обобщения накопленного опыта совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров в соответствии с перспективами развития страны.

На сегодняшний день в результате последовательной реализации положений Национальной программы в Республике сформирована Национальная модель подготовки кадров, включающая в себя следующие составные части: личность — государство и общество — непрерывное образование — наука — производство.

Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования. Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.

В годы независимости были учреждены десятки новых высших учебных заведений. Среди них Налоговая академия, Навоийский государственный горный институт, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский Исламский университет, Институт национального художества и дизайна, Высшая школа национального танца и хореографии, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентская медицинская Академия, Самаркандский институт экономики и сервиса и др.

В дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве с Узбекистаном, налаживание международного партнерства создаст больше возможностей в выявлении перспективных направлений сотрудничества между Республикой Узбекистан и странами Европы в сфере образования.

Благодаря реформам был сделан большой рывок в данном направлении, В настоящее время в стране функционирует большое число вузов и филиалов ведущих зарубежных образовательных учреждений. Эти возможности системы образования открыли молодому поколению Узбекистана широчайший доступ к повышению знаний и реализации своего потенциала.

Успели выпустить первых выпускников университеты, созданные при сотрудничестве с ведущими зарубежными высшими учебными заведениями. Сегодня выпускники Ташкентского Вестминстерского международного университета, Российской экономической академии имени Плеханова ведут свою деятельность в государственных учреждениях и частных предприятиях в различных регионах республики. Начали свою деятельность: Ташкентский филиал Московского государственного университета им. М. Ломоносова, а также филиал Российского университета нефти и газа имени Губкина, Сингапурский институт развития менеджмента в г. Ташкенте, ИНХА, Туринский политехнический институт в г. Ташкенте.

Благодаря особому вниманию и практическому содействию со стороны Руководства страны реализуется эффективная система непрерывного обучения, способная обеспечить интеллектуальное и духовное совершенствование всего общества, воспитать гармонично развитое поколение.

Литература:

  1. Каримов И. А. По пути преодоления последствий мирового кризиса, модернизации страны и достижения уровня развитых государств. – Т.: Узбекистан, 2010. – Т. 18. – С. 42.
  2. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2003. – С. 40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle