Библиографическое описание:

Никоева С. З. Проблемы применения законодательства о правовом режиме государственных природных заповедников // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 25-26.



В статье проводится анализ правового регулирования государственных природных заповедников. Рассматривается вопрос об ответственности за правонарушения на территории заповедников в Российской Федерации. Выявлены проблемы в связи с их применением правоохранных норм, и предложены возможные варианты их решения.

Ключевые слова: экологическое право, особо охраняемые территории, государственные природные заповедники, федеральные законы, уголовная ответственность, административная ответственность.

Природа нашей планеты во все времена являлась ценностью для человечества. Еще с древних времен люди понимали, что охрана окружающей среды играет очень важную роль, и старались максимально сохранить её на определенных территориях. Такое отношение к природе явилось результатом появления заповедников. Однако, несмотря на все усилия человека сберечь природу, они не смогли сохранить её первозданный вид. На сегодняшний день, проблема существования естественных экологических систем и природных комплексов является одной из основных проблем современного общества [1].

Государственные природные заповедники РФ это один из видов особо охраняемых территорий, которые выделяются как наиболее строгие по режиму охраны. На таких территориях имеют свое нахождение природные системы и комплексы, которые являются ценностью для нашего государства.

Согласно Закону № 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Природная среда в границах государственных природных заповедников должна быть сохранена в своем естественном состоянии, экономически и иная деятельность должна быть полностью запрещена, но за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 33 Закона № 33-ФЗ задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также гражданами установленных гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды: а) режима особо охраняемой природной территории; б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, которая касается вопросов уничтожения либо повреждения знаков особо охраняемых природных территорий. Еще КоАП содержит положения, которые устанавливают другие виды ответственности в целях обеспечения защиты природных заповедников, предупреждения причинения вреда им, а также сбережения биологического многообразия.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за правонарушения, связанные с правовым режимом особо охраняемых природных территорий. В соответствии со статей 262 Уголовного Кодекса Российской Федерации нарушение установленного режима на территориях государственных природных заповедников установлена более строгая в сравнении с административной — уголовная ответственность [2]. Данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до трех лет, либо в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, или исправительных работ на срок до двух лет. Указанная статья служит для обеспечения защиты особо охраняемых территорий и объектов, предотвращение причинения вреда им, сохранение биологического разнообразия. Также уголовная ответственность установлена в статье 36 Закона № 33-ФЗ за нарушение установленного режима особой охраны на территориях особо охраняемых природных территорий. Где под нарушениями установленного режима следует определять действия, которые совершаются в противовес условиям, установленных в статье 9 Закона № 33-ФЗ.

Довольно дискуссионным и актуальным в настоящее остается такой вопрос, есть ли необходимость вывести из отрасли уголовного права данный состав? Такая дискуссия породила то, что субъективный состав данного преступления может рассматриваться как с прямым, так и с косвенным умыслом [3]. В современной литературе существует мнение согласно которому данная статья толкуется данной со стороны прямого умысла. Так как такой умысел предполагает, что последствием данного деяния будет значительный ущерб, выражающийся в уничтожении определенных комплексов и памятников природы, ухудшения их состояния т. п. Также сторонники выведения данной статьи из УК РФ считают, что данное деяние рассматривается в рамках гражданско-правовой ответственности. Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что результативность рассматриваемой нами статьи УК РФ является гарантией обеспечения защиты природных заповедников, а также способствует предотвращению экологических преступлений. Экологические преступления должны караться по всей строгости закона в рамках УК РФ.

Что касаемо гражданско-правовой ответственности, то Закон № 33-ФЗ устанавливает, что вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Таким образом, считаем целесообразным добавить упоминание об административной ответственности в часть 2 статьи 36 Закона № ЗЗ-ФЗ. И изложить её в следующей редакции: «2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность и административная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий». Следует отметить, что каждый человек, который нарушит положение статей УК РФ, КоАП, ГК РФ и других нормативно-правовых актов, связанных с правовым регулированием государственных природных заповедников, должен наказываться справедливо по всей строгости. Только таким образом можно удержать потенциальных нарушителей и сохранить остатки девственной природы на особо охраняемых территориях.

Литература:

  1. Гринь Е. А., Браславец В. Правовые меры охраны режима заповедников.В сборнике: Пути оптимизации научных исследований материалы XI (LI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. 2014. С. 32–33.
  2. Коробкин Э. А., Гринь Е. А. К вопросу об ответственности юридических лиц в экологическом законодательстве.//Science Time. 2015. № 12 (24). С. 418–421.
  3. Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике. // В сборнике: Право: современные тенденции. Материалы III Международной научной конференции. Краснодар. 2016. С. 114–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle