Библиографическое описание:

Орлов П. А., Крайнова Н. В. О проекте исследования актуального состояния общественной (публичной) городской инфраструктуры как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения (на примере г. Челябинска) // Молодой ученый. — 2016. — №10.5. — С. 9-12.



Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения. Сформулированы цель, задачи, целевые аудитории, методы и условия достижения заявленных проектных идей.

Ключевые слова: безбарьерная среда, люди с ограниченными возможностями, маломобильные группы населения.

Проект, предоставляемый вниманию уважаемых участников конференции «СТУДЕНТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – 2016», осенью прошлого года подавался в организованный областным Законодательным Собранием молодежный конкурс «Челябинская область – это мы!».

И хотя та попытка претендентства оказалась безрезультатной, автор посчитала необходимым удостовериться в обоснованности некоторых своих идей накануне защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы по теме, непосредственно связанной с проектной проблематикой.

В изложении содержания проекта далее воспользуюсь перечнем пунктов конкурсной заявки.

Название проекта:Мониторинг актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения (на примере г. Челябинска).

Цель проекта – формирование у студенческой молодежи понимания «социального явления» инвалидности посредством привлечения к участию в исследовании актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры одного из крупных городов Российской Федерации – г. Челябинска – как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Задачи проекта:

во-первых, нивелировать в среде студенческой молодежи общественные стереотипы, опосредующие житейские предрассудки и непонимание по отношению к людям с ограниченными возможностями и другим маломобильным группам населения [1];

во-вторых, установить и интерпретировать практические правила языка, который предпочитают использовать люди с различными типами инвалидности, когда речь идет о них, а также правила этикета, способствующие реализации принципов «равенства возможностей»;

в-третьих, исследовать актуальное состояние общественной (публичной) инфраструктуры г. Челябинска с точки зрения нормативов обеспечения «безбарьерной» и «комфортной» среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения [2].

Представленный проект планировалось реализовать в течение года.

Целевыми аудиториями проекта были определены:

– студенческая молодежь, получающая высшее профессиональное образование по направлениям «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Реклама и связи с общественностью» в Институте экономики, торговли и технологий ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»;

– должностные лица и органы государственной и муниципальной власти и управления;

– люди с ограниченными возможностями;

– маломобильные группы населения (лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве: лица с временным нарушением здоровья или нетрудоспособностью, лица старших возрастов, лица с детскими колясками, женщины в период беременности, дети дошкольного возраста).

Посредством привлечения студенческой молодежи к добровольному участию в исследовании актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры одного из крупных городов Российской Федерации – г. Челябинска – «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения, я планировала:

– сформировать понимание инвалидности как «социального явления» [3] у будущих руководителей и деятелей политического и экономического развития города и региона;

– обеспечить людей с ограниченными возможностями и маломобильные группы населения актуальной и полезной информацией о состоянии общественной (публичной) инфраструктуры города;

– акцентировать внимание должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти и управления на практике реализации норм и правил доступности, безопасности, информативности, комфортности объектов городской общественной (публичной) инфраструктуры.

В числе методов достижения заявленных в проекте задач, решающее значение должны были бы иметь методы: наблюдения, предусматривающий обязательное фиксирование полученных данных в специально разработанном Оценочном листе объекта каждым из добровольных участников проекта; обобщения и систематизации полученных в ходе исследования сведений об объектах городской общественной (публичной) инфраструктуры по районам и адресам их нахождения (расположения).

Далее Оценочный лист объекта, представляющий, в частности, «доступность подхода (подъезда) к объекту», «остановку общественного транспорта», «препятствия на пути к объекту», «характеристики крыльца и входа» и «характеристики внутри объекта», предполагалось «перевести» в графическую форму (см. табл. 1).

Таблица 1

Графическое представление характеристик объекта общественной (публичной) инфраструктуры г. Челябинска

Наименование объекта

Адрес

Телефон

Графическая характеристика объекта

Общая характеристика

доступности объекта

Комментарии

Например:

Администрация Калининского района г. Челябинска

454084, г. Челябинск, ул. Кирова, 10

Телефон приемной Главы Администрации

(351) 791-13-10

Телефон диспетчера (круглосуточный)

(351) 791-94-10

Факс: (351) 791-35-30

C:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Вход оборудован пандусом.pngC:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Количество ступеней на входе.pngC:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Тугая дверь.pngC:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Скользкое покрытие на входе,либо внутри здания.png

Пандус на входе

Количество ступенек на входе

Тугая дверь

Скользкое покрытие

C:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Внутренние помещения в целом не доступны.pngC:\Documents and Settings\Павел Орлов\Рабочий стол\moyastrana2013\Без посторонней помощи не обойтись.png

Объект в целом недоступен

Потребуется помощь

Сложный перекресток!

Исходя из количества необходимых для реализации проекта добровольных на безвозмездной основе участников (не менее 100 чел.), и числа включенных в исследование объектов общественной (публичной) инфраструктуры г. Челябинска, из расчета 3 объекта на 1 добровольного участника; в качестве критерия оценки эффективности проекта принималось количество добровольных участников, изъявивших желание продолжить работу в проекте и после представления отчетов по трем «положенным» объектам общественной (публичной) инфраструктуры г. Челябинска.

В качестве дополнительного критерия оценки эффективности проекта рассматривалось устно или письменно выраженное отношение к проекту со стороны должностных лиц, в силу профессиональных обязанностей связанных с функционированием объектов городской общественной (публичной) инфраструктуры и (или) практической реализацией норм и правил доступности, безопасности, информативности, комфортности этих объектов для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

По примерному перечню объектов общественной (публичной) инфраструктуры г. Челябинска, в исследование должны были попасть: Администрация г. Челябинска (1 объект), Администрации районов г. Челябинска (7 объектов), Отделение ПФ РФ по Челябинской области и Управления ПФ РФ в районах г. Челябинска (8 объектов), Государственное учреждение – Челябинское региональное отделение ФСС РФ и филиалы (5 объектов), Инспекции ФНС в районах г. Челябинска (7 объектов), нотариусы (около 50 объектов), районные управления СЗН, центры социального обслуживания, и пр. учреждения (около 40 объектов), медицинские учреждения (больницы, поликлиники, стоматологии, травматические пункты, крупнейшие аптеки, и пр.) (около 100 объектов), образовательные учреждения (вузы, центры детского творчества, спортивные и музыкальные школы, и пр.) (около 50 объектов), учреждения спорта, культуры и отдыха (стадионы, дворцы спорта, бассейны, театры, филармония, клубы, парки, зоопарк, цирк, и пр.) (около 50 объектов).

Таким образом, посредством привлечения студенческой молодежи к добровольному участию в его подготовке и исполнении проекта, я намеревалась:

– сформировать понимание инвалидности как «социального явления» у будущих руководителей и деятелей политического и экономического развития города и региона;

– обеспечить людей с ограниченными возможностями и маломобильные группы населения актуальной и полезной информацией о состоянии общественной (публичной) инфраструктуры города;

– акцентировать внимание должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти и управления на практике реализации норм и правил доступности, безопасности, информативности и комфортности объектов городской общественной (публичной) инфраструктуры.

Главным результатом реализации проекта полагалась публикация тиражом 500 экз. издания «О безбарьерной среде в доступном изложении: справочник-путеводитель по улицам г. Челябинска».

Литература:

  1. Орлов, П.А. Обособенностяхобщественноговосприятиятемы «инвалидность» / П.А. Орлов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/analytics/document355.shtml.
  2. СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001: Утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2011 г. № 605.
  3. Голдворс, Л.Некоторые проблемы социальной работы с инвалидами / Л. Голдворс, пер. с англ. – М.: Издательство Московского государственного социального университета, 1993. – С.38-40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle