Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Основные направления структурной политики в экономике Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 958-959.



Главным ориентиром для нас должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности. Важнейшим направлением реализации наших внутренних резервов и возможностей должно стать поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, которыми богата наша земля, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью. [1,с.2].

Структурное преобразование — вид структурных изменений, которые в рыночной экономике проистекают всегда. В широком смысле этот термин трактуется как синоним практически всех трансформационных реорганизаций и включает в себя все институциональные переустройства и трансформации системы экономики. Пропорции экономики показывают разнообразные соотношения в условиях процесса производства и его результатах.

Главными направлениями структурных преобразований являются:

 организация развитого потребительского сектора;

 преодоление структурно-технологической несбалансированности экономики;

 выявление неэффективных областей применения инвестиционных ресурсов по отраслям и комплексам и др.

Структурная политика — обоснование и избрание приоритетных тенденций производства страны или некоторых его отраслей и соотношения между ними. Структурная политика обеспечивает сбалансированное развитие страны и ее регионов. Структурная политика связана с инвестиционной политикой и в определенной степени обусловливается ею. Структурная политика государства содержит порядок деятельности правительства, сориентированный на перераспределение ресурсного потенциала страны для создания, развития и качественного обновления основы экономического роста. Она создается на базе выработки национальных приоритетов структурных преобразований промышленности и создания способов регулирования для обеспечения скопления ресурсов и капиталов по приоритетным направлениям. Экономический рост определен переливанием ресурсов и капиталов из нерентабельных видов деятельности в доходные.

Признано целесообразным на этом этапе нашего развития под прямым управлением государства сохранить только предприятия, осуществляющие добычу и переработку углеводородного сырья, драгоценных и цветных металлов, урана, а также стратегические инфраструктурные отрасли естественных монополий — железные и автомобильные дороги, авиационные перевозки, генерирование электроэнергии, электрические и коммунальные сети. [1, с. 3].

Структурные переустройства промышленности увеличили процессы международной интеграции и специализации, открытия национальных экономик. Задачей государства становится формирование экономически обоснованных торговых связей. Вследствие этого в рамках проводимой структурной политики оно должно обусловить свои принципы в отношении уменьшения уровня неэквивалентного обмена страны на мировых рынках наукоемких продуктов, способов, интеллектуальных услуг, высококвалифицированной рабочей силы.

Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, что одним из ключевых направлений развития страны является углубление структурных преобразований и диверсификации экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны. Речь, прежде всего, идет о реализации всесторонне продуманной Программы,направленной на обеспечение глубоких структурных преобразований, надежной защиты интересов частного предпринимательства и малого бизнеса и, что принципиально важно, — в законодательном, нормативно- правовом и практическом, как это предусмотрено в нашей Конституции, обеспечении приоритетной роли частной собственности, поступательного сокращения присутствия государства в экономике Узбекистана [1,с.2].

Государственная политика в этой сфере направлена на перераспределение ресурсного потенциала страны, формирование методов регулирования для обеспечения концентрации ресурсов и капиталов по приоритетным направлениям с целью развития и качественного обновления базы экономического роста. В то же время в условиях все более развивающейся конкуренции на мировом рынке без реконструкции действующих, создания оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием предприятий, постоянного повышения качества выпускаемой продукции рост экономики нельзя обеспечить лишь за счет структурных сдвигов. Именно поэтому главным приоритетом структурных преобразований в Узбекистане является модернизация, техническое и технологическое обновление производства и ресурсосбережение. В этих целях правительством были приняты и реализуются соответствующие отраслевые программы. Была поставлена задача и созданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередь иностранным инвесторам. Так, по «нулевой» выкупной стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест. Полностью ликвидированы 245 низкорентабельных и бездействующих организаций. Снесены предусмотренные в программе приватизации 353 неиспользуемых и с незавершенным строительством объекта государственной собственности. В результате высвобождено 120 гектаров земельных участков, около 80 из которых отведены предпринимателям для организации производства и оказания услуг. [1, с. 3].

Обеспечить дальнейшее повышение конкурентоспособности национальной экономики позволяет решение поставленных Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым задач по опережающему развитию важнейших отраслей и производств. К ним относятся газоперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, электротехническая промышленность, энергетика, автомобилестроение, фармацевтика, машиностроение, сфера информационно-коммуникационных технологий. Приоритетной является и углубленная переработка местных сырьевых ресурсов, в том числе продукции сельского хозяйства, за счет дальнейшего развития легкой, текстильной, пищевой и других отраслей промышленности [2, с. 101].

В последние годы в структурной перестройке экономики страны достигнуты весомые результаты. ВВП страны отражает отраслевую структуру национальной экономики и её развитие. Так, удельный вес промышленности в производстве ВВП снизился с 22,8 % до 14 %, соответственно в 1990 и 2000 гг. Однако начиная с 2000 г. наблюдается рост доли отрасли промышленности в производстве ВВП республики, в частности удельный вес данной отрасли, составил в 2009 г. — 23,6 %, в 2011 году — 24 %, 2015 году — 33,5 % ВВП, транспорта и связи — с 7,7 до 13,7 процентов. При этом соотношение в сфере производства республики меняется в сторону уменьшения доли сельского хозяйства, хотя последняя является важнейшей отраслью нашей экономики. Так, за рассматриваемый период произошло снижение доли данной отрасли с 33, % в 1990 году до 30,4 % в 2000 году, 18,2 % в 2009 г., 17,6 % в 2011 году, 16,6 % в 2015 году, что является следствием проводимой в республике политики модернизации, реструктуризации экономики и роста промышленного производства за счет стимулирования экспортоориентированных отраслей. [3, с. 4].

Это говорит о том, что экономика Узбекистана принимает все более индустриальный характер, приближаясь по структуре к высокоразвитым странам.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.
  3. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2015 год. — Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике. — Т.: 2016. — С. 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle