Библиографическое описание:

Ивашкова П. М. Правовая природа института публичных слушаний // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 14-16.



В данной статье рассматривается вопрос о понятии и роли публичных слушаний в решении вопросов местного значения. Также затрагивается проблема определения публичных слушаний как формы непосредственного осуществления народом своей власти.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, публичные слушания, народовластие, решение вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации определяет носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как и многие другие правовые нормы, конкретизирует данное положение Конституции и устанавливает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Конституционно-правовой смысл современного института публичных слушаний применительно к регулированию муниципальных правоотношений выявлен в Определении Конституционного Суда от 8 декабря 2011 года № 1808-О-О [1], указавшего, что публичные слушания относятся к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права гражданина на местное самоуправление.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ [2]), проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что публичные слушания как правовой институт являются важнейшим инструментом в осуществлении градостроительной деятельности [3].

Конституционный Суд Российской Федерации [4] характеризует публичные слушания следующим образом: «Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам».

Так, Конституционный суд не относит публичные слушания к формам осуществления народом своей власти. Однако общие нормы, устанавливающие порядок проведения публичных слушаний включены в главу 5 Федерального закона № 131-ФЗ «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». По этой причине, современными учеными проводятся частые дискуссии по вопросу отнесения публичных слушаний к формам осуществления народовластия или формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Также, проанализировав позицию Конституционного суда РФ, нам представляется возможным выделить основные черты, которые присущи публичным слушаниям.

1. Публичные слушания призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов).

Свободное обсуждение подразумевает то, что участие могут принимать все жители муниципального образования, независимо от того, какое место в решении вопросов местного значения они занимают. Независимость означает, что каждый участник публичных слушаний имеет право высказывать своё субъективное мнение, при этом он не связан никакими обязательствами перед другими участниками и заинтересованными лицами. Открытость публичных слушаний предполагает также то, что информация о проведении слушаний доводится до населения заблаговременно, результаты публичных слушаний подлежат опубликованию. Указанное обеспечивает своевременное и качественное разрешение вопроса местного значения, вынесенного на обсуждение.

2. На публичных слушаниях обсуждаются общественно значимые проблемы (вопросы), имеющие существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования.

Вопросы, выносимые на обсуждение, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ. Именно вопросы, указанные в ст. 28 Федерального закона, являются важными для осуществления народом своей власти на территории соответствующего муниципального образования и участия в осуществлении местного самоуправления. Необходимо отличать институт публичных слушаний от местного референдума и схода граждан, которые также являются формами осуществления народовластия и участия в осуществлении местного самоуправления [5]. Местный референдум в силу ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ также проводится на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Также, население заблаговременно информируется о проведении референдума, а его результаты подлежат официальному опубликованию. Однако граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах муниципального образования, участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, тогда как публичные слушания проводятся в форме открытого обсуждения вопроса, вынесенного на рассмотрение.

Кроме того, результатом проведения местного референдума, является конкретное решение, подлежащее обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, тогда как публичные слушания представляют собой не завершение процесса принятия решения и не способ непосредственного принятия решения, а способ промежуточных действий по подготовке итогового действия. Итоговое решение принимается не участниками публичных слушаний, а публичным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать итоговое решение.

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ, сход граждан может проводиться в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения, преобразования поселения, введении и использовании средств самообложения граждан и другие. Таким образом, имеет место различие в вопросах, выносимых на обсуждение двух рассматриваемых нами форм осуществления народовластия. Однако главным отличием схода граждан от публичных слушаний является то, что, как правило, сход граждан действует в населенных пунктах, численность населения которого составляет не более 100 человек, и является правомочным при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей муниципального образования.

Таким образом, публичные слушания являются одной из важных форм осуществления народом своей власти и участия в осуществлении местного самоуправления, так как являются обязательными и открытыми, что обеспечивает возможность учесть мнение каждого человека, заинтересованного в решении вопросов местного значения, вынесенных на обсуждение. Кроме того, они позволяют придать большую легитимность принимаемым публично-властным решениям, способствуют достижению общественного согласия, предоставляют гражданам запасные рычаги решения общественных проблем, не прибегая к использованию радикальных методов воздействия на органы власти

Литература:

1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1808-О-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2015 года) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16. 2016. № 1 (часть I). 79.

3. Гринь Е. А., Горбань П. А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 587–590.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

5. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014. С. 310–314.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle