Библиографическое описание:

Рыбалкина А. С. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 30-32.



В данной статье рассмотрен порядок деления земель на категории и проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую.

Ключевые слова: категории земель, перевод земель из одной категории в другую.

В ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен один из центральных принципов земельного права принцип деления земель на категории по целевому назначению, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли подразделяются на категории по целевому и функциональному назначению и выделяются в качестве особой группы в зависимости от их значения.

Так в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, транспорта, энергетики, радиовещания, связи, информатики, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли водного фонда;

— земли лесного фонда;

— земли запаса.

Данное разделение предназначено для определения правового статуса земельного участка с целью его охраны и использования только по назначению, а также для сохранения первоначальных свойств участка [4].

Земли и земельные участки должны принадлежать только лишь к одной из семи категорий, не должно быть земель или земельных участков, не отнесенных к какой-либо категории [5]. Законодатель в п. 2 ст. 8 Земельного Кодекса РФ закрепил перечень документов, в которых должна быть указана категория земель, к ним относятся:

— акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

— государственный кадастр недвижимости;

— документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— договоры, предметом которых являются земельные участки;

— иных документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Категория земель должна быть указана во всех вышеперечисленных документах, иначе они считаются не соответствующими требованиям законодательства и недействительными. [1]

В некоторых случаях целевое назначение земли требует изменений. Так, например, в связи с необходимостью проведения дорог или коммуникаций, осуществления нового жилищного или промышленного строительства и т. д. Изменяется целевое назначение земельного участка, путем перевода земель из одной категории в другую.

Перевод земель из одной категории в другую является важным институтом земельного права. Осуществление перевода влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, а именно правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т. д. [2]

П. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ содержит перечень земель в отношении которых осуществляется перевод из одной категории в другую:

— земель, находящихся в федеральной собственности;

— земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

— земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

— земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельскохозяйственного назначения;

— земель иного целевого назначения.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентирован нормативно правовыми актами, а также Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12. 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». С принятием данного закона были решены многие проблемные вопросы, так как ранее отсутствовал специализированный закон, регулирующий процедуру перевода земель из одной категории в другую, что вызывало трудности в судебной практике. Однако в применении на практике закон имеет некоторые недочеты:

— не раскрыты понятия: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», что позволяет государственным органам, занимающимся процедурой перевода земель, трактовать их по- разному.

— пробелы существуют в основаниях, по которым может быть отказано в переводе земель, формулировка является неточной и ее можно применить в большом количестве случаев.

— разделен перевод земель и земельных участков, однако критерии, по которым их нужно различать, не установлены.

— перевод земельного участка из земель запаса в другую категорию проводится после формирования в законодательном порядке акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Но наличие данного документа не всегда является достаточным условием для безопасного перевода. На наш взгляд необходимо требование о проведении экологической экспертизы и о планах рекультивации земель при переводе их в земли запасов, так как в соответствии с Земельным Кодексом РФ в земли запаса могут переводиться земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, не проведение экспертизы может нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие пробелы законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую, требуют устранения, на наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо внести некоторые поправки в закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

— раскрыть содержание таких понятий, как «правообладатель», «ненадлежащее лицо», «заинтересованное лицо»;

— уточнить формулировку оснований отказа в переводе земель или земельных участках из одной категории в другую.

— ввести критерии разграничения перевода земель и земельных участков.

— внести требование об экологической экспертизе для перевода земель запаса в другие категории.

Литература:

1. Смагина О. В. Отнесение земель к категориям. Перевод земель из одной категории в другую// Имущественные отношения в России. — 2007. — № 5.

2. Хураськина Н. В. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую// Социально-политические науки. – 2013. — № 1.

3. Потапова А. Н. Правовые проблемы перевода земельных участков из одной категории в другую// Научное сообщество студентов XXI столетия. — 2013.

4. Остапенко А. Г., Пилюк Р. А. Права собственности на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации // Экономика, социология и право. — 2015. — № 11. С.105–108.

5. Остапенко А. Г. Правовое регулирование отношений между соседями, имеющими общие границы, посредством сервитутов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle