Библиографическое описание:

Турсунов К. Ш., Холов У. Р. Основы обучения астрономии в академических лицеях гуманитарного профиля и профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1565-1569.



Поскольку пока еще отсутствует специальная методическая литература по обучению астрономии для академических лицеев и профессиональных колледжей, то для этой цели в качестве руководства, учитель пока может пользоваться существующей литературой по методике преподавания астрономии в средней общеобразовательной школе. Её достаточно много [1–2], и многие методологические и дидактические аспекты преподавания астрономии в них являются, естественно, основой и для обучения астрономии в лицеях и профессиональных колледжах. Вместе с тем не следует забывать и о некоторых существующих особенностях и специфике обучения астрономии в академических лицеях и профессиональных колледжах. Прежде всего, эти особенности связаны с дифференциацией академических лицеев по направлениям (гуманитарный, физико-математический и т. д.) и многопрофильностью колледжей.

О некоторых основных особенностях и методических приемах обучения астрономии в академических лицеях и профессиональных колледжах остановимся ниже. В последние годы достаточно много работ посвящено решению этой проблемы, в частности и работы автора [3].

Мировоззренческий потенциал современной астрономии велик. Знакомясь с астрономической картиной мира, с космическими явлениями и процессами, протекающими в недрах Вселенной, учащиеся получают представления о действиях известных им физических законов и закономерностей в необычных условиях космоса. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и позволяет глубже усвоить ряд принципиально важных вопросов курса физики и техники.

При разработке содержания астрономического образования для академических лицеев гуманитарного профиля и профессиональных колледжей, исходя из цели обучения и согласно государственному стандарту астрономического образования, мы считали, что содержание должно отражать основы астрономической науки. Оно должно учитывать особенности мышления учащихся, имеющих склонностей к изучению гуманитарных дисциплин. А обучение учащихся фундаментальным теориям, законам и идеям астрономии должно иметь практическую, политехническую и гуманитарную направленность, и в результате подводить к мировоззренческим и методологическим выводам.

Курс астрономии в гуманитарных лицеях и профессиональных колледжах обязан существенно отличаться по целям, объему содержанию и, естественно, методами обучения (см. Таблицу 1). Он должен, прежде всего, давать учащимся общеобразовательную подготовку и учитывать специфику их будущих профессий.

Обучение астрономии в упомянутых образовательных учреждениях (в гуманитарных лицеях и профессиональных колледжах) должно преследовать следующие цели:

‒ изучение основных астрономических явлений и идей, формирование основных понятий;

‒ воспитание интереса к миру астрономических явлений;

‒ развитие познавательных способностей учащихся;

‒ формирование современного научного мировоззрения относительно мироздания;

‒ иметь представление о развитие прикладных направлений изучения космоса в будущем, в системе «Человек — Космос».

Объем политехнических умений для учащихся такого рода общеобразовательных учреждений невелик, для них надо упростить и уменьшить объем лабораторно практических занятий. Такого рода занятия должны, соответственно, носить наблюдательный (т. е. строится на базе астрономических наблюдений), качественный и тренировочный характер.

Учитывая тот факт, что учащиеся таких школ в основном не имеют склонности к абстрактному, теоретическому мышлению, по сему следует избегать сложных математических выводов, не делать акценты на строгие определения и абстрактные астрономические понятия.

Кроме того, при организации учебно–воспитательного процесса при обучении астрономии следует обратить внимания на следующие факторы:

‒ с целью гуманитаризации обучения, целесообразно усилить исторический подход к обучению и заострить внимание учащихся на истории становления научных взглядов, идей и космологических представлений;

‒ исторические обзоры, посвященные открытию основных законов небесной механики, астрофизики, биографии ученых (Кто был предшественником ученого в изучении рассматриваемого явления? Какова была историческая обстановка в стране, где он жил и творил?);

‒ широко использовать художественные произведения. Различные приемы использования отрывков из художественной литературы (Назовите астрономического явления, которое описывается в зачитанном отрывке? Составьте задачку, используя предложенный вам текст. Дайте объяснения с физической точки зрения описанному астрономическому явлению?);

‒ широко пользоваться научно–популярной и научно–фантастической литературой;

‒ при объяснениях учебного материала широко применять такие методы, как аналогия, образность, сравнения, моделирование и т. д.;

‒ широко применять наглядные пособия, компьютерные технологии и другие средства;

‒ использовать в обучении средства занимательности (занимательные задачи, парадоксы, викторины и др.);

‒ применять различные формы уроков, в том числе нетрадиционные;

‒ многие астрономические явления изучать на базе наблюдательных уроков.

Современная астрономия, оперирующая грандиозными пространственно-временными масштабами и экстремальными значениями состояний (температуры, давлений, плотности и др.) различных форм материи, приобщает учащихся к такой разновидности абстрактно–логического мышления, которую можно было бы назвать «космическим мышлением». Едва ли нужно доказывать, насколько необходимо нетрадиционное творческое мышление людям, работающим с современной техникой и создающим своими руками материально–техническую базу.

Уроки астрономии помогают учащимся осознатьграндиозность и масштабность космических свершений,понять необходимость международного сотрудничества в освоении космоса и почувствовать, что познание тайн Вселенной должно делать людей добрыми и гуманными.

Являясь мировоззренческим, общеобразовательным учебным предметом, вносящим немалый вклад в образованность и общую культуру учащихся, астрономия должна дать им ряд умений и практических навыков. К их числу относится умение объяснять различные астрономические явления — восход и заход светил, смену времен года, смену лунных фаз, затмения Луны и Солнца, периодическое появление комет и метеоров, неисчерпаемости энергии Солнца и звезд и т. д.

В курсе астрономии учащиеся гуманитарных лицеев и профессиональных колледжей ознакомятся со звездным небом, важнейшими яркими навигационными звездами, простейшими способами ориентировки по небесным светилам. Они приобретают навыки работы с подвижной картой звездного неба, астрономическими календарями, справочниками и школьными телескопами.

Также следует отметить, что изучение строения Солнечной системы, Галактики и их систем, занятия, связанные с астрономическими наблюдениями, в особенности, имеют немаловажное значение для эстетического и нравственного воспитания учащихся [4].

Курс астрономии для академических лицеев гуманитарного профиля и профессиональных колледжей должен давать учащимся общеобразовательную подготовку и учитывать специфику их будущей профессиональной деятельности. В курс астрономии для них нет необходимости включать астрономический практикум, можно сильно упростить характер практических занятий по решению задач и лабораторных работ по наблюдениям. В курсе астрономии для гуманитариев предпочтение должно быть отдано на занимательности содержания излагаемого материала, на практических занятиях иметь дело главным образом с качественными и тренировочными задачами.

При изложении учебного материала на уроках необходимо учитывать, что учащиеся гуманитарных лицеев, как правило, не имеют склонности к абстрактному теоретическому мышлению. Поэтому следует избегать сложных математических выводов.

С целью гуманитаризации астрономического образования целесообразно усилить исторический подход к обучению [5]. Основные разделы курса астрономии полезно завершить рассмотрением истории становления научных взглядов на соответствующую область знания. Такие исторические экскурсы позволяют проследить диалектику процесса познания. Желательно знакомить учащихся с историей наиболее важных, часто встречаемых в природе законов, в частности астрономических (небесной механики, излучения абсолютно черных тел и др.), биографиями ученых, особенно создателей средневековой астрономии–знаменитых астрономов Востока, что имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Трудолюбие, скромность, преданность Родине, гражданская активность многих ученых– астрономов являются примерами достойными подражания.

В процессе преподавания астрономии необходимо широко использовать художественную литературу [6]. Приемы использования отрывков из художественных произведений на уроках астрономии разнообразны. Одни из них включаются учителем в объяснение учебного материала, другие используются им в виде разнообразных заданий для учащихся. Можно предлагать школьникам самим выписывать цитаты из книг, в которых речь идет о том или ином астрономическом явлении (особо часто такого характера материалы в виде прозы или поэзии встречаются в произведениях классиков), а затем устраивать обсуждения сделанных ими выписок в классе.

Таблица 1

Цели иметоды обучения астрономии вакадемических лицеях гуманитарного профиля ипрофессиональных колледжах

Использования заданий, связанных с изучением истории, литературы и других предметов гуманитарного цикла, будут способствовать гуманитаризации курса астрономии, облегчению его усвоения учащимися. Этому же должны содействовать доходчивость и образность объяснения учителем нового материала, широкое применение астрономических наблюдений (в частности и самостоятельных) и ТСО, организация уроков на базе современных информационных технологий, разнообразие форм организации учебного процесса (урок–лекция, беседа, нетрадиционные уроки, конференции и др.), использование средств занимательности обучения, на основе построения кроссвордов, ребусов, имеющих астрономическое содержание, показ эффектных опытов, при решение задач — парадоксов, задач исторического содержания и др.

Литература:

  1. Мамадазимов М. Методологические и дидактические основы содержания астрономии и методы ее обучения в системе непрерывного образования.–Ташкент, «Фан», 2004.– 215 с.
  2. Левитан Е. П. Методика преподавания астрономии.–М., Просвещение, 1965.– 227 с.
  3. Левитан Е. П. Концепция астрономического образования.–//Земля и Вселенная.– 1965.–№ 5.–С.77–79.
  4. Лыков В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.– М., Просвещение, 1986.– 144 с.
  5. Карпенко Ю. А. Названия звездного неба.–Москва, Наука, 1981.– 184 с.
  6. Ларина Г. А. Поэзия на уроках астрономии.–//Физика в школе.– 2002.–№ 3.–С.43–45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle