Библиографическое описание:

Нуруллаева Н. К. Новые подходы в историографии периода независимости // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1107-1109.



В данной статье речь идет о новых научных подходах в историографии периода независимости Республики Узбекистан.

Ключевые слова: культурная взаимосвязь, культурное взаимовлияние, национально- культурные интересы, межнациональные отношения, культурно-исторический процесс.

Благоприятная обстановка для объективного научного познания, глубинного переосмысления противоречивой картины культурных взаимоотношений в рамках советской действительности сложилась лишь после распада СССР и обретения Узбекистаном государственного суверенитета.

Проблемы культурных взаимосвязей и культурного взаимовлияния народов Хорезмского оазиса всегда рассматривались в контексте вопросов истории культуры и культурного процесса в Узбекистане. С позиции темы нашего исследования нужно указать, что учеными Узбекистана был собран и обобщен значительный фактический материал, который обладает весомым информационным потенциалом. Хотя надо сказать, что в годы независимости усилилось внимание исследователей проблемам национальной культуры в целом, изучению её некоторых аспектов с точки зрения общественных наук (исторической, философской, политологической, искусствоведческой).

В «Новой истории Республики Узбекистан» отмечается, что в последние десятилетия ХХ века культура Узбекистана продолжала самобытные народно-национальные традиции, различные современные социально-художественные явления и тенденций [10, c. 423–478]. В «Новой истории Каракалпакстана» подчеркивается, что деятели культуры Каракалпакстана активно ищут непроторенные пути развития, возрождения национальных традиций, стремятся выйти за рамки привычных концертов, ведут поиски синтеза уходящею в глубь столетий духовной культуры, национальной ментальности с образностью современной жизни [11, c. 491–504].

На сегодняшний день в раскрытии изучаемой нами проблемы большую теоретико-методологическую основу составляют труды проф. Д. А. Алимовой, которые, наиболее полно и выразительно отображают эволюцию методологических и историографических представлений автора за последние годы [1]. В первый раздел «Историческая наука в Узбекистане и проблемы ее развития» вошли публикации о месте и роли отечественной исторической науки на различных этапах ее развития, а также о первоочередных мерах и задачах по ее совершенствованию. Во второй раздел «Для чего нужно историческое сознание?» включены раздумья историка относительно роли исторической науки и исторического сознания в современном обществе. Особенно интересными, на наш взгляд, представляются размышления автора о необходимости обобщения опыта предшествующих поколений, и о том, как идейные образы «совершенного общества» и «совершенного человека», представленные в трудах известных мыслителей Востока, могут быть экстраполированы на современную реальность и поставлены на службу обществу.

Публикации, представленные в третьем разделе «Недавнее прошлое глазами историка», дают возможность рассмотреть события недавнего исторического прошлого нашей страны в контексте общемировых процессов. Следующие разделы данного тома посвящены изучению методологии и подходов к исследованию вопросов культуры в первые десятилетия советского периода и включают взгляд историка на женский вопрос, и, может быть, просто мнение современной женщины о женском мире.

В целом данный труд проф. Д. А. Алимовой [1] на сегодняшний день является наиболее ценным источником, так как в нем комплексно рассматриваются вопросы генезиса научной мысли в исторической науке Республики Узбекистан, исторического процесса и формирования высокой

На рубеже 90-х годов культурно-исторический процесс разрабатывался с различных точек зрения. Например, К.Расулов [6, c. 29], исходя из объекта своего исследования (межнациональные отношения в Узбекистане — прим. авт.), указывает, что «особое место занимают меры по возрождению национальной культуры». Оценка автором сложившейся ситуации в области культурного процесса сводится к мысли, что «решение проблем, доставшихся в наследство от прошлого, было трудным и противоречивым. Но при всей противоречивости процессов общественного развития шло духовное и политическое раскрепощение народа, люди обретали гражданское и национальное достоинство». Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры стали объектом исследования в кандидатской диссертации К. Мираъзамова [5, c. 21]. Исследование интересно нам с точки зрения формирования и расширения понятийного аппарата объекта исследования — национальной культуры, а также общефилософская диалектика её развития. Автор констатирует, что для претворения в жизнь политики независимости необходимо и важно решать культурно-духовные проблемы, непосредственно связанные с национальной культурой, с верой, мировоззрением, идейностью людей, с их духовностью. Развитие национально-культурных интересов приводит к необходимости решать культурно-духовные проблемы возрождения почти забытых обычаев, обрядов и традиций, национальных ценностей, восстановить подлинную историю, возродить себя как нацию. В работе исследуются вопросы национальных языков, обычаев и традиций, создание национально-культурных центров и обществ как фактор выражения национально-культурных интересов народов Узбекистана.

Вопросы культуры межнациональных отношений являлись актуальной проблемой научной мысли первой половины 90-х годов, так как распад тоталитарной системы привел к обособлению межнациональных отношений в Узбекистане, обуславливавшихся назревавшими нерешенными национально-этническими конфликтами. С.Чариев [9, c. 21] рассматривает социальную справедливость как социально-философскую категорию, которая характеризует уровень социального достижения, степень материальной и духовной зрелости общества и ее членов, видит нарушение критериев социальной справедливости при советском тоталитарном строе, указывает на причины возникновения духовного неравенства наций и национальных групп, что привело к деформации культуры межнациональных отношений. Деятельность национальных культурных центров Республики Узбекистан стала объектом исследования Н. Туговой [7, c. 25]. В работе она рассматривается как часть общей системы культурно-воспитательной работы в стране. Выделяя особое значение деятельности Республиканского интернационального культурного центра как объединяющей, координирующей силы, актуализируется роль Общественного центра «Духовность и просветительство». Автор подчеркивает, что «эти общественные организации являются на современном этапе своеобразными центрами духовной жизни различных диаспор и играют все более положительную роль в вовлечении населения в политическое, хозяйственное, экономическое и культурное строительство». Диссертационное исследование Х.Маннапова [4, c. 23] посвящено изучению и раскрытию общественной сущности средств массовой информации, их влияния на культуру общества в целом. В частности, во второй главе автор обращает основное внимание на специфические особенности развития средств массовой информации, их место в культурной жизни в условиях становления независимости Республики Узбекистан. В этом контексте к вышеуказанной работе близко диссертационное исследование Д.Бекбаулиева [3, c. 83]. Объект исследования — периодическая печать Каракалпакстана первой половины 1990-х годов. Автор изучает историю формирования периодической печати Каракалпакстана в условиях перехода к рыночным отношениям, дает характеристику и жанровые особенности периодики данного периода. В методологическом аспекте большую роль играют исследования ученых-философов Узбекистана. Так, Б.Халматова [8, c. 23] в своем диссертационном исследовании попыталась осуществить концептуально-методологический анализ сущности, особенностей развития и общественной роли духовной культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. Среди некоторых публикаций, посвященных истории культуры современного Узбекистана, можно выделить статью Х. Р. Жураева [3, c. 83–86], в которой дается общая картина культурного процесса в период независимости.

Таким образом, в историографии Узбекистана проблема культурного возрождения в различных ее аспектах (историческом, социолого-культурологическом, философском и др.) была изучена довольно глубоко. При этом были разработаны проблемы состояния культуры на современном этапе и новые схемы развития в условиях независимости Республики Узбекистан.

Литература:

  1. Алимова Д. А. История как история, история как наука. В 2-х томах. Ташкент: Узбекистан, 2008–2009.
  2. Бекбаулиев Д. Давлат мустақиллиги йилларида Қорақалпоғистон даврий матбуотан (1991–1994-йй.).: Автореф. дисс.... канд. ист. наук. –Ташкент, 1997.
  3. Жураев Х. Р. Мустақил Ўзбекистонда маданиятнинг ривожланиши //Общественные науки Узбекистана. –Ташкент, 2001. -№ 4–5.
  4. Маннапов Х. Роль средств массовой информации в культурной жизни общества в условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент, 1997.
  5. Мираъзамов К. Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры : Автореф. дис....канд.ист.наук. –Ташкент, 1995.
  6. Расулов К. Обеспечение межнационального согласия и мира в Узбекистане во второй половине 80-х — начале 90-х годов.: Автореф. дис....канд.ист.наук. — Андижан, 1993.
  7. Тугова Н. Системный подход к воспитательной деятельности национально-культурных центров Республики Узбекистан.: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент,1995.
  8. Халматова Б. Духовная культура и особенности ее развития в процессе перехода к рыночной экономике.: Автореф. дисс....канд.ист.наук. –Ташкент, 1997. — 23 с.
  9. Чариев С. Социальная справедливость — важнейший фактор в повышении культуры межнациональных отношений.: Автореф. дис....канд.ист.наук. –Ташкент,1994.
  10. Ўзбекистоннинг янги тарихи. 3-китоб. Мустақил Ўзбекистон тарихи. Тошкент, 2000.
  11. Қарақалпақстанның жаңа тарийхы. Нөкис, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle