Библиографическое описание:

Газиева У. И., Атамуратова Д. Р. Роль духовного воспитания в семье и махалле // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1083-1084.



В статье представлены основные этапы развития духовного воспитания в семье и махалле.

Ключевые слова: духовность, семья, махалля, воспитание.

На востоке отношение к жизни устроено на основе воспитанности, духовной устремлённости и философии благородства. При этом стремление к счастью и гуманизму и необходимо жить на основе этих понятий. Потому что в них имеется способность понять, осознать бытие, стоящее на высоком уровне, отличие от других существ. Формировавшаяся на востоке богатая культура и духовность, в разной эпохе человеческой истории, разных континентах были причиной прогресса формировавший фундамент крутого поворота. Издревле в этой земле критиковались глупость и невежество, широко поощрялись образованность и эрудиция. Священность родителей, уважение старшим, милость младшим, приоритет уважения во взаимоотношении, подобные высшие качества в разных политических режимах, и под давлением разных идеологических строев не теряет свою ценность, своё значение.

Семья — это ячейка общества, на ней основываются общество и государство. Каждый год в Узбекистане, начиная с 1997 года проходит под определенным названием. Так, 2015 год в Узбекистане назван Годом внимания и заботы о старшем поколении, 2014 год — Годом здорового ребенка, 2013 год — Годом благополучия и процветания, 2012 год — Годом семьи, 2011 год — Годом малого бизнеса и частного предпринимательства, 2010 год — Годом гармонично развитого поколения, 2009 год — Годом развития и благоустройства села, 2008 год — Годом молодежи, 2007 год — Годом социальной защиты, 2006 год — Годом благотворительности и медицинских работников, 2005 год — Годом здоровья, 2004 год — Годом доброты и милосердия, 2003 год — Годом махалли, 2002 год — Годом защиты интересов старшего поколения, 2001 год — Годом матери и ребенка, 2000 год — Годом здорового поколения, 1999 год — Годом женщин, 1998 год — Годом семьи, 1997 год — Годом интересов человека.

В Узбекистане основным составляющим общества считается семья. «Когда говорим о семье, сначала мы должны признать, что она является институтом, обеспечивающим продолжительность поколений, а также хранение священных традиций и обычаев, вместе с этим она первичный очаг воспитания, оказывающее непосредственное влияние на то, каким вырастет будущее поколение». [1.2] В годы независимости в стране осуществляются реформы, направленные на всестороннюю поддержку семей. В частности, 63–66 статьи 14 главы Конституции Республики Узбекистан посвящены именно семье. Духовно и физически здоровая, гармонично развитая личность может формироваться только в семье. Здоровая атмосфера и благополучие в семье — основа духовного совершенства всего общества. В повышении духовной жизни народа место и значение исторически сложившегося махали, основанного на династийно-родственных отношениях, объединении на основе определенной профессии и местном самоуправлении считается бесценной. Институт махали сегодня это не только основное звено, обеспечивающее участие граждан в принятии политических решений, но и единственная система, способная повысить активное участие молодежи в социальной жизни страны и воспитать духовно развитую молодежь.

Узбекские семьи в течение веков выполняют функцию хранилища и обогащения таких понятий, как честь и совесть, доброта и милосердие.

Повышение роли, расширение прав и возможностей махалли, структура и функции менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.

Современная махалля — это территориальное объединение людей, как в кварталах многоэтажных домов, так и в районах индивидуальной застройки. На территории махалли нет разделения по национальному или социальному признаку, все члены равны. Основные решения принимаются на сходе общины, ответственный за исполнение решений — председатель махаллинского комитета — выборная должность.Совещательный орган — махаллинский комитет, члены которого тоже выбираются из жителей района.

В настоящее время созданы махаллинские комитеты из уважаемых граждан, решающие вопросы распределения благ среди бедных и многодетных семейств и организующие помощь в традиционных семейных праздниках (распределение столов, стульев, фаянсовой посуды, покрывал). Многие комитеты создали для подростков, ремонтные мастерские, цеха, студии, клубы по интересам.

Сегодня в стране действуют около 10 тысяч сходов граждан, в деятельность которых вовлечено практически все население страны. Повышается значимость махалли в дальнейшем углублении демократических процессов. На примере данного института мы можем проследить также поэтапную реализацию на деле основного принципа проводимых в нашей стране масштабных демократических реформ — «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу». и других общественных структур в воспитании здорового ребенка, особенно девочек, оказание им содействия в овладении современными знаниями и профессиями, вовлечении в различные кружки, развитии предпринимательства, усиление ответственности махалли и других общественных структур за укрепление в семьях и обществе взаимопонимания, мира и спокойствия, своевременное и адресное оказание материальной и моральной помощи малообеспеченным семьям. Благодаря махалле, в Узбекистане веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это вкупе с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества. Важной вехой в истории становления и развития институтов Махалли стало принятие в 1993 году в Узбекистане Закона «Об органах самоуправления граждан», его новой усовершенствованной редакции в 1999 году, а также в 2004 году — Закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». А в выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране были поставлены задачи, связанные с реформированием института Махалли. Они включили такие важные аспекты, как совершенствование организационных основ функционирования этого института, расширение функций и обеспечение его тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Сегодня в нашей стране роль семьи в формировании духовного облика молодежи на основе идеи национальной независимости, общечеловеческих ценностей и многовековых традиций бесценна. Как подчеркивает наш Президент: «Наш народ издревле считает семью священным. Если в семье царит дружба и взаимоуважение, то и в обществе будет мир и процветание. Благополучие семьи — благополучие нации». [2.163]

Литература:

  1. Каримов И. А. Оила фаровонлиги — миллат фаровонлиги: Ўзбекистон Республикаси Конституциясининг 5 йиллигига бағишланган тантанали маросимдаги нутқи. // Халқ сўзи газетаси. — 1997.
  2. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т.: 2008.
  3. www.lex.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle