Библиографическое описание:

Коврижкина Л. Н., Кудрик В. А., Селютин С. М. К вопросу о необходимости формирования кадрового резерва на государственной службе // Молодой ученый. — 2016. — №10.5. — С. 1-3.



В статье рассматриваются необходимость формирования кадрового резерва на государственной службе, выявлены основные недостатки формирования кадрового резерва и предложены рекомендации по его совершенствованию.

Ключевые слова: кадровый резерв, необходимость формирования кадрового резерва.

Государственная служба является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого государства, общества, определённой деятельности людей. Её суть и назначение были чётко определено только в конце ХХ века, тогда же сформировались и необходимые социальные институты. До этого в Советском Союзе все категории лиц, которые осуществляли трудовую деятельность в государственных учреждениях и получали плату за выполненную работу за счёт средств государства, автоматически считались государственными служащими.

Современные нормативно-правовые акты нашей страны, учебная литература по-разному трактуют понятие «государственная служба». Так, например, её можно определить как:

– исполнение определённых служебных обязанностей и полномочий гражданами;

– разновидность государственной службы в нашей стране.

Для осуществления непрерывной государственной деятельности предполагается создание кадрового резерва.

К кадровому резерву государственной службы относится сформированная анкетная база, включающая специалистов в будущем претендующих на вакантные должности. В неё в результате конкурса включают претендентов, которые могут осуществлять профессиональную деятельность в органах государственной власти, так как имеют профильное профессиональное образование, а личностные качества и характеристики соответствуют тем, которые необходимы для работы в государственных структурах.

Требования к гражданам, желающим попасть в кадровый резерв государственных служб, подробно изложены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1].

На наш взгляд, именно возможность создания кадрового резерва является определяющим условием для систематической и целенаправленной деятельности в органах государственной власти. Согласно статье 64 Федерального закона № 79, существуют определённые условия создания кадрового резерва. В него могут входить:

1) лица, которыми был успешно пройден конкурсный отбор целенаправленно в состав кадрового резерва в государственные структуры;

2) лица, согласившиеся участвовать в конкурсе на вакантную должность в гражданской службе и успешно прошедшие конкурсный отбор;

3) действующие гражданские служащие, прошедшие конкурс в качестве продвижения по служебно – карьерному пути;

4) действующие гражданские служащие, которыми была успешно пройдена аттестация по месту службы;

5) те гражданские служащие, которые по объективным причинам попали под сокращение.

Таким образом, именно конкурсный отбор определяет состав кадрового резерва в государственных структурах власти.

Челябинская область также имеет кадровый резерв, в который входят потенциальные претенденты на вакантные должности в государственных структурах. Система применения кадрового резерва довольно эффективна на территории России и имеет свои положительные результаты в плане оптимизации и своевременного замещения должностей. Благодаря ей удается укомплектовать все необходимые трудовые ресурсы для организации государственного управления и контроля.

Нами были проанализированы статистические данные, по которым можно проследить укомплектованность госслужащих по Челябинской области. В среднем она составляет 93,4% по всем ветвям власти, что является хорошим показателем в масштабах всей страны. Кроме того, из года в год этот показатель улучшался, и неоднократно отмечалось, что система кадрового резерва имеет хороший потенциал и положительную динамику.

Такие результаты, по нашему мнению, в первую очередь связаны с тем, что в большинстве округов на территории Российской Федерации в органах государственной власти ведётся целенаправленная и систематическая работа по созданию кадрового резерва. Как видно из таблицы 1, это приводит к определённому высокому результату.

Таблица 1

Численность работников, замещавших должности государственных служащих и укомплектованность кадрами на конец 2015 года

Название округа

Территориальные органы Федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления с исполнительно- распорядительными функциями

Чел.

Укомплекто-ванность, %

Чел.

Укомплекто-ванность, %

Чел.

Укомплекто-ванность, %

Уральский федеральный округ

32757

89,6

14849

95,7

29126

96,4

Курганская область

3224

90,8

1262

94,3

2567

96,0

Свердловская область

11143

89,3

4909

96,8

7001

96,2

Тюменская область

10138

88,5

6736

95,7

12655

97,0

В том числе

Ханты –Мансийский автономный округ

4006

90,0

2470

93,6

6056

97,4

Тюменская область без округов

4227

88,5

2283

96,0

3380

96,2

Челябинская область

8252

90,8

1942

93,9

6903

95,6

Однако опросы населения и низкий уровень жизни россиян показывают, что чиновники не могут или не хотят решать управленческие задачи, что приводит к низкому качеству государственного управления. Причины мы видим в следующем.

1. В 2015 году Росстат проводил анонимный опрос населения по поводу государственной службы. Вопросы касались личного отношения к данному виду службы и целей, по которым люди бы пошли в эту сферу деятельности. Результаты приведены на рисунке 1.

Как видно из рисунка, причины, по которым граждане пошли бы в органы государственной власти касаются лишь их личной выгоды, как в материальном, так и в социальном аспекте. Именно возможность личного обогащения, а не государственная деятельность на благо общества и граждан страны часто является желанием стать государственным служащим.

Следствием этого является коррупция. Хотя в последнее время в нашей стране активно борются с этим фактором, он все же присутствует и пагубно влияет на качество государственного управления. За 2014 год Россия занимала 154 место в рейтинге индекса коррупции в государственной власти из 178 возможных. В 2015 году Россия поднялась на 149 позицию.

Рис 1. Причины привлекательности государственной службы для граждан РФ

2. Второй проблемой низкого качества управленческих решений является недостаточный уровень подготовленности государственных служащих высшего звена. Можно говорить о наличии большого количества постов в органах государственной власти, но их часто занимают люди, которые не соответствуют им. Это касается и профессионального образования, и опыта управленческой деятельности, и, что немаловажно, личностных качеств.

3. Ещё одной проблемой является трудность поступления на государственную службу людей, которые имеют высокую профессиональную подготовку, стремление трудиться на благо граждан своей страны, но не имеют определённой поддержки в лице действующих государственных чиновников.

Как показывает практика, карьерный рост часто проводится исключительно из личных побуждений человеческого фактора, невзирая на весь профессионализм и прочие заслуги.

Таким образом, можно констатировать, что государственная служба является способом получения дохода, а не осуществления деятельности на благо общества и развития государства. Кроме того, большинство людей слабо верит в то, что своими силами можно добиться хорошей должности и профессионального роста. И именно имидж власти сложнее всего исправить, особенно в представлении населения.

Низкий уровень квалификации кадров вызван в первую очередь барьерами и теневым управлением внутри системы карьерного роста. Если провести ряд усовершенствований и сделать процесс подбора персонала, а также последующего карьерного роста прозрачным и общедоступным, то, возможно, ситуация значительно улучшится. Кроме того, необходимо значительно повысить требования к кандидатам, проводя не только конкурс и собеседование, но и организовывая различные деловые игры, позволяющие раскрыть их потенциал или же узнать об их недостаточной квалификации.

На наш взгляд, создание кадрового резерва, в который должны входить достойные претенденты, позволит повысить эффективность государственной службы и улучшить качество жизни граждан Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // Консультант Плюс // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ (дата обращения: 27.10.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle