Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 954-958.



Классические экономисты оценивали промышленность как двигатель экономического роста. По их мнению, она характеризуется возрастающей отдачей в долгосрочной перспективе не только в пределах самого сектора, но и других секторов экономики, т. е. здесь с расширением выпуска наблюдается и рост производительности. Промышленность связана с различными другими направлениями, для нее также характерно создавать внешние эффекты. Конечно, сельское хозяйство и сфера услуг тоже могут способствовать становлению и развитию многочисленных подобных взаимосвязей, но разница в том, что они не могут предложить те возможности по специализации и разделению труда в рамках своих секторов, в отличие от промышленности. Кроме того, характерной чертой промышленности является то, что повышение производительности и технические новшества, возникающие в производственном секторе, постепенно перетекают в другие секторы путем приобретения капитала и промежуточных товаров. Поэтому в настоящее время созрела необходимость пересмотра и разработки специального института формирования и реализации промышленной политики в Узбекистане. Следует разграничить функции существующих институтов и усилить действенность уже созданных.

Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики [1, с. 2].

В условиях модернизации экономики для республики проблема стимулирования устойчивого экономического роста особенно актуальна. Нам следует делать ставку на стратегию заимствования технологий и расширять внутренний рынок. Особенно необходима система институтов, обеспечивающая координацию усилий государства и частного сектора. Речь должна идти о масштабных программах перевооружения старых и о создании новых отраслей. Для решения таких задач, как подсказывает опыт успешных стран, возможна современная версия индикативного планирования, базирующаяся на взаимодействии правительства с отраслевыми ассоциациями бизнеса [2, с. 76].

Система косвенного регулирования промышленной политики предполагает, что в ее формировании активно участвует не только государство, но и бизнес, научные и общественные институты. Важным моментом в условиях модернизации экономики стал переход от понятия «промышленная политика» к понятию «политика конкурентоспособной промышленности». Новую концепцию определяет инновационный подход, развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Речь идет, прежде всего, о внедрении современных технологий более глубокой переработки исходного сырья и полуфабрикатов, строительстве для этого новых комплексов и производств в таких отраслях, как нефтегазовая, нефтехимическая и химическая, легкая и электротехническая, а также производстве востребованных на мировом, региональном и внутреннем рынках готовых товаров текстильной, кожевенно-обувной, пищевой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, электронной и электробытовой техники, строительных и отделочных материалов [1,с.2].

Промышленная политика как составная часть экономической политики государства включает систему мер прямого и косвенного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышение национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствование управления, решение инфраструктурных и социальных проблем, направлена на структурные преобразования и рост производства. Правильное определение места и роли государственной промышленной политики является одним из важнейших звеньев модернизации. Вызовы и угрозы финансово-экономических кризисов, растущая конкуренция, необходимость обеспечения технологической безопасности страны ставят перед промышленностью Узбекистана важнейшую цель — устойчивого, динамичного и сбалансированного развития, углубления структурных преобразований, направленных на диверсификацию основных ее отраслей и рост экспортного потенциала, дальнейшего повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей, комплексов и предприятий промышленности на основе их модернизации, технического и технологического обновления производства. Реформирование национальной промышленности при активной роли государства носило поэтапный характер с использованием на каждом этапе адекватных инструментов и механизмов регулирования.

В основном выделяют следующие этапы реформирования:

 1991–1995 гг. — создание основ рыночной экономики, процесс последовательной трансформации экономики и адаптации промышленных предприятий к новым условиям;

 1996–2000 гг. — период стабилизации промышленного производства;

 2001–2005 гг.–период либерализации экономики, углубления институциональных преобразований;

 2006 г.–по настоящее время — период модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей промышленности, диверсификации производства.

Основными результатами реформирования и развития промышленности Узбекистана за годы независимости явились:

 Узбекистан одним из первых из стран СНГ смог стабилизировать промышленное производство;

 уже к середине 90-х годов достигнут дореформенный уровень производства;

 сформирована многоукладная экономика с развитием частного сектора в промышленности. Как показывает анализ, проводимые институциональные реформы способствовали повышению доли предприятий негосударственной формы собственности с 75 % в 2000 г. до 93,0 % в 2014 г., доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента, а имея при этом постоянную тенденцию роста за последний ряд лет;

 обеспечен стабильный рост производства промышленной продукции, за последний 20 лет промышленное производство выросло более чем в 2,9 раза, кроме того, за этот период в Узбекистане был обеспечен самый высокий среди стран СНГ рост объема производства промышленной продукции — 291,7 %, против средневзвешенного показателя этих же стран — 94,2 %;

 вырос показатель доли экспорта в валовой продукции промышленности и созданы новые (в том числе высокотехнологичные) отрасли в промышленности.

Доля такой высокотехнологичной отрасли, как машиностроительной продукции в промышленном производстве по прогнозу будет составлять 20,4 % в текущем году против 9,9 % в 2000 г. и она имеет тенденцию постоянного роста.

В связи с этим Президент Узбекистана И. А. Каримов особо отмечает, что «в конкретных условиях нашей страны и региона речь идет об опережающем развитии современных отраслей и производств, таких как автомобилестроение, электротехническая промышленность, машиностроение» [3, с.53].

Отмечаются структурные отраслевые сдвиги в промышленности. Так, наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства занимают такие отрасли, как топливная, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая промышленность и цветная металлургия. При этом, как показывает анализ, за последний период они же обеспечили наибольший рост и основной вклад в прирост производства промышленной продукции. Осуществление активной политики по технической модернизации отраслей промышленности и производственной инфраструктуры обеспечило создание новых высокотехнологичных отраслей, таких как: автомобилестроение, нефтегазохимия, электротехника, нефтегазовое машиностроение, железнодорожное машиностроение, текстильная промышленность, промышленность строительных материалов (ПСМ), фармацевтика, мебельная промышленность.

Влияние мирового финансового экономического кризиса на развитие индустриального сектора экономики Узбекистана определялось в основном двумя факторами — состоянием мирового финансового сектора и ценами на сырьевые товары, экспортируемые республикой. По экспертным оценкам, влияние этих факторов будет ослабевать. На это указывает политика мировых финансовых институтов, деятельность которых в настоящее время направлена на стабилизацию денежных рынков и процесс уравновешивания спроса и предложения на рынках сырья. Реализация антикризисных мер по поддержке отраслей реального сектора позволила в целом сохранить положительную тенденцию функционирования промышленности страны. Узбекистан сохраняет свои передовые позиции на международных рынках природного газа, цветных металлов, урана, хлопка, шелка и др. Вместе с тем еще не до конца используется имеющийся потенциал для ускоренного роста и повышения конкурентоспособности промышленного сектора.

Объективная необходимость крупномасштабной модернизации продиктована такими причинами, как наличие значительного парка устаревшего оборудования и сравнительно низкий коэффициент обновления основных производственных фондов. Несмотря на то, что уровень износа основных производственных фондов в промышленности Узбекистана за последний 5 лет сократился с 47,9 до 43, %, эта проблема остается актуальной для экономики. Сравнительный отраслевой анализ степени износа основных фондов показал, что в некоторых отраслях прослеживается положительная динамика сокращения этого показателя (черная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, ПСМ, легкая и пищевая).

Важнейшими проблемами крупных предприятий остаются вопросы поставки сырья и материалов, сбыта продукции, внедрения инноваций, подготовки кадров, решение которых во многом определяет уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Правительством Республики Узбекистан были приняты конкретные финансово-экономические меры по поддержке предприятий реального сектора экономики. Эти меры направлены на предотвращение банкротства ведущих предприятий экспортоориентированных отраслей промышленности. Реализованы мероприятия по сохранению их кадрового состава, поддержанию и развитию производственного потенциала, оказанию реальной помощи в формировании портфеля заказов с тем, чтобы обеспечить стабильность работы и ритмичность поставок продукции по заключенным договорам. В научных кругах давно ведется дискуссия по поводу преимуществ той или иной стратегии индустриализации. Ряд научных исследований подтвердил, что в долгосрочном плане экспортоориентированная политика имеет преимущество над импортозамещающей. Как показал анализ, проведенный специалистами Всемирного банка на основе данных по 41 стране за 1963–1985 гг., страны, которые проводили сильную импортозамещающую политику, в долгосрочном плане имели среднегодовой экономический рост не более 1,6 %, тогда как страны с сильной экспортоориентацией — 6–7 %1. Причем эффективность инвестиций в странах с импортозамещающей политикой была в 2 раза меньше, чем в странах, стимулировавших экспорт. А средние темпы роста промышленного экспорта в странах с сильной экспортной ориентацией составляли 14,5–15 %, т. е. намного выше по сравнению со странами с сильным импортозамещением, где они равны 3–5 %. [4, с.71].

За последний 20 лет доля экспорта в общем объеме промышленного производства увеличилась с 23,6 до 50,4 %. Происходят позитивные сдвиги, проявляющиеся в повышении удельного веса высокотехнологичной продукции в товарной структуре экспорта. Наиболее высокая доля экспорта в объеме производства продукции наблюдается в цветной металлургии, легкой промышленности, ТЭК, химической и нефтехимической отраслях. Снижение этого показателя отмечается в машиностроении и металлообработке, что объясняется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса, который привел к снижению спроса на продукцию автомобилестроения на внешнем рынке. Важной задачей государственной экономической политики в модернизации промышленной структуры страны является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса. Основными источниками средств для проведения промышленной политики обычно выступают: частные и государственные сбережения и инвестиции, а также прямые и портфельные иностранные инвестиции и займы. Обновление технологической структуры промышленности возможно лишь в условиях динамичного инвестиционного процесса, что в решающей степени зависит от налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Для этого необходимо: 1) создание преференциальных условий для сбережений и накопления капитала; 2) либерализация монетарной политики; 3) создание условий для дополнительной эмиссии в промышленные инвестиции.

Анализ проводимой инвестиционной политики за прошедшие годы показывает, что объемы капитальных вложений стабильно растут, при этом опережающими темпами растут средства предприятий и прямые иностранные инвестиции по сравнению со средствами госбюджета. Коммерческие банки активно участвуют в реализации долгосрочных программ модернизации отраслей реального сектора. Так, в рамках Программы в течение 2011–2015 гг. предусмотрена реализация около 1064 проектов с направлением в них финансовых средств на сумму в 21,1 млрд. долл. США, из них кредитов банков на 762,2 млн. долл. США. Кроме того, осуществляется реализация Программы первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, согласно которой в 2012–2016 гг. намечается реализация более 270 инвестиционных проектов с расчетной стоимостью 6,2 млрд. долл. США, из которых около 1,5 млрд. долл. США — кредиты коммерческих банков. Достигнутые успехи в развитии инвестиционной деятельности банков Узбекистана, значительный рост долгосрочных инвестиционных кредитов были обусловлены как укреплением ресурсной базы банковской системы, так и ростом эффективности и производительности предприятий и организаций реального сектора экономики [5, с.89].

Экспертные оценки структуры основных факторов, влияющих на рост промышленности, показывают, что в последние годы на фактор модернизации, технического и технологического обновления промышленности приходилось порядка 40 %. Более чем на 30 % рост промышленного производства был обеспечен за счет нового строительства. И около 30 % обеспечили остальные факторы — повышение эффективности использования основных производственных фондов, институциональные преобразования, совершенствование управления производством, маркетинговая политика и прочие факторы.

В целом меры, направленные на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства отраслей промышленности, усиление процессов локализации производств, активизировали деятельность предприятий по разработке и внедрению новых видов продукции, современной техники и технологий, инновационных методов организации и управления производством. Эти результаты анализа свидетельствуют о положительном влиянии программ модернизации и технического обновления отраслей промышленности на рост и качество промышленного производства.

Реализация целенаправленных мер по структурным преобразованиям и диверсификации экономики и формированию качественно обновленных отраслей и производств, способных обеспечить вывод индустриального сектора страны на инновационный уровень развития в условиях осуществления программ модернизации, технического и технологического обновления важнейших отраслей индустриального сектора экономики, позволила обеспечить рост показателей эффективности промышленного производства.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.
  3. Каримов И. А. Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа — Т.: Узбекистан, 2010. С. 53.
  4. Сардор Аъзам. Промышленная политика в условиях либерализации внешней торговли: опыт зарубежных стран.//Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015. — стр 71
  5. Музафар Каримов. Инвестиционная активность коммерческих банков: факторы и моделирование. //Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015. — стр 89

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle