Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 954-958.



Классические экономисты оценивали промышленность как двигатель экономического роста. По их мнению, она характеризуется возрастающей отдачей в долгосрочной перспективе не только в пределах самого сектора, но и других секторов экономики, т. е. здесь с расширением выпуска наблюдается и рост производительности. Промышленность связана с различными другими направлениями, для нее также характерно создавать внешние эффекты. Конечно, сельское хозяйство и сфера услуг тоже могут способствовать становлению и развитию многочисленных подобных взаимосвязей, но разница в том, что они не могут предложить те возможности по специализации и разделению труда в рамках своих секторов, в отличие от промышленности. Кроме того, характерной чертой промышленности является то, что повышение производительности и технические новшества, возникающие в производственном секторе, постепенно перетекают в другие секторы путем приобретения капитала и промежуточных товаров. Поэтому в настоящее время созрела необходимость пересмотра и разработки специального института формирования и реализации промышленной политики в Узбекистане. Следует разграничить функции существующих институтов и усилить действенность уже созданных.

Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики [1, с. 2].

В условиях модернизации экономики для республики проблема стимулирования устойчивого экономического роста особенно актуальна. Нам следует делать ставку на стратегию заимствования технологий и расширять внутренний рынок. Особенно необходима система институтов, обеспечивающая координацию усилий государства и частного сектора. Речь должна идти о масштабных программах перевооружения старых и о создании новых отраслей. Для решения таких задач, как подсказывает опыт успешных стран, возможна современная версия индикативного планирования, базирующаяся на взаимодействии правительства с отраслевыми ассоциациями бизнеса [2, с. 76].

Система косвенного регулирования промышленной политики предполагает, что в ее формировании активно участвует не только государство, но и бизнес, научные и общественные институты. Важным моментом в условиях модернизации экономики стал переход от понятия «промышленная политика» к понятию «политика конкурентоспособной промышленности». Новую концепцию определяет инновационный подход, развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Речь идет, прежде всего, о внедрении современных технологий более глубокой переработки исходного сырья и полуфабрикатов, строительстве для этого новых комплексов и производств в таких отраслях, как нефтегазовая, нефтехимическая и химическая, легкая и электротехническая, а также производстве востребованных на мировом, региональном и внутреннем рынках готовых товаров текстильной, кожевенно-обувной, пищевой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, электронной и электробытовой техники, строительных и отделочных материалов [1,с.2].

Промышленная политика как составная часть экономической политики государства включает систему мер прямого и косвенного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышение национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствование управления, решение инфраструктурных и социальных проблем, направлена на структурные преобразования и рост производства. Правильное определение места и роли государственной промышленной политики является одним из важнейших звеньев модернизации. Вызовы и угрозы финансово-экономических кризисов, растущая конкуренция, необходимость обеспечения технологической безопасности страны ставят перед промышленностью Узбекистана важнейшую цель — устойчивого, динамичного и сбалансированного развития, углубления структурных преобразований, направленных на диверсификацию основных ее отраслей и рост экспортного потенциала, дальнейшего повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей, комплексов и предприятий промышленности на основе их модернизации, технического и технологического обновления производства. Реформирование национальной промышленности при активной роли государства носило поэтапный характер с использованием на каждом этапе адекватных инструментов и механизмов регулирования.

В основном выделяют следующие этапы реформирования:

 1991–1995 гг. — создание основ рыночной экономики, процесс последовательной трансформации экономики и адаптации промышленных предприятий к новым условиям;

 1996–2000 гг. — период стабилизации промышленного производства;

 2001–2005 гг.–период либерализации экономики, углубления институциональных преобразований;

 2006 г.–по настоящее время — период модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей промышленности, диверсификации производства.

Основными результатами реформирования и развития промышленности Узбекистана за годы независимости явились:

 Узбекистан одним из первых из стран СНГ смог стабилизировать промышленное производство;

 уже к середине 90-х годов достигнут дореформенный уровень производства;

 сформирована многоукладная экономика с развитием частного сектора в промышленности. Как показывает анализ, проводимые институциональные реформы способствовали повышению доли предприятий негосударственной формы собственности с 75 % в 2000 г. до 93,0 % в 2014 г., доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента, а имея при этом постоянную тенденцию роста за последний ряд лет;

 обеспечен стабильный рост производства промышленной продукции, за последний 20 лет промышленное производство выросло более чем в 2,9 раза, кроме того, за этот период в Узбекистане был обеспечен самый высокий среди стран СНГ рост объема производства промышленной продукции — 291,7 %, против средневзвешенного показателя этих же стран — 94,2 %;

 вырос показатель доли экспорта в валовой продукции промышленности и созданы новые (в том числе высокотехнологичные) отрасли в промышленности.

Доля такой высокотехнологичной отрасли, как машиностроительной продукции в промышленном производстве по прогнозу будет составлять 20,4 % в текущем году против 9,9 % в 2000 г. и она имеет тенденцию постоянного роста.

В связи с этим Президент Узбекистана И. А. Каримов особо отмечает, что «в конкретных условиях нашей страны и региона речь идет об опережающем развитии современных отраслей и производств, таких как автомобилестроение, электротехническая промышленность, машиностроение» [3, с.53].

Отмечаются структурные отраслевые сдвиги в промышленности. Так, наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства занимают такие отрасли, как топливная, машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая промышленность и цветная металлургия. При этом, как показывает анализ, за последний период они же обеспечили наибольший рост и основной вклад в прирост производства промышленной продукции. Осуществление активной политики по технической модернизации отраслей промышленности и производственной инфраструктуры обеспечило создание новых высокотехнологичных отраслей, таких как: автомобилестроение, нефтегазохимия, электротехника, нефтегазовое машиностроение, железнодорожное машиностроение, текстильная промышленность, промышленность строительных материалов (ПСМ), фармацевтика, мебельная промышленность.

Влияние мирового финансового экономического кризиса на развитие индустриального сектора экономики Узбекистана определялось в основном двумя факторами — состоянием мирового финансового сектора и ценами на сырьевые товары, экспортируемые республикой. По экспертным оценкам, влияние этих факторов будет ослабевать. На это указывает политика мировых финансовых институтов, деятельность которых в настоящее время направлена на стабилизацию денежных рынков и процесс уравновешивания спроса и предложения на рынках сырья. Реализация антикризисных мер по поддержке отраслей реального сектора позволила в целом сохранить положительную тенденцию функционирования промышленности страны. Узбекистан сохраняет свои передовые позиции на международных рынках природного газа, цветных металлов, урана, хлопка, шелка и др. Вместе с тем еще не до конца используется имеющийся потенциал для ускоренного роста и повышения конкурентоспособности промышленного сектора.

Объективная необходимость крупномасштабной модернизации продиктована такими причинами, как наличие значительного парка устаревшего оборудования и сравнительно низкий коэффициент обновления основных производственных фондов. Несмотря на то, что уровень износа основных производственных фондов в промышленности Узбекистана за последний 5 лет сократился с 47,9 до 43, %, эта проблема остается актуальной для экономики. Сравнительный отраслевой анализ степени износа основных фондов показал, что в некоторых отраслях прослеживается положительная динамика сокращения этого показателя (черная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, ПСМ, легкая и пищевая).

Важнейшими проблемами крупных предприятий остаются вопросы поставки сырья и материалов, сбыта продукции, внедрения инноваций, подготовки кадров, решение которых во многом определяет уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Правительством Республики Узбекистан были приняты конкретные финансово-экономические меры по поддержке предприятий реального сектора экономики. Эти меры направлены на предотвращение банкротства ведущих предприятий экспортоориентированных отраслей промышленности. Реализованы мероприятия по сохранению их кадрового состава, поддержанию и развитию производственного потенциала, оказанию реальной помощи в формировании портфеля заказов с тем, чтобы обеспечить стабильность работы и ритмичность поставок продукции по заключенным договорам. В научных кругах давно ведется дискуссия по поводу преимуществ той или иной стратегии индустриализации. Ряд научных исследований подтвердил, что в долгосрочном плане экспортоориентированная политика имеет преимущество над импортозамещающей. Как показал анализ, проведенный специалистами Всемирного банка на основе данных по 41 стране за 1963–1985 гг., страны, которые проводили сильную импортозамещающую политику, в долгосрочном плане имели среднегодовой экономический рост не более 1,6 %, тогда как страны с сильной экспортоориентацией — 6–7 %1. Причем эффективность инвестиций в странах с импортозамещающей политикой была в 2 раза меньше, чем в странах, стимулировавших экспорт. А средние темпы роста промышленного экспорта в странах с сильной экспортной ориентацией составляли 14,5–15 %, т. е. намного выше по сравнению со странами с сильным импортозамещением, где они равны 3–5 %. [4, с.71].

За последний 20 лет доля экспорта в общем объеме промышленного производства увеличилась с 23,6 до 50,4 %. Происходят позитивные сдвиги, проявляющиеся в повышении удельного веса высокотехнологичной продукции в товарной структуре экспорта. Наиболее высокая доля экспорта в объеме производства продукции наблюдается в цветной металлургии, легкой промышленности, ТЭК, химической и нефтехимической отраслях. Снижение этого показателя отмечается в машиностроении и металлообработке, что объясняется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса, который привел к снижению спроса на продукцию автомобилестроения на внешнем рынке. Важной задачей государственной экономической политики в модернизации промышленной структуры страны является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса. Основными источниками средств для проведения промышленной политики обычно выступают: частные и государственные сбережения и инвестиции, а также прямые и портфельные иностранные инвестиции и займы. Обновление технологической структуры промышленности возможно лишь в условиях динамичного инвестиционного процесса, что в решающей степени зависит от налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Для этого необходимо: 1) создание преференциальных условий для сбережений и накопления капитала; 2) либерализация монетарной политики; 3) создание условий для дополнительной эмиссии в промышленные инвестиции.

Анализ проводимой инвестиционной политики за прошедшие годы показывает, что объемы капитальных вложений стабильно растут, при этом опережающими темпами растут средства предприятий и прямые иностранные инвестиции по сравнению со средствами госбюджета. Коммерческие банки активно участвуют в реализации долгосрочных программ модернизации отраслей реального сектора. Так, в рамках Программы в течение 2011–2015 гг. предусмотрена реализация около 1064 проектов с направлением в них финансовых средств на сумму в 21,1 млрд. долл. США, из них кредитов банков на 762,2 млн. долл. США. Кроме того, осуществляется реализация Программы первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, согласно которой в 2012–2016 гг. намечается реализация более 270 инвестиционных проектов с расчетной стоимостью 6,2 млрд. долл. США, из которых около 1,5 млрд. долл. США — кредиты коммерческих банков. Достигнутые успехи в развитии инвестиционной деятельности банков Узбекистана, значительный рост долгосрочных инвестиционных кредитов были обусловлены как укреплением ресурсной базы банковской системы, так и ростом эффективности и производительности предприятий и организаций реального сектора экономики [5, с.89].

Экспертные оценки структуры основных факторов, влияющих на рост промышленности, показывают, что в последние годы на фактор модернизации, технического и технологического обновления промышленности приходилось порядка 40 %. Более чем на 30 % рост промышленного производства был обеспечен за счет нового строительства. И около 30 % обеспечили остальные факторы — повышение эффективности использования основных производственных фондов, институциональные преобразования, совершенствование управления производством, маркетинговая политика и прочие факторы.

В целом меры, направленные на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства отраслей промышленности, усиление процессов локализации производств, активизировали деятельность предприятий по разработке и внедрению новых видов продукции, современной техники и технологий, инновационных методов организации и управления производством. Эти результаты анализа свидетельствуют о положительном влиянии программ модернизации и технического обновления отраслей промышленности на рост и качество промышленного производства.

Реализация целенаправленных мер по структурным преобразованиям и диверсификации экономики и формированию качественно обновленных отраслей и производств, способных обеспечить вывод индустриального сектора страны на инновационный уровень развития в условиях осуществления программ модернизации, технического и технологического обновления важнейших отраслей индустриального сектора экономики, позволила обеспечить рост показателей эффективности промышленного производства.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.
  3. Каримов И. А. Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа — Т.: Узбекистан, 2010. С. 53.
  4. Сардор Аъзам. Промышленная политика в условиях либерализации внешней торговли: опыт зарубежных стран.//Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015. — стр 71
  5. Музафар Каримов. Инвестиционная активность коммерческих банков: факторы и моделирование. //Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015. — стр 89
Основные термины (генерируются автоматически): отраслей промышленности, промышленного производства, сектора экономики, производства промышленной продукции, условиях модернизации экономики, промышленной политики, реального сектора, индустриального сектора экономики, реального сектора экономики, отраслей реального сектора, модернизации отраслей, конкурентоспособности национальной экономики, основных производственных фондов, программ модернизации, модернизации отраслей промышленности, объеме промышленного производства, рост производства, диверсификации экономики, промышленности Узбекистана, сектора экономики Узбекистана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle